Как добиться уголовного расследования и что для этого необходимо?

Следователь или писец?

Как добиться уголовного расследования и что для этого необходимо?

Предварительным расследованием в России ежедневно занимаются свыше 100 тыс. офицеров, ведомых на борьбу с преступниками многозвездными генералами. Насколько это эффективно?

Предварительное расследование

Предварительное расследование – сложнейший вид государственной деятельности. Как его организовать, добиться его эффективности, какова система данного процесса? Что или кто является важнейшим элементом системы предварительного расследования?

Понятие «предварительное расследование» может быть истолковано как в узком смысле (разд. VIII УПК РФ), так и в самом широком смысле. Именно такой подход к проблеме организации системы предварительного расследования мы и рекомендуем.

К предварительному расследованию относится деятельность всех органов государственной власти, осуществляющих: 1) выявления преступной деятельности; 2) регистрацию преступлений; 3) установление всех значимых обстоятельств совершения преступлений (сбор, закрепление доказательств); 4) выявление лиц, совершивших преступления; 5) применение мер процессуального принуждения, включая заключение подозреваемых, обвиняемых под стражу, изъятие имущества; 6) предъявление этим лицам конкретного обвинения.

Если принять за точку отчета конкретного следователя (ст. 38 УПК РФ), то это самая крохотная матрешка, помещенная в систему матрешек, крупнейшей из которых как раз и будет предварительное расследование в самом широком смысле.

Теперь попробуем ответить на вопросы, кто такой современный российский следователь и какое отношение он имеет к реальному современному расследованию преступлений.

Пример такого расследования – производство по уголовному делу, возбужденному по факту убийства Б.Е. Немцова.

Одновременно спросим просвещенного читателя: много ли в нем традиционной чисто следовательской работы, как таковая соотносится с ее оформительской составляющей?

Аnchetator

Точнее всего, пожалуй, понятие «следователь», равнозначное понятиям «советский следователь» и «современный российский следователь», определено в румынском языке – anchetator (анкетатор). Данный термин официально переводится как «судебный следователь».

Фактически речь идет о лице, заполняющем анкеты, фиксирующем результаты пусть даже и исследования, но чужого. Кто проводит последнее, неважно, ясно, что не сам anchetator. Аналог данного термина в русском языке «стряпчий», его задача «стряпать», «шить дела».

Функции такого стряпчего, в Англии солиситора (solicitor), – подготовка материалов для ведения дел барристерами (barrister). Очевидно, что расследование преступлений – компетенция совсем не следственных структур.

Не будем лукавить, что и советский, и современный российский следователь на 90%, а в некоторых случаях и на все 99% – стряпчий, solicitor, anchetator.

В связи с этим вспоминается выступление одного следователя-передовика, работавшего в середине 80-х годов прошлого века в глухом районе Молдавии.

На вопрос, как ему удалось достичь исключительно высоких в республиканском масштабе показателей, следователь, к тому же еще и первогодок, честно ответил, что сотрудники уголовного розыска – ребята опытные, подходы к преступникам знают хорошо, знакомство виновного с ними быстро заканчивается явкой с повинной, к которой прилагаются протоколы изъятия части похищенного. В таких условиях следователь быстренько заполняет процессуальные бланки, по указанию прокурора избирает меру пресечения, составляет обвинительное заключение.

Еще один примечательный факт, которым поделился следователь-первогодок: своего рабочего места у него нет, выходит в коридор райотдела и пишет на колене.

Во-первых, видим место следователя в уголовно-процессуальном доказывании, во-вторых, ясен размер его экономической составляющей: чтобы поставить рекорд в социалистическом соревновании, следователю даже не нужно персональное рабочее место.

В-третьих, республиканский рекорд установил выпускник юридического факультета Кишиневского университета, отработавший следователем в системе МВД МССР всего лишь год. Следовательно, для получения высоких результатов ни глубокие знания, ни профессиональный опыт серьезного значения не имеют.

Кто же в таких условиях следователь? Эффективный менеджер, если по-русски, то успешный приказчик.

Фиксируемый показатель в работе – большое число дел, направленных в суд, – величина легко достижимая. Чтобы выйти на показатель 100 уголовных дел в год, нужно руководствоваться золотым правилом теории управления: все, что можешь, поручи другим.

На меня работали и оперуполномоченные ОУР, БХСС, участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних. В конце месяца мне выделяли сразу двух машинисток.

Пока одна допечатывала под диктовку фразу по одному уголовному делу, другой машинистке я диктовал фразу еще по одному делу.

Труд лукавый, стахановский. Система «шахтер уголь рубит, он его и отвозит» подменена системой, основанной на концепции труда: «лучший шахтер рубит уголь, другие его отвозят». Работает коллектив, дела засчитываются следователю. Таких льготных условий у 99% следователей не было.

Впрочем, к рекордам они не стремились, оканчивали по 10–20 дел в год. Согласно господствующей идеологии рекордсмен мог быть только один. Впрочем, на всех по 100 дел в год и не хватило бы. Мой начальник П.С.

Мельниченко порой дел мне даже и не давал, приговаривая: «Зачем они тебе, ты и так их найдешь». Личный авторитет в других службах позволял дела находить, в данном случае оперативные работники были уверены: шансы довести дело до суда достаточно велики. Дал дело следователю – помогай.

И помогали, честно за меня выполняли всю бюрократическую работу: справки, характеристики…

Оперативные сотрудники четко знали мои требования по сбору доказательств к моменту возбуждения уголовного дела. По сути: все расследование дела умещалось в стадию его возбуждения.

Насколько вышеописанная кипучая деятельность была классической следственной работой, судить читателю.

О чем умалчивали тогда и умалчиваем сейчас? О методе получения доказательств по делам о неочевидных преступлениях, который тоже не является безумно затратным. О пытке.

Точнее всего о последствиях правильно организованной пытки писал в своих воспоминаниях проф. Черниловский З.М. (1914–1995): «Подсудимые показания дают самоотверженно».

О роли и месте пытки в уголовно-процессуальном доказывании искушенный читатель, безусловно, наслышан. Сами следователи, за редким исключением, не пытают. Для этого есть другие люди1.

В данном случае не будем углубляться в проблему: пытка – это хорошо или плохо. Главное, она в той или иной форме существовала всегда, от следователя требуется только зафиксировать результаты, полученные под пыткой: заполнить бланки протоколов. Бесспорно и то, что подавляющее большинство виновных пытать не нужно, расскажут все, да еще сдадут соучастников.

Естественно, что следователь должен иметь широкий кругозор, уметь ладить с экспертами, адвокатами, прокурорами и еще много с кем. Сколько для заполнения бланков нужно таких умелых следователей, как структурировать их деятельность, каково место следователя в системе правоохраны?

Следствие по-мароккански

В памяти всплывают впечатления, полученные во время осмотра места происшествия в Марокко (2001). Процессуальная культура там французская, судебные следователи на «краженки» не выезжают, их функции на местах выполняют уполномоченные – комиссары (лат. commissarius). Уполномоченный, еще агент (лат. agens – действие), – лицо, действующее по поручению.

Оперативная группа (два опера, участковый, специалист-эксперт широкого профиля и комиссар), осмотрев место происшествия и не обнаружив явных следов преступления, ограничилась только принятием заявления. Никаких протоколов, объяснений и, само собой разумеется, отказных. Честно сказано: факт преступления не оспариваем, раскрыть его не можем.

Тогда комиссар преподал мне одновременный урок криминологии и уголовного процесса! Он сказал: «Вы знаете, что у нас воруют, следовательно, будете беречь свое имущество. О том, что у нас воруют, знает представитель польского туроператора, который потерпевших забросил в Марокко, значит, предупредит, кого следует.

О краже в отеле узнал его хозяин. Он легко разрулит сложившуюся ситуацию, не применяя мер уголовно-правового воздействия: воровку – горничную уволит, кражи прекратятся.

Наконец, главное: полиция поставила преступление на учет, а посему имеет право требовать дополнительного финансирования, поскольку работы прибавилось и с ней она не справляется».

Утверждают, что в системе МВД России только отказными материалами ежегодно занимаются 30 000 офицеров. Если применить марокканский метод, то их можно сократить. Что для этого нужно? Во-первых, честно зафиксировать все преступления.

Один из начальников милиции мне признался: только раз в жизни, да и то полгода, ему разрешили регистрировать все, что имеет признаки преступления. Во-вторых, пора признать: раскрыты будут далеко не все преступления, неотвратимость наказания – утопия.

Кто ворует систематически, рано или поздно попадется, вот тогда-то размером наказания и спросим с него за латентный ряд. Метод, всегда применяемый к карманникам.

Следствие по-канадски

Дело об изготовлении контрафактных джинсов на миллион долларов в г. Калгари (Канада). В отечестве нашем требуют заключение эксперта-товароведа по каждой паре брюк. Канадцы смотрят проще.

У виновных спросили: «Нефальсифицированные джинсы есть?» Ответ: «Нет». Далее кратчайшее обвинение: незаконно изготовлено джинсов на миллион долларов. Прокурор в суде: штраф 250 долл. плюс конфискация товара. Адвокат: согласны на штраф 150 долл.

без конфискации. Судья: штраф 150 долл. плюс конфискация.

Все! Наказание состоялось, ибо изготовление контрафактных джинсов обошлось осужденным в миллион долларов, взятых в кредит, который им предстоит вернуть.

Процессуальная экономия во всем: предварительное расследование – несколько страничек. Судья приговор не писал, ограничился подчеркиванием нескольких строк в типовом бланке.

Все остальное за государство с осужденными сделает банк! Готовы мы так работать? Предпосылок к этому пока не видно.

Процессуально несамостоятельный

Ждем ли мы инициативы от российского следователя? Скорее всего, нет. Ему полностью отказано в независимости, качестве, присущем судьям, самостоятельности, о чем говорили в 1960-1980 годы.

Современный российский следователь, несмотря на офицерские погоны, – рядовой одной из следственных армий, входящих в правоохранительные ведомства: МВД, ФСБ, ФСКН, и специальной отдельной следственной армии, именуемой СК РФ.

Безусловно, следователи данной армии более независимы, чем следователи армий, приданных структурам, осуществляющим ОРД. Нетрудно догадаться, чем для командующего такой армии чреват спор с министром.

Наш вывод: современный российский следователь – это commissarius, anchetator, solicitor – стряпчий, уполномоченный своим руководством заполнять процессуальные бланки доказательственной информацией, полученной преимущественно органами, осуществляющими ОРД.

Чтобы понять, кто направляет действия стряпчего в современном российском уголовном процессе, достаточно проанализировать иерархию в отношениях: лейтенант – генерал-лейтенант.

Кто же реально должен осуществлять предварительное расследование в широком смысле этого термина. Выявления признаков преступной деятельности – задача явно не следственная. Нельзя ему поручить и регистрацию преступлений.

К некоторым операциям, касающимся сбора и закрепления доказательств, следователя можно и допустить.

Всецело в компетенции следователя применение мер процессуального принуждения, заключение обвиняемых под стражу, предъявление им конкретного обвинения.

Естественно, что при таком раскладе функций работа следователя явно не на первом месте, итоговое решение принимает он, но только на основании предоставленных ему материалов. Что в данном случае первично, что вторично – опять судить читателю. Эксперты-медики, не стесняясь, утверждают: приговоры пишут они, а не судьи, а следователь только подшивает их из заключения в дело. Разве не так?

Основные выводы

Предварительное следствие, свойственные ему технологии – порождение эпохи индустриальной (века прошлого, а то и позапрошлого). Им нет места в информационном обществе. Смена систем мысли неизбежно ведет к смене всех прочих стратегических схем и систем, в ряду которых стоит предварительное расследование.

Исследование проблемы позволяет сделать ошеломляющий вывод: в предварительном расследовании первостепенное значение имеет не следователь, а структуры, с которыми он должен уметь организовать взаимодействие. Невежество последних похоронит самое совершенное процессуальное законодательство.

В нашем обществе господствует дух иждивенчества, люди замерли в ожидании, когда приедет барин и их рассудит. В таких случаях следователь вырождается в примитивную форму толкача в рамках административного управления.

Результат: следователи загружены никому не нужной работой, которая к делу борьбы с преступностью имеет в лучшем случае прикладное значение.

Система предварительного расследования не более чем одна из государственных подсистем, причем в их ряду далеко не самая важная. У государства не одна цель, а иерархия целей.

Следовательно, эффективность работы системы (фактически подсистемы) предварительного расследования напрямую зависит от схемы сложения активностей всего ряда подсистем.

Есть ли смысл ждать ответа на вопрос: может ли быть эффективным функционирование системы предварительного расследования (социальной подсистемы), если в конкретный исторический период времени не эффективна государственная политика в целом.

Например, со всех сторон в адрес следователей слышатся упреки в отсутствии эффективности, более того, многие утверждают, что отсутствие эффективного предварительного расследования препятствует справедливому правосудию. Совершенно очевидно, что подобные утверждения от лукавого, попытка увести общество от поиска истинных причин плохой работы всего государственного механизма.

1 Колоколов Н.А. Пытка – традиционный метод доказывания // эж-ЮРИСТ. 2012. № 27.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/322776/

Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?

Как добиться уголовного расследования и что для этого необходимо?

Эта памятка научит вас защищать свои права в случае, если вы стали жертвой преступления, а представители правоохранительных органов не признают вас потерпевшим и отказывают в возбуждении уголовного дела.

Эта инструкция понадобится вам, если:

  1. вы уже подали заявление;

  2. заявление было принято и рассмотрено (см. инструкцию “Как написать и подать заявление”);

  3. вас уведомили, что по вашему заявлению принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Шансы на то, что в результате ваших жалоб все-таки возбудят уголовное дело, не очень велики. Из 7,5 миллионов постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в 2014 году отменили 1,48 миллионов, но возбудили после отмены только 195 984 уголовных дела.

Несмотря на это, жалобы на постановление об отказе всё же повышают ваши шансы добиться возбуждения уголовного дела. Сотрудники правоохранительной системы не заинтересованы менять свое решение об отказе в возбуждении уголовного дела. И дело не только в том, что они не хотят делать лишнюю работу.

Для них возбуждение уголовного дела после отмены постановления об отказе – отрицательный показатель их эффективности (см. раздел «Криминальная статистика»).

При подготовке инструкции были использованы материалы Антикоррупционного журнала.

Оглавление

Что важно знать при обжаловании отказа в возбуждении уголовного дела?

Как обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?

1. Ознакомление с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами проверки

2. Изучите постановление и материалы проверки

3.  Составьте жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (Приложение № 3)

4. Подаем жалобу

4.1 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа/начальнику отдела полиции

4.2 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела прокурору

4.3  Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела в суде

Результаты рассмотрения жалобы 

Вы стали жертвой преступления, но правоохранительные органы отказали вам в возбуждении уголовного дела. Как поступить?

Уголовно-процессуальное законодательство позволяет вам обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела тремя различными способами, имеющими как преимущества, так и недостатки.

Процедура обжалования постановления об отказе возбуждении уголовного дела регламентирована главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Что важно знать при обжаловании отказа в возбуждении уголовного дела?

Уголовное преследование не может осуществляться в случае, если имеется неотмененное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п.5 ч. 1 ст.27 УПК РФ). К примеру, вы обратились в полицию с заявлением о причинении побоев.

Если на ваше заявление было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вы не вправе обращаться в суд в порядке частного обвинения (ст.318 УПК РФ).

Поэтому отказ в возбуждении уголовного дела уничтожает возможности восстановления нарушенных прав и преследования виновных.

Жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в случае, если  это решение затрагивает его интересы (123 и 125 УПК РФ). Кроме того, в интересах заявителя жалобу может подать защитник, законный представитель или представитель.

К примеру, если вы стали очевидцем преступления и полиция отказала вам в возбуждении уголовного дела, вы вправе оспорить это решение.

Важно: закон не предусматривает сроков подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела. Вы можете сделать это когда угодно, но мы советуем не медлить.

 

Скачать инфографику для печати (2,8 MБ)

 

1. Ознакомление с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами проверки

1.1 В первую очередь вам необходимо ознакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела. Если постановление не было вручено, запросите его копию, а также попросите ознакомить вас со всеми материалами проверки по вашему заявлению. 

Заявление о предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и ознакомления материалами проверки (16,6 KБ)

 

Заявление об ознакомлении с материалами проверки по сообщению о совершении преступления (19,2 KБ)

1.2 Заявление необходимо направить адресату по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в двух экземплярах принести в канцелярию (приемную) отдела полиции или следственного комитета. В последнем случае лицо, принявшее заявление, на втором экземпляре ставит отметку о приеме с указанием даты (см. инструкцию «Если у вас не принимают заявление»).

1.3 В ответ на ваше ходатайство об ознакомлении с материалами проверки следователь (дознаватель) пришлет информацию о времени и месте ознакомления с материалами проверки.

1.4 Ознакомление происходит в помещении органа, вынесшего постановление: в отделе полиции или отделе Следственного комитета (СКР). Сделайте фотокопии всех материалов. Если вы не хотите или не можете лично явиться в отдел полиции (отдел Следственного комитета), с материалами проверки может ознакомиться ваш представитель, у которого есть от вас доверенность.

1.5 Законные представители несовершеннолетних граждан (родители) не обязаны оформлять доверенность для ознакомления с материалами проверки, однако желательно при себе иметь свидетельство о рождении ребенка.

2. Изучите постановление и материалы проверки

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из двух частей: мотивировочной и резолютивной.

Мотивировочная часть содержит доводы дознавателя (в его роли может выступить также участковый или оперативный уполномоченный) или следователя в обоснование своего решения, а резолютивная — формальные основания для вынесения отказа со ссылками на нормы УПК РФ.

Для того чтобы эффективно обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вам необходимо выяснить, что именно делал следователь (дознаватель) для всесторонней и объективной проверки вашего заявления о преступлении и чего не делал.

К примеру, опросил ли сотрудник всех свидетелей, провел ли необходимые исследования (например, медицинские), запросил ли видеозаписи камер наружного наблюдения и т.д. Списка действий, которые обязан произвести следователь/сотрудник полиции, не существует.

Вы можете сравнить свои ожидания от объема проверочных действий с реальностью и затем указать в жалобе, что именно не было сделано.

3. Составьте жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Образец жалобы – (Приложение №3) (22,9 KБ)

Статья 24 УПК РФ содержит законные основания, по которым выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Среди них наиболее распространенные:

– отсутствие события преступления (п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)

т.е. никогда не существовало никакого деяния, которое послужило причиной сообщения о совершении преступления; 

– отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ),

т.е. событие действительно существовало, однако его нельзя квалифицировать как преступление. К примеру, гражданин подал заявление об угоне автомобиля, но в действительности автомобиль без ведома владельца переставил родственник заявителя, не имевший злого умысла.

Обжалуя постановление, вы будете аргументировать ту точку зрения, что такой вывод (преступления не было или никто не виноват) — неверен.

При составлении жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела важно доказать, что постановление было:

а) необоснованным, то есть вынесенным преждевременно, без достаточной проверки изложенных в заявлении о преступлении фактов, и/или не соответствующим материалам проверки;

б) немотивированным, то есть без внятного изложения причин, по которым следователь (дознаватель) принял решение об отказе;

в) не соответствующим уголовно-процессуальному кодексу.

4. Подаем жалобу

Куда, как и кому подавать жалобу?

Как показывает практика, граждане чаще всего сталкиваются с отказами в возбуждении уголовных дел, принятых участковыми уполномоченными сотрудниками полиции.

Как наиболее эффективный и наименее трудоемкий способа защиты ваших прав мы рекомендуем обжалование отказа в возбуждении уголовного дела прокурору, но, конечно, вы всегда можете воспользоваться тем механизмом, который сочтете наиболее эффективным в вашей ситуации.

4.1 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа/начальнику отдела полиции

Закон предусматривает за вами право обратиться с соответствующей жалобой к руководителю следственного органа (ч. 5 ст. 148 УПК РФ). Иными словами, такая жалоба подается в канцелярию следственного органа.

Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принял следователь Следственного комитета, то жалобу надо подать в канцелярию отдела СКР. Если следователь следственного управления отдела полиции — то непосредственно в сам отдел полиции (канцелярию).

Если отказ в возбуждении уголовного дела был вынесен участковым или дознавателем отдела полиции, его необходимо обжаловать руководителю (начальнику) соответствующего районного отдела полиции (в канцелярию отдела полиции).

Важно: в дежурной части (в отличие от заявления о преступлении) такую жалобу принимать не обязаны.

Срок рассмотрения — в течение 3 суток со дня получения жалобы руководителем следственного органа (начальником отдела полиции). В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток с обязательным извещением заявителя о возникшей необходимости продления срока рассмотрения жалобы (ст. 124 УПК РФ).

Вас обязаны будут незамедлительно уведомить о решении, принятом по жалобе на отказ в возбуждении уголовного дела. Вам также обязаны сообщить о дальнейшем порядке обжалования (ч. ст.127 УПК РФ) — руководитель следственного органа объясняет порядок в своем решении.

Важно понимать, что в случае если руководитель следственного отдела признает постановление законным, это не лишает вас права обратиться со схожей жалобой в прокуратуру или суд.

4.2 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела прокурору

Порядок и сроки обжалования отказа в возбуждении уголовного дела прокурору схожи с обжалованием постановления руководителю следственного органа.

Однако этот способ обжалования отказа более эффективен, чем обращение к руководителю следственного органа. В сравнении с обращением в суд он менее сложен и более оперативен.

Жалоба подается в органы прокуратуры по месту нахождения отдела полиции либо Следственного управления (отдела) Следственного комитета России

Важно понимать, что в случае признания прокурором постановления законным, это не лишает вас права обратиться со схожей жалобой в суд.

4.3 Обжалуем отказ в возбуждении уголовного дела в суде 

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуются в районном суде по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В случае, если место производства предварительного расследования (т.е. его территориальность) определено в соответствии с частями 2–6 статьи 152 УПК РФ, то жалоба подается в районный суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело (ч.1 ст.125 УПК РФ).

О понятии «территориальности» см. нашу инструкцию «Куда подавать заявление».

К примеру, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, следовательно, и жалоба подается в районный суд по месту нахождения правоохранительного органа.

О том, как подать заявление и что делать в случае, если его не принимают, читайте в наших инструкциях.

Закон позволяет вам подать жалобу как непосредственно в суд, так и через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора (ч. 2 ст.125 УПК РФ).

Срок рассмотрения жалобы судом — не более 5 суток со дня поступления жалобы. После того, как суд примет вашу жалобу, вас обязаны вызвать в судебное заседание. Кроме того, рассмотрение жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела в суде происходит с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа (ч.3 ст.125 УПК РФ).

Вы вправе отказаться от участия в судебном заседании и ходатайствовать о рассмотрении жалобы в ваше отсутствие (ч.3 ст.125 УПК РФ).

Результаты рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы руководитель следственного органа, прокурор или судья выносит одно из следующих постановлений:

  • о признании отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, а также об обязанности устранить допущенные нарушения закона — это значит, что ваши доводы будут проверены еще раз, возможно проведут дополнительные проверочные действий;
  • об оставлении вашей жалобы без удовлетворения. Это решение может быть также обжаловано в суде.

Скачать инфографику для печати (2,8 MБ)

Скачать инструкцию (31,9 KБ)

Заявление о предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и ознакомления материалами проверки (Приложение № 1) скачать (16,6 KБ)

Заявление об ознакомлении с материалами проверки по сообщению о совершении преступления (Приложение № 2) скачать (19,2 KБ)

Образец жалобы (Приложение № 3) скачать (22,9 KБ)

Вернуться в раздел помощь

Источник: https://openpolice.ru/pages/pomosh/kak-obzhalovat-otkaz-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela/

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Как добиться уголовного расследования и что для этого необходимо?

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

​Как добиться возбуждения уголовного дела о подделке протокола общего собрания с помощью жалоб в прокуратуру

Как добиться уголовного расследования и что для этого необходимо?

06 Февраль 2019

Ранее мы писали о том, как написать заявление о подделке протокола общего собрания. На практике одного заявления мало.

Чтобы уголовное дело возбудили, надо держать под контролем доследственную проверку сообщения о преступления и периодически направлять действия правоохранителей в нужное вам русло.

В этой статье мы расскажем, как правильно обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела в прокуратуру.

В силу ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) сообщение о преступлении в правоохранительном органе – полиции, территориальном отделе Следственного комитета и др. – рассматривается в течение 3 суток. При необходимости срок проверки продлевается до 10 суток, а в исключительных случаях – до 30 суток. После этого по материалу принимается решение:

1. о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче сообщения в иной орган по подследственности. Например, поступившее в межрайонный отдел Следственного комитета заявление о подделке протокола общего собрания будет направлено в полицию.

Если итогом рассмотрения заявления стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, надо разобраться в причинах такого решения.

Например, должностные лица толком не разобрались в обстоятельствах: нужные свидетели не опрошены, необходимые документы не истребованы, таким образом, получается, что срок проволокитили, и пришлось принять не соответствующее требованиям УПК РФ процессуальное решение.

В таких случаях необоснованное и незаконное постановление обычно отменяется прокурором (его заместителем), на которого такие обязанности возложены требованиями пп.1 и 3 ч. 2 ст.37 УПК РФ и приказами Генпрокуратуры РФ.

Однако бывают случаи, когда прокурор (а на деле – кто-то из его помощников) «не увидел» незаконного решения следователя или органа дознания. Тогда прокурору необходимо помочь. Порядок «неотложного оказания помощи» прокурору предусмотрен статей 124 УПК РФ.

О чём эта норма?

Заявитель (автор сообщения о преступлении) является участником уголовного судопроизводства, который может обжаловать прокурору постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (как и любое действие/бездействие либо решение правоохранительных органов при проверке).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, срок проверки продлевается до 10 суток (об этом обязательно должен быть извещен заявитель).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

О принятом по жалобе решении и порядке его обжалования заявитель также незамедлительно уведомляется прокурором.

Как написать результативную жалобу?

Основная задача – определиться, с чем конкретно Вы не согласны.

Если с действиями следователя или дознавателя (обычно сотрудника БЭПиПК) – то с какими именно: вместо относимых к предмету проверки документов изъяты материалы бухгалтерии за другой период, сотрудники органа действовали некорректно.

Если с бездействием – то опять же, в чём оно заключается: не истребованы документы из ГЖИ, не проведена экспертиза подлинности подписей в протоколе собрания собственников, не опрошены знающие тему Иванова, Петрова, а вместо реального опроса Смирнова сотрудник поговорил с ним только по телефону, да ещё и не по делу.

Когда обжалуете процессуальное решение (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) надо исходить из того, что в силу части 4 ст.7 УПК РФ оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Что это значит?

Законность предполагает вынесение постановления надлежащим лицом (в МВД это – участковым, оперуполномоченным, дознавателем, и утверждено начальником органа либо его заместителем), и с указанием нормы закона (как правило, это – п.1 части 1 ст.24 УПК РФ – отсутствие события преступления; и п.2 части 1 ст.24 УПК РФ – отсутствие состава преступления в действиях конкретного лица).

Обоснованность и мотивированность решения означает, что в постановлении логично и последовательно должностное лицо описывает, к каким выводам оно пришло и на основании чего эти умозаключения сделаны.

Часто в самом постановлении выясненные обстоятельства описываются кратко и общими словами (чтобы меньше было поводов жаловаться, ухватившись за слова). Поэтому понять, что конкретно проверялось, а что нет, довольно трудно.

Копию постановления должны направить заявителю, однако на практике это делается не всегда: если заявитель не знает об отказе в возбуждении уголовного дела, то не побежит его сразу же обжаловать.

Поэтому следует:

– контролировать сроки и результат рассмотрения своего сообщения о преступлении,

– ознакомиться с материалами проверки. Это вправе делать заявитель и его представитель.

Все материалы почти сразу после вынесения постановления об отказе полиция посылает в прокуратуру на проверку.

В прокуратуре узнайте, кто именно из работников надзирает за «отказными материалами».

После этого надо обратиться к нему, представиться, объяснить, что Вы меньше всего хотите создавать неудобства прокуратуре и пришли не жаловаться, а ознакомиться с материалом.

Обычно такой просьбы достаточно, чтобы посмотреть материал (даже если предложат написать на имя прокурора заявление об ознакомлении).

Если же прокурорский работник начинает выдумывать отговорки (напишите заявление, приходите завтра, сейчас нет возможности – неотложное поручение и др.), то рекомендуем поступить следующим образом.

На любой из ответов необходимо очень спокойно и твердо сказать, что полицией нарушены ваши права и законные интересы, для качественной защиты которых вам надо ознакомиться с материалом.

Далее работнику нужно дать понять, что вопрос для вас принципиальный, и если он не окажет содействие, как это обязан сделать, вы придётся обратиться в Генеральную прокуратуру с жалобой через депутата Государственной Думы, где в числе прочего поставить вопрос о нарушении присяги (в ней есть клятва непримиримо бороться с любыми нарушениями закона и активно защищать интересы личности) лично этим сотрудником.

Обычно таких слов, сказанных без вызова, и даже с сожалением о том, что так придётся поступить, бывает достаточно. Вменяемый работник не обрадуется перспективе служебной проверки. Если и это не сработает, то необходимо в тот же день обратиться к заместителю либо к прокурору.

В случае сомнений в искренности работников прокуратуры (материал ушел обратно в полицию и т.п.

), надо в порядке статьи 125 УПК РФ обратиться с жалобой в суд, указав, что органом Вам не направлена копия постановления и уведомление о результатах проверки.

Это отдельная история, которой будет посвящена новая статья, но суть в том, чтобы суд истребовал материал из прокуратуры либо полиции, и Вы с ним ознакомились под видом подготовки к судебному заседанию.

Но, повторимся, это крайность и отдельная тема.

Есть вероятность, что материал действительно отпраивли обратно в полицию вместе с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если в прокуратуре говорят, что материала у них уже нет, узнайте, «ушёл ли он с отменой» или без неё.

Если материал проверки уже вернулся из прокуратуры в полицию, а отказ в возбуждении уголовного дела никто не отменил, то можно ознакомиться с материалами в самой полиции.

Обычно в таком случае материал находится на архивном хранении. Необходимо обратиться в дежурную часть, оттуда в секретариат, написать на имя начальника заявление об ознакомлении с материалом проверки и разрешении делать копии (снимки фотоаппаратом, гаджетом). При этом желательно указать дату регистрации заявления и номер регистрации (т.

н. КУСП, он указан в постановлении), кратко суть заявления (о подлоге протокола общего собрания и др.). В зависимости от масштабов органа полиции, может объективно потребоваться время на поиск в архиве материала. Обычно сотрудник канцелярии извещает заявителя по телефону о дате и времени, когда можно ознакомиться с материалом проверки.

Если Вы ознакомились с материалом проверки, поняли, почему полиция отказала в возбуждении уголовного дела, однако не согласны с постановлением, то необходимо написать на имя прокурора «жалобу в порядке статьи 124 УПК РФ», в которой изложить причины своего несогласия с этим постановлением (неполнота проверки, неверная оценка обстоятельств и тд.). Чем доводов больше – тем лучше, т.к. больше вероятность тщательной проверки постановления и его отмены.

Например: полицией не проверены обстоятельства оформления протокола, не выяснено реальное место нахождения Иванова, Петрова и ***, якобы авших за *** (суть вопроса), не истребованы документы из ***, не назначена и не проведена почерковедческая экспертиза *** документов, принадлежность подписей от имени ФИО не установлена, эти лица по обстоятельствам проверки не опрошены… и др.

Не пугайтесь, если прокуратура вынесет постановление об отказе в удовлетворении жалобы.

Важно понимать, что на практике прокуратура стремится отказать в удовлетворении жалобы, потому что удовлетворенная жалоба предполагает меры реагирования со стороны прокурора, а эти меры он должен был применять, не дожидаясь жалоб.

Для этого постановление об отказе в возбуждении уголовного дела зачастую отменяется «задним числом», якобы до поступления жалобы, в связи с чем прокурор (его заместитель) выносят постановление об отказе в удовлетворении жалобы ввиду «инициативного устранения нарушений закона».

Такой вариант приемлем. Главное, что обжалованное постановление отменено, материал направлен на дополнительную проверку.

Чем чаще направлять в прокуратуру жалобы (каждую с чуть измененными доводами, новыми претензиями к доследственной проверке), тем ближе и вероятнее положительное разрешение вашего вопроса – возбуждение уголовного дела.

Однако надо помнить, что не количество, а качество доводов жалобы имеют приоритетное значение.

Источник: http://domscanner.ru/article/98

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий