Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

Утверждена Инструкция об условиях труда и зарплате осужденных к ограничению или лишению свободы | ЮРЛІГА

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

Приказом от 07.03.2013 г. № 396/5 Минюст утвердил Инструкцию об условиях труда и заработной плате осужденных к ограничению свободы или лишению свободы.

Установлено, что осужденные привлекаются к труду:

– в центрах трудовой адаптации;

– в мастерских, подсобных хозяйствах учреждений и следственных изоляторов;

– на предприятиях учреждений исполнения наказаний;

– на предприятиях государственной или других форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции в соответствии с заключенными соглашениями между учреждением, где отбывает наказание осужденный, и заказчиком;

– на работах по хозобслуживанию учреждений и следственных изоляторов.

Инструкция определяет:

1. Условия труда осужденных к ограничению свободы. В частности, установлено, что осужденным независимо от всех удержаний надлежит выплачивать не менее 75 % общей суммы заработка.

Осужденные к ограничению свободы, содержащихся в исправительных центрах, продукты питания и вещевое имущество приобретают за собственные средства.

Коммунально-бытовые и другие услуги оплачиваются осужденными на общих основаниях.

2. Условия труда осужденных к лишению свободы.

Установлено, что осужденные к лишению свободы привлекаются без оплаты труда только к работам по благоустройству учреждений, следственных изоляторов и прилегающих к ним территорий, а также улучшению жилищно-бытовых условий осужденных или к вспомогательным работ по обеспечению учреждений и следственных изоляторов продовольствием. К таким работам осужденные привлекаются в порядке очередности в нерабочее время и не более чем на 2 часа в день.

3. Продолжительность рабочего времени осужденных. Согласно документу,к продолжительности рабочего времени осужденных не включается время:

– проверок наличия осужденных на рабочих местах, проведения осмотра и обыска производственных объектов, если это приводит к остановке производственного процесса;

– вывода на работу и снятия с работы.

Если по характеру производства и условиям работы, а также исходя из особенностей функционирования учреждений, следственных изоляторов, введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, по решению начальников учреждений, следственных изоляторов, согласованными с территориальными органами управления Государственной пенитенциарной службы, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов – при недельной норме 36 часов и 4 часа – при недельной норме 24 часа.

Кроме того, накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы осужденных, кроме осужденных несовершеннолетних и осужденных, занятых на работах с вредными условиями труда, которым согласно законодательству установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, сокращается на один час.

4. Оплату труда осужденных. Как и до утверждения новой Инструкции, труд осужденных оплачивается сдельно, почасово или по другим системам оплаты труда.

5. Отчисления и возмещения из заработной плате осужденных к лишению свободы. Установлена такая очередность отчисления и возмещения из зарплат осужденных:

– налог с доходов физлиц;

– алименты;

– стоимость одежды, обуви, белья (кроме стоимости спецодежды);

– стоимость питания, коммунально-бытовых и других предоставленных услуг (кроме стоимости спецпитания);

– по исполнительным листам в пользу граждан;

– по исполнительным листам в пользу юрлиц;

– возмещения материального ущерба, причиненного осужденными государству во время отбывания наказания.

С осужденных, которые не работают, стоимость питания, одежды, обуви, белья, коммунально-бытовых и других предоставленных услуг удерживается из средств, имеющихся на их лицевых счетах. В случае отсутствия у осужденного средств на лицевом счете учреждение (следственный изолятор) имеет право предъявить ему иск через суд.

Питание, одежда, обувь, белье и коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно:

– осужденным несовершеннолетним;

– инвалидам I и II групп;

– женщинам с беременностью свыше четырех месяцев;

– неработающим женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях;

– неработающим мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и не получающим пенсии;

– лицам, освобожденным от работы по болезни, в том числе больным активной формой туберкулеза.

Инструкция по оплате труда приговоренных к ограничению и лишению свободы от 04.10.2004 г. признана утратившей силу.

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/news/86422_utverzhdena-instruktsiya-ob-usloviyakh-truda-i-zarplate-osuzhdennykh-k-ogranicheniyu-ili-lisheniyu-svobody

Материальная ответственность осужденных

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

(Бондаренко И. В., Чапышкин А. Ю.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2005, N 4)

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ

И. В. БОНДАРЕНКО, А. Ю. ЧАПЫШКИН

Бондаренко И. В., начальник юридического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы.

Чапышкин А. Ю., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы.

1. Понятие материальной ответственности осужденных к лишению свободы

Являясь разновидностью юридической ответственности, материальная ответственность осужденных к лишению свободы по российскому трудовому законодательству (далее — материальная ответственность осужденных) содержит в себе общие признаки, характерные для материальной ответственности в целом.

Вместе с тем этому виду ответственности присущи специфические признаки, которые отличают материальную ответственность лиц, осужденных к лишению свободы, от ответственности свободных граждан. Эти принципиальные отличия сводятся к следующему.

Во-первых, материальная ответственность возлагается на лиц, осужденных к лишению свободы, только за ущерб, причиненный во время отбывания наказания. Во-вторых, осужденные к лишению свободы привлекаются к материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении ими трудовых обязанностей.

Материальную ответственность лиц, осужденных к лишению свободы, по нормам трудового права необходимо отличать от других мер материального воздействия, а именно: дисциплинарного штрафа, лишения или уменьшения размера премии, вознаграждения по итогам годовой работы предприятий, а также взыскания излишне полученных сумм независимо от наличия вины.

Материальная ответственность побуждает осужденных трудиться так, чтобы не было порчи, утраты, уничтожения, хищения материальных ценностей.

Она преследует следующие задачи: обеспечить сохранность имущества предприятий исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России и предупредить факты бесхозяйственности и расточительства; воспитать у осужденных уважительное отношение к труду; способствовать укреплению трудовой дисциплины; исключить со стороны сотрудников неправомерность и необоснованность удержания сумм с осужденных за причиненный ими материальный ущерб. Сочетание этих задач в нормах о материальной ответственности как по трудовому законодательству, так и по уголовно-исполнительному является важным фактором в осуществлении воспитательного воздействия на тех лиц, к которым эти нормы применяются, а также на других осужденных. Учитывая изложенные особенности материальной ответственности лиц, осужденных к лишению свободы, а также мнения таких видных ученых, как В. И. Селиверстова, В. А. Уткина, В. С. Епанешникова, и других, можно дать следующее определение этой правовой категории. Материальная ответственность лиц, осужденных к лишению свободы, — это обязанность осужденных возместить в установленном законом порядке прямой действительный материальный ущерб, причиненный виновным противоправным поведением (действием или бездействием) учреждению (предприятию) уголовно-исполнительной системы в процессе исполнения трудовых обязанностей во время отбывания уголовного наказания. Лица, осужденные к лишению свободы, за причинение ущерба при исполнении ими трудовых обязанностей несут материальную ответственность по нормам уголовно-исполнительного и трудового законодательства Российской Федерации. Нормами уголовно-исполнительного законодательства регулируется порядок взыскания ущерба, причиненного осужденными. Что касается оснований привлечения осужденных к материальной ответственности, размеров такой ответственности, то эти вопросы в соответствии с п. 1 ст. 102 УИК РФ регулируются трудовым законодательством. Однако регулирование размеров материальной ответственности лиц осужденных к лишению свободы, нормами трудового права вовсе не означает, что отношения осужденных по возмещению ущерба, причиненного в процессе исполнения трудовых обязанностей, являются предметом трудового права. Нормы права, применяемые для регулирования труда осужденных, по сути, включаются в систему норм уголовно-исполнительного права (глава 14 УИК РФ) и применяются на основе принципов и методов регулирования этой отрасли права. В связи с этим в ФСИН России поступает много обращений как со стороны сотрудников ИУ, так и со стороны осужденных с просьбой о разъяснении порядка применения норм трудового и уголовно-исполнительного права при привлечении к материальной ответственности лиц, осужденных к лишению свободы. По этому вопросу ФСИН России дает разъяснения в Приказе от 29 июля 2004 г. N 18/13-632 «О порядке применения норм трудового права к осужденным», в котором говорится, что согласно действующей в Российской Федерации правовой системе нормы Трудового кодекса РФ в отношении осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, применяются в случаях, прямо предусмотренных специальными нормативными актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами (уголовно-исполнительным законодательством), и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Из этого следует, что нормы трудового права полностью применяются при привлечении осужденных к возмещению материального ущерба, причиненного в процессе исполнения ими трудовых обязанностей.

2. Условия наступления материальной ответственности лиц, осужденных к лишению свободы

В соответствии с п. 1 ст. 102 УИК РФ лица, осужденные к лишению свободы, за причиненный во время отбывания наказания ущерб при исполнении ими трудовых обязанностей несут материальную ответственность в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, регулирующим такую ответственность в отношениях между работником и работодателем.

Исходя из этого при установлении условий наступления материальной ответственности в отношении осужденных к лишению свободы должны полностью применяться положения глав 37 и 39 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), устанавливающих общие положения материальной ответственности работников.

Анализ положений трудового законодательства о материальной ответственности приводит к выводу о том, что лица, осужденные к лишению свободы, могут быть привлечены к такой ответственности только в случае, если будет установлена совокупность следующих условий: 1) наличие прямого действительного ущерба; 2) противоправность поведения лица, осужденного к лишению свободы; 3) причинная связь между противоправным поведением и наличием ущерба; 4) вина осужденного в причинении ущерба. Указанные условия обязательны, и при отсутствии хотя бы одного из них привлечение к материальной ответственности лиц, осужденных к лишению свободы, недопустимо. Это значит, что следует признать неправильной практику возложения материальной ответственности на осужденных, где отсутствие одного из этих условий рассматривается обобщенно как отсутствие вины лица, причинившего ущерб. Поскольку правовое регулирование условий и размеров материальной ответственности лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется нормами трудового законодательства, то разъяснения высших судебных инстанций по применению этих норм являются обязательными при привлечении осужденных к материальной ответственности. В этой связи необходимо указать, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10 было разъяснено, что в процессе подготовки дела о материальной ответственности работников к судебному разбирательству истцам и другим лицам, участвующим в деле, необходимо представить доказательства, подтверждающие вину работника, наличие прямого действительного ущерба, противоправность действия (бездействия) работника, причинную связь между его действием (бездействием) и ущербом, с тем, чтобы с учетом этих данных, а также обстоятельств, от которых зависит правильное определение и пределов материальной ответственности, разрешить возникший спор по существу . ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 12.

Источник: http://center-bereg.ru/n3189.html

Порядок возмещения материального ущерба, причиненного учреждению уголовно-исполнительной системы, в результате незаконных действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

Ст.102 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (материальная ответственность осужденных к лишению свободы) предусматривает материальную ответственность осужденных к лишению свободы в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам.

         Этот ущерб может быть связан с трудовой деятельностью осужденного, а также с иными его действиями. Если ущерб причинен осужденным при исполнении им трудовых обязанностей, то ответственность наступает в соответствии с трудовым законодательством. В случае причинения ущерба иными действиями ответственность наступает в соответствии с нормами гражданского законодательства.

         Частью второй данной статьи предусматривается также возмещение осужденными дополнительных затрат, связанных с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью. Удержания производятся с лицевого счета осужденного в соответствии с решением суда. В случае освобождения осужденного исполнительный лист передается на исполнение по месту его постоянного жительства.

         Аналогичная норма содержится в ст.41 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающая материальную ответственность подозреваемых и обвиняемых за причиненный государству ущерб во время содержания под стражей.

         Во время исполнения своих трудовых обязанностей осужденные за причиненный вред могут нести, в основном, ограниченную материальную ответственность. Полная материальная ответственность наступает лишь в случае заключения с осужденным такого соглашения. Кроме того, в соответствии со ст.

243 Трудового кодекса РФ (случаи полной материальной ответственности) материальная ответственность в полном размере наступает в случае умышленного причинения ущерба; причинения ущерба работником, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, причинения ущерба в результате административного проступка и в ряде других случаев.

         Перечень случаев полной материальной ответственности, приведенный в ТК РФ, носит исчерпывающий характер. Этот перечень не может быть расширен ни в локальных нормативных актах, ни по индивидуальному соглашению работника с работодателем.

         Ограниченная материальная ответственность наступает в объеме причиненного ущерба, но не свыше месячного заработка осужденного. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, исходя из балансовой стоимости поврежденного имущества с учетом его износа.

         Это значит, что если размер причиненного ущерба в денежном выражении меньше или равен среднему месячному заработку осужденного на день причинения ущерба, то ущерб должен быть возмещен полностью. Если же стоимость ущерба более среднего месячного заработка, то с осужденного взыскивается сумма, равная среднему месячному заработку, а остальная часть ущерба списывается на убытки работодателя.

         Размер среднего месячного заработка определяется в соответствии со ст.139 ТК РФ (исчисление заработной платы), исходя из фактически начисленной заработной платы и реально отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих дню причинения ущерба.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат. Следует учесть, что в соответствии с п. 4.1 Инструкции об условиях оплаты труда лиц, отбывающих наказания в ИУ, утвержденной Приказом ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 г.

N 261 “Об утверждении нормативных актов в области социально-экономической деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России”, системами оплаты труда могут быть как сдельная, так и повременная.

         Действующее уголовно-исполнительное и трудовое законодательство предусматривают два порядка возмещения ущерба: административный и судебный.

Возмещение ущерба в административном порядке возможно лишь в размере, не превышающем среднего месячного заработка осужденного, если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Практика применения норм о материальной ответственности осужденных свидетельствует, что в преобладающем большинстве случаев ущерб взыскивается в административном порядке.

         В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г.

N 10 было разъяснено, что в процессе подготовки дела о материальной ответственности работников к судебному разбирательству истцам и другим лицам, участвующим в деле, необходимо представить доказательства, подтверждающие вину работника, наличие прямого действительного ущерба, противоправность действия (бездействия) работника, причинную связь между его действием (бездействием) и ущербом, с тем, чтобы с учетом этих данных, а также обстоятельств, от которых зависит правильное определение  пределов материальной ответственности, разрешить возникший спор по существу.

         Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в постановлении начальника исправительного учреждения о привлечении осужденного к материальной ответственности должны быть отражены материалы проверки, которая подтверждает вину лица, указывает на наличие прямого действительного ущерба, противоправность действия (бездействия) осужденного, причинную связь между его действием (бездействием) и ущербом.

         Причиненный ущерб удерживается из заработка осужденного. Взыскания с одного должника могут производиться по различным основаниям и в пользу нескольких взыскателей. В соответствии с п. 3 ст.

107 УИК РФ в ИУ на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка ИУ, – не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсий или иных доходов.

версия для печати

Источник: https://bashprok.ru/the_prosecutor_explained/9945.php

Порядок налогообложения заработной платы осужденных

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

Частью первой ст. 50 Уголовного кодекса определено, что наказание является мерой принуждения, которая применяется от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и состоит в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительным кодексом определено, что осужденные обязаны выполнять установленные законодательством обязанности граждан Украины (часть первая ст. 9).

В соответствии со ст. 67 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Подпунктом 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса определено, что объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога согласно условиям трудового договора (контракта) (пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно пп. 164.2.18 этого пункта в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются также другие доходы, кроме указанных в ст. 165 этого Кодекса.

При этом в соответствии с п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога на доходы физических лиц имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы (по тексту — НСЛ).

Подпунктом 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Статьей 2 КЗоТ определено, что государством обеспечивается право граждан Украины на труд — то есть на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера — включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы.

Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (часть первая ст. 21 КЗоТ).

Контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон (часть третья ст. 21 КЗоТ).

Частью первой ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса установлено, что осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определенных администрацией колонии.

Согласно части первой ст. 120 Уголовно-исполнительного кодекса труд лиц, осужденных к лишению свободы, оплачивается согласно его количеству и качеству. Формы и системы оплаты труда, нормы работы и расценки устанавливаются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 13 Закона № 2713 трудовые отношения осужденных регулируются законодательством о труде с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства.

Инструкцией № 191 установлено, что осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду на производстве (предприятиях или в мастерских) исправительных центров или на предприятиях, в учреждениях или организациях всех форм собственности на основании заключенных письменных соглашений между учреждением и заказчиком при условии обеспечения надлежащего надзора за их поведением (пп. 1.1 п. 1 Инструкции № 191). При этом труд осужденных к ограничению свободы регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

Подпунктом 4.1 п.

 4 Инструкции № 191 определено, что из заработной платы, полученных пенсий и других доходов осужденных осуществляются удержания согласно законодательству с соблюдением следующей очередности: налог на доходы физических лиц (кроме сумм полученных пенсий); алименты; стоимость питания, одежды, обуви, белья, коммунально-бытовых и других предоставленных услуг (кроме стоимости спецодежды и спецпитания); по исполнительным письмам в пользу граждан; по исполнительным письмам в пользу юридических лиц; возмещение материального ущерба, причиненного осужденными государству во время отбывания наказания.

Согласно п. 164.6 ст.

 164 Налогового кодекса при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые согласно закону уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

Учитывая вышеприведенное, заработная плата лиц, осужденных к лишению свободы, не соответствует определению заработной платы в понимании Налогового кодекса, и указанные лица не являются наемными работниками согласно действующему трудовому законодательству, поэтому основания к применению НСЛ к их доходам отсутствуют. Следовательно, указанные доходы облагаются налогом на общих основаниях, как другие доходы, по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса.

Согласно пп. «б» п. 176.2 ст. 176 этого Кодекса вышеуказанные доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога по форме № 1ДФ по признакам дохода «127» — «Другие доходы» в соответствии с Порядком № 1020.

Налогообложение единовременного
денежного пособия, которое предоставляется лицам, освобожденным из мест отбывания наказания

Частью первой ст. 157 Уголовно-исполнительного кодекса установлено, что лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы в пределах Украины.

При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви и денежных средств на их приобретение лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно.

Также лицам, освобожденным от отбывания наказания, может быть выдано единовременное денежное пособие за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на финансирование Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (часть вторая ст. 157 Уголовно-исполнительного кодекса).

Рассмотрим порядок налогообложения этого пособия.

Условия и порядок предоставления пособия определены Положением № 134, нормы которого применяются учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами (далее — учреждения) Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (п. 2 Общих положений).

Так, п.

 1 Положения № 134 установлено, что лицам, освобожденным от отбывания наказания, которым для прибытия к месту жительства или работы необходимо до 24 часов времени и на лицевых счетах которых нет денежных средств в сумме, равной одной норме суточных, возмещаемых откомандированным в пределах Украины, предоставляется единовременное денежное пособие в размере, составляющем разность между одной нормой суточных и суммой остатка денежных средств на лицевом счету освобожденного после предусмотренных законодательством удержаний.

Лицам, освобожденным от отбывания наказания, которым для прибытия к месту жительства или работы необходимо больше 24 часов времени и на лицевых счетах которых нет денежных средств в сумме, равной двум нормам суточных, возмещаемым откомандированным в пределах Украины, предоставляется единовременное денежное пособие в размере, составляющем разность между двумя нормами суточных и суммой остатка денежных средств на лицевом счету освобожденного после предусмотренных законодательством удержаний (п. 2 Положения № 134).

Согласно п. 4 этого Положения в случае, если на лицевом счету освобожденного отсутствуют денежные средства, ему выплачивается единовременное денежное пособие в сумме, соответствующей одной или двум нормам суточных, в зависимости от времени, необходимого для прибытия к месту жительства или работы.

В соответствии с п. 5 Положения № 134 при определении времени, необходимого для прибытия к месту жительства или работы освобожденного, учитывается время освобождения, время отправления транспортного средства из местности, где отбывал наказание освобожденный, расстояние до места жительства или работы в пределах Украины.

Осужденным иностранцам единовременное денежное пособие выдается с учетом ближайшего расстояния до дипломатических представительств и консульских учреждений своих государств в Украине или до ближайшего пункта пересечения государственной границы Украины.

Лицам без гражданства, а также гражданам государств, не имеющим дипломатических представительств или консульских учреждений в Украине, — до дипломатического представительства государства, которое взяло на себя охрану их интересов, или до ближайшего пункта пересечения государственной границы Украины.

Единовременное денежное пособие выдается освобожденным в день освобождения. Персонал бухгалтерии учреждения в справке об освобождении делает соответствующие записи о выданной сумме единовременного денежного пособия (п. 6 Положения № 134).

Согласно п. 3 этого Положения единовременное денежное пособие предоставляется на основании заявления освобожденного за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины (КЭКР 1343 — «Другие текущие трансферты населению»), то есть такое пособие не является адресным непосредственно из бюджета.

Пунктом 165.1 ст. 165 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень доходов, не включаемых в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога. Так, в соответствии с пп. 165.1.

1 вышеуказанного пункта в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг согласно закону, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая денежные компенсации инвалидам, на детей-инвалидов при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов), вознаграждений и страховых выплат, получаемых плательщиком налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов согласно закону.

Учитывая, что единовременное денежное пособие, выплачиваемое лицам, освобожденным из мест отбывания наказания, согласно части второй ст.

 157 Уголовно-исполнительного кодекса с учетом требований Положения № 134 не является адресным непосредственно из бюджета, такое пособие включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога в соответствии с пп. 164.2.18 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, как другие доходы.

Вместе с тем согласно абзацу первому пп. 170.7.3 п. 170.7 ст.

 170 Налогового кодекса не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи — помощи, предоставляемой без установления условий или направлений ее расходования (в том числе материальной), предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года, то есть в 2011 г. — 1320 грн. Сумма превышения помощи над указанным размером включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога согласно пп. 164.2.18 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

Абзацем четвертым пп. 170.7.3 п. 170.7 ст.

 170 Налогового кодекса определено, что при получении нецелевой благотворительной помощи от благотворителя — физического или юридического лица плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер, установленный абзацем первым пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса.

Благотворительюридическое лицо указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговой отчетности (абзац третий пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 этого Кодекса). Согласно пп. «б» п. 176.2 ст.

 176 Налогового кодекса вышеуказанные доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме № 1ДФ по признаку дохода «169»«Сумма благотворительной помощи, в том числе гуманитарная помощь, поступающая в пользу плательщика налога в виде денежных средств или имущества (бесплатно выполненной работы, предоставленной услуги)» в соответствии с Порядком № 1020.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/3747

Условно-досрочное освобождение привяжут к возмещению ущерба

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?

25 октября Госдума рассмотрит в третьем чтении поправки к Уголовному кодексу, привязывающие условно-досрочное освобождение к выплате ущерба.

Это делается для того, чтобы защитить права потерпевших и простимулировать заключенных хотя бы частично возместить пострадавшим материальный вред.

Об этом «Известиям» рассказал первый зампредседателя комитета Государственной думы по гражданскому и уголовному законодательству Виктор Пинский («Единая Россия»). 

— Этот закон защищает права потерпевших.

Суть его в том, что к тем осужденным, у которых нет препятствующих оснований для возмещения ущерба, к тем, кто может работать и возмещать ущерб, но умышленно этого не делает, условно-досрочное освобождение применяться не должно. Здесь УДО выступает стимулирующим фактором для осужденных к возмещению ущерба потерпевшим, при этом защищаются права пострадавшей стороны, — пояснил Виктор Пинский. 

Речи не идет о полной выплате ущерба, УДО может быть применено к осужденному, если он не только полностью, но и частично возместил ущерб, продолжает депутат.

— Есть постановление пленума Верховного суда, которое прямо запрещает судам отказывать в УДО на том основании, что человек не возместил ущерба. Ситуации же разные бывают: может быть, это инвалид или в колонии нет работы. Для таких случаев есть судебная практика и разъяснения Верховного суда, — добавляет народный избранник. 

Среди авторов законопроекта — депутаты Ирина Яровая, Владимир Гутенев, Шамсаил Саралиев, сенатор Алексей Александров. Законопроект вносится на рассмотрение депутатов Государственной думы в четвертый раз.

Ранее профильный комитет по гражданскому и уголовному законодательству предложил вернуть проект на второе чтение для доработки. Однако 16 октября законопроект был вынесен на пленарное заседание в третьем чтении Ириной Яровой.

Поскольку членам профильного комитета документ поступил накануне вечером, они не успели подготовить заключение. В связи с этим рассмотрение было перенесено на 10 дней.

Коллега Пинского по комитету, либерал-демократ Юрий Напсо также считает, что это будет мощным стимулом для заключенных, которые хотят выйти на свободу раньше назначенного судом срока. 

— Это очень правильная поправка. А то получается, что заключенные выходят на свободу, а ущерб так и остается не уплачен. И некоторые не работают сознательно. Это несправедливо, — подчеркнул парламентарий. 

Единоросс Рафаэль Марданшин, напротив, считает неправильным привязку УДО к ущербу.

По мнению депутата, если не детализировать, в каких случаях ущерб должен быть выплачен полностью, а в каких — частично, то в одних случаях судья, увидев, что заключенный исправно работал и выплачивал ущерб, но погасил 10% иска, может отказать в условно-досрочном освобождении. А если человек кого-то покалечил, но за него родственники выплатили сумму иска — его освободят. 

— От этого в первую очередь проиграют осужденные по экономическим статьям, у которых многомиллионные ущербы. Потому что сумма иска по насильственным преступлениям гораздо ниже и ее легче выплатить, — говорит депутат.

— 79-я статья Уголовного кодекса, предусматривающая условно-досрочное освобождение по решению суда, вполне жизнеспособна, позволяет учитывать разные обстоятельства, в том числе возмещение ущерба. А если закреплять законодательно, это дополнительная зацепка, чтобы не освободить заключенного, — уверен Марданшин. 

Лидер правозащитной организации «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева также раскритиковала инициативу, которую рассматривает как попытку двойного наказания.

— Это довольно серьезные изменения, фактически привязывающие институт УДО к выкупу. По сути, это двойное наказание, когда человек сначала осужден к наказанию, потом к погашению иска или ущерба.

Если принять поправки, привязывающие УДО к возмещению ущерба, то для «экономических» досрочное освобождение становится практически невозможным. Тогда как, например, наркоторговцы, убийцы смогут выйти по УДО. Это противоречит Конституции.

Фактически государство заставляет человека любыми способами погасить этот иск, — возмущается правозащитница. 

Член Совета по общественному контролю Госдумы Владимир Осечкин полагает, что увязывать условно-досрочное освобождение с возмещением ущерба можно будет только после того, как зарплаты в колониях станут равны хотя бы минимальному размеру оплаты труда. 

— Я противник того, чтобы УДО было через кассу. Потому что работы в колониях или нет, или зарплата ниже МРОТ. И увязывать УДО с выплатой ущерба можно будет только после того, как зарплаты будут позволять его выплатить.

А сейчас это полностью демотивирует заключенных.

Зачем им работать, если они будут знать, что даже за весь срок все равно и половину суммы не выплатят? А долгое нахождение в местах лишения свободы, как известно, на граждан влияет разрушительным образом, — полагает Осечкин.

Источник: https://iz.ru/news/559204

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428

Как осужденному оплачивать материальный ущерб?
1 Новиков А.В. 1Крипулевич А.Ю. 1 1 ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России В статье исследуется проблема членовредительства осужденных лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы как вида материального ущерба, причиняемого уголовно-исполнительной системе.

На первый взгляд сложно уловить взаимосвязь между причинением вреда своему здоровью осужденным и материальным ущербом учреждению, в котором он отбывает наказание. Имущественный ущерб выражается в том, что администрация исправительного учреждения несет дополнительные затраты, связанные с лечением осужденного.

Анализируется гражданское и уголовно-исполнительное законодательство в вопросах возмещения ущерба осужденными лицами. Затрагиваются аспекты отграничения умышленного и неумышленного причинения материального вреда. Рассматриваются возможные детерминанты противоправных деяний.

Анализируется исполнительное производства по взысканию в принудительном порядке денежных средств у осужденных лиц. Вносятся предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства для предупреждения членовредительства в местах лишения свободы. уголовно-исполнительная система 1. Доцкевич М. В.

Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений//Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – № 1. – С. 20 – 26.
2. Гражданско-правовое регулирование отношений с участием лиц, находящихся в местах лишения свободы: учебное пособие/ С. А. Арбузова, Л.А. Родионов; под общей ред. Р.А. Ромашова.

– Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2012.
3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. Энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
4. Павленко Ю.В. Фактические объемы возмещения вреда, причиненного преступлением // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2012. – № 1.

5. Дроздов А.И. Условия содержания осужденных к лишению свободы в ИУ различных видов и основания их изменения: Учебное пособие. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2009. Деятельность исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы затрагивает ряд правоотношений.

Она регулируется конституционными, административными, уголовными, уголовно-исполнительными, трудовыми, гражданскими нормами российского законодательства [1, с.20, с.22]. На сегодняшний день особую роль занимают гражданские правоотношения, в которые вступают исправительные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России.

Сегодня чаще всего можно встретить научные статьи, посвященные реализации гражданских прав осужденных лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Анализируются проблемы, которые возникают у данных лиц по поводу права владения, пользования и распоряжения собственностью, совершения сделок, заключения договоров.

Но кроме осужденных в гражданско-правовые отношения вступают исправительные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний. Они имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и несут связанные с этой деятельностью обязанности [2, с.

16]. Исправительные учреждения вступают в гражданские правоотношения по различным основаниям. Это касается промышленной, хозяйственной сфер и т.п. Как и любые другие субъекты гражданских правоотношений они имеют право на защиту своих имущественных прав в случае причинения им материального ущерба.

Имущественный ущерб исправительным учреждениям причиняется часто лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Одним из способов причинения материального вреда исправительному учреждению, где осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы, является членовредительство.

Членовредительством признается умышленное повреждение какого-либо члена, органа тела самому себе [3, с.315]. Данное понятие  в словарях разных авторов толкуется почти одинаково.

На первый взгляд сложно уловить взаимосвязь между причинением вреда своему здоровью осужденным и материальным ущербом учреждению, в котором он отбывает наказание.

Имущественный ущерб выражается в том, что администрация исправительного учреждения несет дополнительные затраты, связанные с лечением осужденного.

К таким затратам относятся стоимость медицинских препаратов и расходных материалов, приобретенных для лечения осужденного, стоимость проведенных операций, затраты, которые понесло исправительное учреждение при перемещении осужденного в медучреждение и т.п.

Материальная ответственность осужденных к лишению свободы наступает в соответствии с ч. 2 ст.

102 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), где сказано, что осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению за дополнительные затраты, связанные с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за причинение материального ущерба по ст. 1064 ГК РФ. Согласно данной статье вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Между исправительным учреждением и осужденным возникают обязательственные правоотношения на основании статьи 307 ГК РФ, где осужденный в лице должника обязан возместить причиненный вред, т.е. оплатить денежную сумму кредитору – исправительному учреждению.

Взыскание с осужденного затрат, которые были направлены на лечение, осуществляется в судебном порядке в рамках искового производства. Администрации исправительного учреждения важно документально зафиксировать факт умышленного членовредительства, доказать этот факт в суде, раскрыть цели, мотивы совершения данного деяния.

С осужденного в обязательном порядке необходимо истребовать письменное объяснение по факту случившегося, где он должен указать способ совершения, мотивы, цели, предмет, с помощью которого был причинен вред здоровью и иные обстоятельства.

Также необходимо опросить очевидцев случившегося, собрать все материалы, которые имеют значение для данного дела.

Материальная ответственность осужденного наступает лишь в том случае, если его намерения причинить вред своему здоровью были умышленные. Поскольку причинение вреда здоровью может возникнуть и без умысла, при осуществлении, например, трудовой деятельности в производственном секторе исправительного учреждения.

Администрации исправительного учреждения важно выявить причины умышленного причинения вреда своему здоровью. Среди основных причин, которые чаще всего встречаются можно выделить причинение вреда своему здоровью осужденным с целью уклонения от трудовой деятельности, поскольку обязанность трудиться прописана в ст.

103 УИК РФ, где сказано, что осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Другой причиной совершения членовредительства является желание попасть в лечебное учреждение.

Это связано, прежде всего, с отличиями  условий отбывания наказания  в исправительных колониях от лечебно-исправительных учреждений, в том числе по мотивам недовольства условиями содержания и режимными требованиями.

Ещё одним распространенным детерминирующим фактором совершения членовредительства является выражение явного неуважения к администрации исправительной колонии, установленным правилам внутреннего распорядка, который носит демонстративный противостоящий характер и совершается часто группой лиц, как попытка дискредитации уголовно-исполнительной системы.

Факты членовредительства по причинам уклонения от уголовной ответственности и препятствования судопроизводства фиксируются и в следственных изоляторах, где содержаться подозреваемые и обвиняемые лица. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 15.07.

1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответственность за ущерб причиненный государству во время содержания под стражей.

Размер ущерба определяется начальником следственного изолятора путем вынесения постановления о взыскании материального ущерба, выраженный актом членовредительства в определенной сумме, которая была потрачена на транспортировку подозреваемого, обеспечение охраны и надзора в период его нахождения в больнице, оказания медицинской помощи по месту содержания. В случае уклонения от исполнения постановления руководство учреждения направляет в суд исковое заявление.

Источник: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23339

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий