Как привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если проступок является административным?

Журнал научных публикаций

Как привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если проступок является административным?

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (15) 2018

Тимофеева Софья Александровна, студент Рубрика: Юридические науки

Название статьи: Вопросы дисциплинарной и административной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Статья просмотрена: 264 раз
29.05.2018

УДК 342.951

ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Тимофеева Софья Александровна

студент

Кубанский государственный аграрный университет, г.Краснодар

Аннотация. В статье рассматривается возможное сочетание административной и дисциплинарной ответственности для сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. Автор исследует содержание административного правонарушения и дисциплинарного проступка для определения правомерности наложения двойного наказания.

Ключевыеслова: правонарушение,административная ответственность, дисциплинарная ответственность.

Должностные лица и сотрудники органов внутренних дел в Российской Федерации наделяются особыми правами и имеют отличное от других правовое положение в некоторых правовых вопросах. Касаемо этих лиц, выделяемых в качестве специального субъекта, ч. 1 ст. 2.

5 КоАП РФ устанавливает дисциплинарную ответственность за совершение сотрудниками различных государственных органов административных правонарушений за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ административных правонарушений, в случае совершения которых они подлежат административной ответственности, как и любые другие лица.

Данной нормой законодатель наделяет определенным иммунитетом военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания от привлечения к административной ответственности по некоторым статьям КоАП РФ.

Это обусловлено специфичным правовым статусом данных лиц, поэтому юридическая ответственность сотрудников ОВД за совершение административных правонарушений представлена как дисциплинарная и административная ответственности.

Под установленным законодателем в ст. 2.

5 КоАП РФ разделением юридической ответственности сотрудников понимается, что в случае совершения административного правонарушения сотрудник должен быть привлечен или к административной ответственности, если для данного правонарушения установлена административная ответственность как для общего субъекта, или к дисциплинарной ответственности в качестве специального субъекта. Однако на практике нередко можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудник, совершив правонарушение, указанное в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ будет привлечен как к административной, так и к дисциплинарной ответственности в совокупности. Предлагается исследовать возможность и допустимость одновременного применения мер административной и дисциплинарной ответственности, что, на первый взгляд, противоречит общим принципам юридической ответственности как таковой и ставит сотрудников ОВД в дискриминирующее положение. Такое неоднозначное правовое положение становится следствием наличия некоторых неточностей нормативного регулирования данного вопроса.

Говоря о возможной кумуляции дисциплинарной и административной ответственности, М. Студеникина утверждает, что так называемое «двойное» наказание эффективнее применять только для конкретных видов правонарушений, которые являются социально «вредными» в существенной степени и специальная правовая норма прямо устанавливает такое наказание [3].

Другое мнение высказывает А.П. Шергин, рассматривая этот же вопрос.

Он считает, что привлечение к дисциплинарной ответственности за совершение административного проступка является нарушением принципа «bis in idem» (не дважды за одно и то же) является нерациональным применением по одному делу двух разных юрисдикций. [5] Идентичной точки зрения применительно к данной проблеме придерживается и А.В. Сухинин. [4]

Из анализа судебной практики следует, что все же существует возможность наложения дисциплинарного взыскания за действия или бездействия, которые были квалифицированы как административные проступки.

 Верховный суд Республики Тыва в апелляционном определении от 20.05.14 г. по делу №23-606/2014 г. [8] говорит о том, что если деяние, уже квалифицированное как административное правонарушение, оценивается работодателем как содержащее признаки дисциплинарного проступка, то законодательство не исключает привлечения субъекта и к дисциплинарной ответственности.

Источник: http://www.naupri.ru/journal/1013

Административная ответственность военнослужащих

Как привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если проступок является административным?

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№ 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение 

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Источник: https://sudkonsult.ru/poleznaya-informaciya/voennye-dela/administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhih.html

Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение | ГАРАНТ

Как привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если проступок является административным?

Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение

1. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

2. За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

выговор;

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2008 г.;

См. текст абзаца пятого пункта 2 статьи 28.4

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест. 

3. Следующие дисциплинарные взыскания могут применяться:

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и лишение нагрудного знака отличника – к солдату, матросу, сержанту или старшине, проходящему военную службу по призыву;

предупреждение о неполном служебном соответствии – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и гражданину, призванному на военные сборы;

снижение в воинском звании на одну ступень и снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности – к солдату, матросу, сержанту или старшине и гражданину, призванному на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования;

отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования – к курсанту военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

отчисление с военных сборов – к гражданину, призванному на военные сборы;

дисциплинарный арест – ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола;

другие дисциплинарные взыскания, указанные в пункте 2 настоящей статьи, – ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы.

4. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гауптвахте.

Дисциплинарный арест применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок.

При этом если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков.

Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков назначается путем поглощения менее строгого дисциплинарного взыскания более строгим либо путем частичного или полного сложения сроков ареста в пределах срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест. 

Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, или гражданин, призванный на военные сборы, – также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

5. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом “О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста”.

Полномочия командиров по применению дисциплинарных взысканий, за исключением дисциплинарного ареста, а также порядок учета и снятия дисциплинарных взысканий, в том числе дисциплинарного ареста, определяются общевоинскими уставами.

Источник: http://base.garant.ru/178792/8c70e67a1baf4df060d06da1331e0835/

Виды юридической ответственности военнослужащих

Как привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, если проступок является административным?

Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности.

Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

– в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

– если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

– по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);

– в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;

– в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.

5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования  и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:

– административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;

– административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника).

Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е.

не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Старший советник юстиции В. В. Степанов

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201605171725-28gb.htm

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий