Как в данном случае получить помощь в получении жилья?

Человеку, нуждающемуся в помощи, следует предоставить жилое помещение независимо от того, как долго ходатайствующий о жилом помещении был жителем самоуправления

Как в данном случае получить помощь в получении жилья?

СООБЩЕНИЕ
Канцелярия канцлера юстиции 6 апреля 2010 года

Индрек Тедер считает, что Нарвское Городское Управление при рассмотрении ходатайства о муниципальном жилом помещении не выполнило установленную в законе обязанность оценить потребность в помощи лица.

Канцлер юстиции направил в городское управление предложение незамедлительно оценить, нуждается ли заявитель в жилищной услуге, и, в случае выявления реальной потребности в помощи, предоставить заявителю жилое помещение.

Канцлер юстиции рекомендовал Нарвскому Городскому Управлению в дальнейшем в случае обращений о получении жилого помещения оценивать, нуждается ли заявитель в жилищной услуге, и, в случае выявления реальной потребности в помощи, предоставлять человеку жилое помещение независимо от того, как долго он до ходатайства о жилом помещении был жителем города Нарва.

Также Тедер рекомендовал Нарвскому Городскому Управлению выяснить все лица, которым было отказано в предоставлении муниципальных жилых помещений по причине, что местом их жительства в регистре народонаселения не был последние пять лет город Нарва, и, в случае выявления реальной потребности в помощи лиц, предоставить им жилое помещение.

Жилищная комиссия Нарвского Городского Управления отказала в принятии заявителя, представившего жалобу канцлеру юстиции, на учет в качестве лица, ходатайствующего об аренде муниципального жилого помещения, по причине того, что местом его жительства в регистре народонаселения не был последние пять лет город Нарва.

Хотя из заявления явствовала возможная потребность в помощи человека, городское управление не оценило, по существу, нуждается ли он в жилищной услуге, а отказало по формальной причине в удовлетворении ходатайства о жилом помещении.

«Поэтому Нарвское Городское Управление нарушило при рассмотрении ходатайства заявителя обязанности, установленные самоуправлению законом, и основные права заявителя», дал свою оценку Индрек Тедер.

В соответствии с Конституцией (часть 2 § 28) у лица есть право на помощь государства по старости, нетрудоспособности, по случаю потери кормильца и по бедности – этим положением обеспечено право человека на социальную помощь.

Виды, размер, условия и порядок получения помощи устанавливаются законом. Конституция предполагает, что государство должно обеспечить каждому достойное проживание. Наличие жилья является одной из основных потребностей человека.

В случае бедности у каждого есть право на помощь в получении жилья.

Согласно закону о социальном обеспечении (часть 1 § 9) местное самоуправление обязано организовать предоставление социальных услуг, в том числе жилищных услуг, каждому лицу, проживающему на территории этого местного самоуправления, независимо от того, как долго лицо живет в данной волости или городе. Доминантным при этом является обстоятельство, что лицо нуждается в помощи в получении жилья. Этот же закон (пункт 1 § 29) обязывает волостное или городское управление при обращении лица оценивать потребность лица в помощи. Закон ясно устанавливает обязанность местного самоуправления предоставить жилое помещение человеку, если он сам не способен обеспечить его для себя, а также субъективное право данного человека на получение жилого помещения (1 предложение 1 части § 14). Следовательно, закон о социальном обеспечении обязывает местное самоуправление предоставить жилое помещение при условии, что у человека нет жилого помещения и он не способен обеспечить его для себя. Иные обстоятельства, в том числе как долго проживает человек в данной волости или городе, не имеют значения с точки зрения возникновения обязательства предоставить помощь.

На основании закона о социальном обеспечении (2 предложение 1 части § 14) волостное или городское собрание может установит порядок предоставления и использования социальных квартир.

Социальной квартирой является, согласно закону, жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, которое предназначено для лица, нуждающегося в социальной услуге.

Нарвское Городское Собрание не установило отдельно порядка для предоставления социальных квартир.

Закон не требует, что местное самоуправление должно давать в аренду лицу, нуждающемуся в жилищной услуге, именно социальную квартиру.

Предоставление в аренду социальной квартиры является лишь одним из способов для выполнения данной обязанности.

Как и каким образом выполняет местное самоуправление свою обязанность, является дискреционным решением самого самоуправления, но человеку, нуждающемуся в помощи, следует предоставить жилое помещение.

С 01.07.2009 года действует постановление Нарвского Городского Собрания «Порядок предоставления в аренду и использования муниципальных жилых помещений», которым руководствуется городское управление при предоставлении в аренду всех жилых помещений, находящихся в собственности города.

Постановление устанавливает ходатайствующим об аренде муниципальной жилой площади в числе прочего требование, чтобы местом их жительства в регистре народонаселения являлся по меньшей мере в течение последних пяти лет город Нарва.

Следовательно, начиная с момента вступления в силу постановления в июле 2009 года в Нарве ходатайствовать об аренде жилого помещения могут только лица, местом жительства которых в регистре народонаселения по меньшей мере в течение последних пяти лет является город Нарва.

У лица, которое проживает в Нарве, но местом жительства которого в регистре народонаселения в течение последних пяти лет не является город Нарва, отсутствует право ходатайствовать об аренде муниципальной жилой площади.

Но закон о социальном обеспечении обязывает местное самоуправление оказывать жилищную услугу каждому лицу, проживающему на территории данного самоуправления, которое нуждается в жилищной услуге, независимо от того, как долго человек являлся постоянным жителем данного самоуправления.


«Так как Нарвское Городское Управление не оценивает реальную необходимость в помощи человека, который ходатайствует о жилом помещении, и не выделяет тем, кто напрямую нуждаются в помощи социальные квартиры на основании отдельного порядка предоставления социальных квартир, то городское управление применяет ко всем, кто ходатайствует о жилом помещении, требование о внесении в регистр народонаселения на протяжении пять лет, вытекающее из порядка предоставления в аренду муниципальных жилых помещений. Но установление такого ограничения для малоимущих людей и людей, которым требуется реальная помощь самоуправления при получении жилого помещения, противоречит закону о социальном обеспечении», разъяснил канцлер юстиции. «Хотя самоуправление решает, как оно выполняет обязанность предоставления жилого помещения человеку, нуждающемуся в жилищной услуге, из случая в Нарве следует, что только через предоставление муниципальных квартир, в отношении которых установлено временное ограничение внесения в регистр народонаселения, этого сделать нельзя, и самоуправлению следует найти для оказания помощи человеку, нуждающемуся в социальной услуге, другие возможности».

Жилищная комиссия Нарвского Городского Управления посоветовала заявителю в качестве возможного варианта решения его жилищной проблемы найти квартиру на рынке жилья, взять ее в аренду и оформить затем пособие по бедности для компенсации постоянных расходов на жилое помещение, в том числе расходов на аренду.

Но канцлер юстиции подчеркивает, что, исходя из Конституции, местное самоуправление обязано гарантировать своей активной деятельностью реализацию основных прав человека.

Само по себе не исключено, что местное самоуправление решит исполнить обязанность предоставления жилого помещения человеку, нуждающемуся в помощи, путем нахождения квартиры человеку на рынке жилья. Но в таком случае местное самоуправление должно само найти жилое помещение человеку на рынке жилья и затем предоставить человеку жилое помещение.

Одним из возможных вариантов является аренда жилого помещения местным самоуправлением и предоставление его человеку в субаренду. Поэтому канцлер юстиции не считает рекомендацию жилищной комиссии заявителю найти самому арендную квартиру на жилищном рынке уместным способом для исполнения обязанности самоуправления.

Мэр Нарвы не сообщил канцлеру юстиции иных вариантов, благодаря которым было бы возможно в городе Нарва предоставить жилье нуждающемуся человеку, являющемуся постоянным жителем города. Из этого канцлер юстиции сделал вывод, что Нарвское Городское Управление не использовало для предоставления жилого помещения заявителю иных возможностей.

В заключение канцлер юстиции считает, что как в случае с данным заявителем, так и в дальнейших аналогичных случаях, когда человек, который живет в городе Нарва, обращается для получения жилого помещения к городу Нарва, Нарвское Городское Управление должно, независимо от того, как долго человек до ходатайства о жилом помещении был жителем города Нарва, прежде всего оценить, нуждается ли человек в жилищной услуге. В случае выявления реальной потребности в помощи Нарвское Городское Управление должно выполнить обязанность, вытекающую из закона о социальном обеспечении, и предоставить человеку жилое помещение.

Также Нарвское Городское Управление должно выяснить все лица, которые обращались за получением жилого помещения к городу Нарва, но которым Нарвское Городское Управление или жилищная комиссия отказали начиная с момента вступления в силу постановления 01.07.

2009 года до настоящего момента в предоставлении жилого помещения по причине, что местом их жительства в регистре народонаселения не был внесен по меньшей мере последние пять лет город Нарва.

Городское Управление обязано оценить, нуждаются ли эти люди в жилищной услуге, и в случае выявления реальной потребности в помощи предоставить им жилое помещение в аренду.

Яана Падрик Советник канцлера юстиции по общественным связям

jaana.padrik@oiguskantsler.ee 

693 8423

50 18 793

Источник: https://www.oiguskantsler.ee/ru/cheloveku-nuzhdayushchemusya-v-pomoshchi-sleduet-predostavit-zhiloe-pomeshchenie-nezavisimo-ot-togo

Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов

Как в данном случае получить помощь в получении жилья?

Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от 17.12.2010 № 1050 (далее – Подпрограмма), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. 

Действие программы продлено до 2020 года.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации    от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

Жилищным комитетом оформляются и выдаются государственные жилищные сертификаты следующим категориям граждан Российской Федерации:

гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенным территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящим на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

 гражданам, выехавшим не ранее 01.01.1992 из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

 Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м – на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин – участник Подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином – участником Подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном жилищном фонде, принимается обязательство  о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином – участником Подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

В случае отчуждения гражданином, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади рассчитывается в соответствии с пунктом 16.2. Правил.

Членами семьи гражданина – участника Подпрограммы признаются следующие граждане:

в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами – постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца;

в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц – постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

в отношении граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Порядок формирования списков граждан – участников

Подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов

 Для участия в Подпрограмме указанные граждане до 1 июля планируемого года подают в администрации районов Санкт-Петербурга, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по установленной форме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе   с приложением следующих документов:

1. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами:

копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;

справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение (выдается территориальными органами ФМС России до формирования подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России);

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

справка очередника;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

2. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица:

документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий                   (в жилых помещениях);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

3. Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ни местностей:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров);

копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – для пенсионеров;

справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности – для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его  в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым – для безработных;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Администрации районов Санкт-Петербурга до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники Подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера                      и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

К спискам граждан – участников Подпрограммы обеспечивается свободный доступ путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения на сайте Жилищного комитета либо по запросу граждан предоставления необходимой информации по письменному обращению.

 Организация работы по выдаче сертификатов

Жилищный комитет в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан – участников Подпрограммы.

 Для получения сертификата гражданин – участник Подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по установленной форме;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина – участника Подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина – участника Подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника Подпрограммы иных лиц, указанных им    в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность    по установленной форме (в 2-х экземплярах);

з) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину – участнику Подпрограммы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

и) обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательство о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений по установленным формам, установленным государственным заказчиком Подпрограммы.

В случае непредставления или неполного представления указанных документов, а также выявления недостоверных сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается!

Для получения информации или консультации необходимо обратиться в жилищный отдел администрации района Санкт-Петербурга по месту принятия на жилищный учет либо в Жилищный комитет – кабинет № 113,     вторник с 09.00 до 11.00, четверг с 16.00 до 18.00.

Источник: https://www.gov.spb.ru/helper/sod_fonda/jilie/uluchshenie-zhilishnyh-uslovij-grazhdan-lgotnyh-kategorij/oformlenie-i-vydacha-gosudarstvennyh-zhilishnyh-sertifikatov/

Как получить жилье от самоуправления?

Как в данном случае получить помощь в получении жилья?

10. октября, 2018

Рижское самоуправление в этом году приступило к нескольким работам, чтобы помочь жителям столицы решить жилищный вопрос.  В 2018 году начался ремонт зданий, благодаря чему для аренды будут подготовлены 150 квартир, в том числе проведена перестройка здания на ул. Валдлаучу, 10. Началось строительство трех новых социальных домов на ул. Мезрозишу. 

На 1 октября 2018 года жилье ожидает 3414 семей. В прошлом, 2017 году очередникам выделено 460 жилых помещений, в этом – 272. Портал Riga.lv рассказывает, кто имеет право получить жилплощадь от самоуправления и как следить за ходом очереди. 

Не стало ли меньше очередников потому, что сократился круг претендентов на жилье самоуправления?

Как раз наоборот! Рижская дума расширила круг лиц, которые могут рассчитывать на помощь в решении квартирного вопроса. Теперь к ним относятся: 

  • семьи с тремя и более детьми;
  • лица, которые потеряли единственное жилье, потому что не смогли расплатиться по ипотечному кредиту;
  • проживающие в домах самоуправлений (бывших общежитиях), которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

В соответствии с новыми Правилами «О регистрации и помощи в решении жилищного вопроса» N 153 от 9 июля 2015 года, на 40 евро в месяц повышен определенный уровень доходов для арендаторов денационализированных домов, что позволяет им регистрироваться как нуждающиеся в помощи в решении жилищного вопроса.

При строительстве социальных домов создаются сервисные квартиры для людей, передвигающихся в инвалидной коляске.

Кто имеет право получить помощь при решении жилищной проблемы?

В соответствии с новыми правилами, все они зарегистрированы в десяти регистрах.

В 1-й регистр входят лица, имеющие право на социальную жилую площадь. Это отдельно проживающие малоимущие пенсионеры и лица с инвалидностью 1-й и 2-й группы, семьи с детьми- инвалидами, где ребенок не имеет отдельной комнаты, люди, которым необходимо т.н. сервисное жилье, поскольку они перемещаются в коляске.

  • В 1-м регистре значатся также жильцы денационализированных домов, достигшие пенсионного возраста, лица с инвалидностью 1-й и 2-й группы, которые проживали там до денационализации.
  • На что они могут рассчитывать? Очередникам 1-го регистра предоставляется жилье в социальных домах. В Риге имеется 15 социальных домов с отдельными квартирами и два дома с отдельными комнатами и удобствами общего пользования (на ул. Гарозас, 15). 
  • Преимущества: арендная плата в социальных домах составляет 6 евроцентов за квадратный метр, что в 10-12 раз дешевле, чем в муниципальных домах, а скидка на коммунальные платежи составляет от 25 до 50 процентов. 
  • Что сделано? Всего в 2017 году было сдано в аренду 196 социальных квартир, а в этом году – до 1 октября  – 117 жилых помещений.
  • Нынешняя ситуация: на 1 октября 2018 года 1294 человека ожидают очереди на социальную жилую площадь.

Во 2-й регистр входят лица, выселенные из жилой площади за долги по аренде и коммунальные услуги или же потому, что они не смогли расплатиться с ипотечным кредитом, взятым на приобретение или ремонт единственной квартиры.

  • Что сделано? В прошлом году самоуправление обеспечило жильем 21 семья,  а в этом – до 1  октября  16 семей, которые по решению суда были выселены из жилых помещений.

3-й регистр предназначен для детей, оказавшихся без попечения родителей, а также сирот.

  • Что сделано? В прошлом году помощь получили 56, а до 1 октября текущего года помощь была оказана 33 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  • Нынешняя ситуация:  на 1 октября 2018 года очереди на социальную квартиру ожидает 364 ребенок-сирота.

Регистры 4 и 4.

1 включают жильцов денационализированных домов, которые могут претендовать на получение пособия по освобождению жилых помещений (в первоочередном порядке или общей очереди) – при условии, что они имеют определенный уровень доходов, если доходы отдельно проживающего лица не превышают 440 евро в месяц, а семьи, состоящей из двух и более членов, составляют не более 360 евро на человека после уплаты налогов.

  • Нынешняя ситуация: пособия на освобождение денационализированного жилья ожидает 308 семья.  Каждый год Рижская дума принимает решение о том, какая сумма необходима для выплаты пособий, учитывая, что половину средств выделит государство. В 2018 году это 9 млн евро.

В 5-м регистре значатся лица, освободившиеся из мест заключения. 

  • Что сделано? В прошлом году самоуправление помогло получить жилплощадь без удобств или комнаты в домах с местами общего пользования 7 лицам, в этом году – до 1 октября – 5 лицам, освободившимся из тюрем. 

6-й регистр предназначен для регистрации семей с тремя и более несовершеннолетними детьми.

  • Что сделано? В прошлом году квартиры самоуправления получили 27 многодетных семей, в свою очередь в этом году до 1 октября  – 25 семьи с тремя и более детьми.
  • Нынешняя ситуация:  на 1 октября 2018 года 227 семей стоят в очереди на социальную жилую площадь.

В 7-й регистр входят жильцы денационализированных домов – при определенном уровне дохода. По новым правилам, этот уровень повышен на 40 евро в месяц. Сегодня доход отдельно проживающего лица не должен превышать 440 евро, а для семьи – 360 евро на человека в месяц.  

  • Важно: лица с определенным уровнем дохода должны декларировать свои доходы и материальное положение в своей районной социальной службе.  
  • Что сделано? В прошлом году самоуправление оказало помощь 91 семье из денационализированных домов, в этом году – до 1 октября – 51 семьям.
  • Нынешняя ситуация: на данный момент (01.09.2018) в очереди остается 658 семья.

В 8-м регистре регистрируются лица, проживающие на площади самоуправлений, непригодной для жилья или же нуждающейся в капитальном ремонте, а также жильцы денационализированных домов, которые оказались в такой же ситуации. Жильцам предоставляется равноценное (то есть, имеющее такое же количество комнат) жилье.

  • Важно: непригодность жилой площади для проживания должна зафиксировать комиссия департамента.
  • Что сделано? В прошлом году предоставлена жилплощадь 42 семьям, до 1 октября текущего года – 24 семьям. 
  • Перспективы: продолжается расселение трех жилых домов (бывших общежитий) на ул. Прушу, 25а; Валмиерас, 24; Катринас, 18. С 2009 до 2018 года расселены жильцы девяти таких домов. В 2018 году Рижская дума приняла решение о расселении жильцов дома на улице Унияс, 49. Сейчас на очереди стоят 415 семей. 

9-й регистр – «обменный». В нем регистрируются лица, проживающие в квартирах самоуправления, которые выразили желание переехать в меньшую или более дешевую квартиру, в том числе, и менее благоустроенную.  

В 10-м регистре значатся лица, которые претендуют на помощь самоуправления в общем порядке.

  • Перспективы: с 2009 года регистрация в этот регистр прекращена. В нем (на 01.09.2018) числится 83  семьи. 

Подробно с ними можно ознакомиться на сайте Департамента жилья и среды. (в колонке слева «Квартирные вопросы).

Только малообеспеченные лица могут претендовать на помощь в получении жилья?

Да. Потому что по сути это форма социальной помощи. Исключение – 3-й регистр, в котором регистрируют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иные критерии действуют и для жильцов денационализированных домов, которые могут  претендовать на  жилье, имея определенный уровень дохода (440 евро в месяц для отдельно проживающего лица, 360 евро на человека для семьи, состоящей из двух и более членов).

Как и где получить статус малообеспеченного?

Для  этого нужно обратиться в социальную службу.

Можно ли оформить квартиру, в которой вы проживаете, как социальную?

Да. В том случае, если малообеспеченная семья арендует жилплощадь самоуправления. Но при одном условии – договор найма жилплощади заключается на 6 месяцев.

А если квартира приватизирована? Можно ли придать ей статус социальной?

Нет, нельзя.

Не останется ли человек на улице, если вдруг случилась беда – например, квартира сгорела?

По закону помощь положена пострадавшим от стихийных бедствий и аварий, либо арендующим это жилье, либо владеющим им, при условии, что они в нем задекларированы и не имеют в Риге иной жилой площади.

Чтобы получить помощь, необходимо в течение месяца обратиться в самоуправление с заявлением и актом о пожаре или иным документом, доказывающим, что случилось непредвиденное.

Как отслеживать очередь?

Жилье предоставляется в порядке очереди в зависимости от номера, то есть даты регистрации.

Порядок получения квартир подробно описан в правилах Рижской думы  Nr 153 «О регистрации и помощи в решении квартирного вопроса».   

Как узнать номер своей очереди на квартиру?

На портале www.eriga.lv в разделе Rīgas pašvaldības Dzīvokļu rindu reģistrs (Регистр очереди на квартиру Рижского самоуправления). После введения номера регистра, имени и фамилии, появится зашифрованная информация обо всех зарегистрированных в соответствующем регистре лицах с такими же, как у вас, инициалами.

Свой порядковый номер в соответствующем регистре вы можете найти либо по номеру дела, либо по дате регистрации. Можно навести справки в Департаменте по жилищным вопросам и охране окружающей среды Рижской думы.

Квартиры приходится ждать долго.  Можно ли как-то получить жилье вне очереди?

Решения по этому вопросу принимает комиссия Рижской думы. Согласно правилам «О регистрации и помощи в решении жилищного вопроса» N 153 пункта 14, на жилье вне очереди могут претендовать: 

  • лица, имеющие особые заслуги перед Ригой и Латвией (зарегистрированные в 1-м, 2-м, 7-м, 8-м регистрах);
  • отдельно проживающие пенсионеры или отдельно проживающие лица с инвалидностью 1-й и 2-й группы в денационализированном доме, у которых квартплата и плата за коммунальные услуги больше, чем их доходы (зарегистрированные в 1-ми 7-м регистрах); 
  • отдельно проживающие пенсионеры, а также лица с инвалидностью 1-й и 2-й группы и семьи с несовершеннолетним ребенком, живущие в денационализированном доме, которые не обеспечены основными коммунальными услугами – водой, теплом, канализацией и вывозом мусора (1-й, 7-й регистр);
  • отдельно проживающие пенсионеры, а также лица с инвалидностью 2-й группы, живущие в денационализированном доме, если социальная служба сделала соответствующее заключение о состоянии их здоровья и условиях проживания (1-й регистр);
  • лицо с инвалидностью 1-й группы или отдельно проживающий пенсионер, достигший возраста 75 лет – также при наличии заключения социальной службы о состояния здоровья и условиях проживания (1-й регистр).

Что сделано? 

В прошлом году жилье вне очереди предоставлено 53 лицам, в этом году – до 1октября  – 55 лицу.

Впрочем, есть еще один путь ускорить продвижение очереди – согласиться арендовать жилплощадь за пределами Риги. Рижское самоуправление имеет дома (399 квартир) в непосредственной близости от столицы, а именно: по одному дому в Адажи, Сигулде, Олайне, Балдоне и четыре дома в Силакроге Ропажской волости. По последним двум адресам почти всегда есть свободные квартиры.

Может ли человек «потерять» очередь на жилье?

Очередники должны следить за сроком справки о доходах и регулярно продлевать ее. Если они забывают, мы напоминаем, и не раз.

Исключить человека из очереди можно только в том случае, если он перестает соответствовать предусмотренным критериям регистрации. Но и в этом случае человек  может обжаловать решение об исключении из очереди у директора департамента. Если же он не согласен и с директором, то – в административном суде (сначала районном, потом – окружном).

И вот, подошла долгожданная очередь. Но квартира не нравится – неудобный район, неподходящий этаж. Можно ли отказаться от одного жилья и попросить другое?

Мы предлагаем три варианта жилой площади из имеющихся в наличии. По возможности стараемся учитывать  пожелания очередников, а также особые потребности, наличие которых подтверждено справкой от семейного врача.  Но люди должны понимать, что квартиры – это помощь. Так что если человек три раза необоснованно отказался от предлагаемой квартиры, то его исключают из регистра. 

Более подробная информация:

На сайте Департамента по жилищным вопросам и охране окружающей среды Рижской думы: http://mvd.riga.lv.

Ознакомиться с услугами жилищного управления и получить соответствующие бланки можно также на портале Рижского самоуправления: www.riga.lv.

Каждый день в Департаменте по жилищным вопросам и охране окружающей среды Рижской думы, который находится на ул. Бривибас, 49/53, в 501-м и 503-м кабинетах на 5-м этаже проходят консультации для клиентов, прием документов и заявлений.

Телефоны для справок: 67012509; 67105683; 67012540; 67012475; э-почта: dmv@riga.lv.

Почтовый адрес: Департамент по жилищным вопросам и охране окружающей среды Рижской думы, ул. Бривибас, 49/53, LV-1010, Рига.

Источник: https://www.riga.lv/ru/news/kak-poluchitj-zhilje-ot-samoupravlenija?15117

Квартира от государства

Как в данном случае получить помощь в получении жилья?

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Ксения Суворова

получила двухкомнатную квартиру от государства

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Копия распоряжения о предоставлении жилой площади нуждающемуся

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства инвалидам, сиротам и ветеранам.

  1. Получить от государства субсидию на строительство или приобретение жилья по программе улучшения жилищных условий. Возможно, субсидии не хватит и придется доплатить.
  2. Снять квартиру у государства. Арендной платы не будет, только коммуналка.
  3. Арендовать квартиру по договору социального найма. Потом такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать.
  4. Получить новую квартиру по программе расселения аварийного жилья. Но могут расселить в коммуналку.
  5. Получить новую квартиру по программе расселения коммунальных квартир.
  6. Получить компенсацию по программе расселения коммунальных квартир. Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой.

Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.

В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норма — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

Форма № 9: справка о регистрации. В ней можно узнать метраж и количество прописанных человек. Кроме того, этот документ необходим, чтобы попасть в очередь на квартиру. Справку получают в отделении вселения и регистрационного учета граждан (бывший паспортный стол).

Для получения достаточно паспорта

Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

Государство предлагает таким гражданам несколько вариантов.

Взять субсидию на строительство или приобретение жилья. Государство дает немного денег. Вариант не подойдет, если вы не готовы брать ипотеку или у вас нет накоплений.

Субсидия рассчитывается от кадастровой, а не фактической стоимости квартиры, в которой человек живет и прописан. В Петербурге выдадут около 850 000 рублей на одного человека, сумма для семьи из двух и более человек будет иной. А скромная однушка стоит примерно от 1,7 миллиона рублей.

Снять квартиру у государства. Жилец не получит такую квартиру в собственность, продать и сдать ее тоже будет нельзя. Но зато жилец не платит за аренду и оплачивает только коммуналку.

Такой договор заключают на определенный срок, после чего пересматривают и продлевают либо переоформляют в договор социального найма. Если у жильца появится другое жилье, из арендованной квартиры придется съехать. Обычно такой вариант предлагают сиротам, чтобы их никто не обманул и не лишил дома.

Арендовать квартиру по договору социального найма. Такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать. Подробнее об этом можно узнать в жилищном кодексе — в статьях 72, 74, 76 и 77.

Сдать можно, сделав регистрацию человеку, который хочет взять квартиру в аренду. Продать можно либо через приватизацию жилья, либо прописав покупателя в квартире и сделав переоформление.

Обменять квартиру при этом проще, чем продать или сдать.

Чтобы улучшить жилищные условия, нужно собрать большой пакет документов: справки о доходах членов семьи и об их имуществе, все документы о льготах и наградах. После в жилищном комитете поставят в очередь на субсидию или аренду.

При этом надо учитывать, что суммарный доход членов семьи не должен быть выше дозволенного региональными актами. То есть семья должна считаться малоимущей. В каждом регионе свой прожиточный минимум. Сумма дохода всей семьи должна быть поделена на количество членов семьи, прописанной и проживающей в квартире. Доход на члена семьи не должен быть выше минимального прожиточного минимума.

Например, отец семьи в Санкт-Петербурге получает 40 000 рублей, его жена не работает, мать получает пенсию 10 000 рублей, а еще у него трое детей. Суммарный доход — 50 000 рублей. Делим его на количество всех членов семьи — 6 человек.

Получается, что на каждого члена семьи приходится 8 300 рублей. А это меньше прожиточного минимума: в 2017 году прожиточный минимум в Санкт-Петербурге по итогам II квартала составляет 10 758,7 рублей.

Эту сумму пересматривают после каждого квартала.

Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

Распоряжение о постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

  1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ, который заново обмерит квартиру;
  2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
  3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

Форма № 7: справка о характеристике жилого помещения. Тут указаны все сведения, которые вы должны знать о своей квартире

Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна — самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством

Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве.

Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье.

Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

Договор найма жилого помещения. Это самый настоящий договор, в котором прописаны все условия предоставления жилого помещения государством

Кому. Расселение бывает двух типов — аварийного жилья и коммуналок.

Коммуналки расселяют по желанию владельцев, если они предоставят документы и встанут в очередь. Но это регламентируют специальные жилищные программы региона. В вашем регионе могут быть немного иные требования к расселению коммунальной квартиры.

Это необходимо учитывать.

Аварийное жилье идет под снос по списку. Списки составляют чиновники. Если дом разваливается, а в списке его нет, то придется ждать дальше или пытаться встать в другую очередь.

Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру.

Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию.

Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

Как. Для расселения аварийного жилья не нужно собирать документы: власти сами свяжутся и предложат новую квартиру. Для коммуналок нужно подавать документы в жилищный комитет города или заменяющий его орган.

Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

  1. Соберите все документы, подтверждающие статус ваших родственников: инвалиды, ветераны, сироты, люди с хроническими заболеваниями.
  2. Посчитайте, сколько квадратных метров жилья приходится на каждого прописанного в квартире.
  3. Сравните с учетной нормой в вашем городе. Если меньше — готовьте документы для получения нового жилья.
  4. Постоянно обновляйте свой пакет документов, чтобы двигаться вверх в очереди на новую квартиру.
  5. Деньги получить проще, чем новую квартиру.
  6. Помните, что расселение — это реально. Как и получить квартиру. Главное — терпение и наличие необходимых документов.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/kvartira-ot-gosudarstva/

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий