Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?

Что делать, если суд возложил обязанность пройти принудительное лечение от наркозависимости?

Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?

Тимур Мадатов

С относительно недавних пор суды Российской Федерации могут наложить на гражданина обязательство пройти лечение от наркозависимости и реабилитацию. Подробнее о тенденции, которую можно сравнить с откатом к системе советских ЛТП, можно прочитать тут.

О том, какие результаты имеет на данный момент перезапуск системы принудительного лечения в связи с введением ст. 6.9.1 КоАП РФ, можно прочитать тут.

В этой статье хотелось бы кратко и ясно рассказать, как на практике работает (ну или не работает) система, по сути, принудительного лечения от наркозависимости.

Сложившаяся система, с одной стороны, все больше вытесняет наркозависимого человека за рамки правового поля путем ужесточения административного и уголовного законодательства, а с другой стороны, уже загнанному в угол наркозависимому предлагает пройти лечение вместо административного[1] или уголовного[2] наказания.

Кроме того, при рассмотрении уголовного дела или административного, суд не лишен возможности назначить принудительное лечение от наркозависимости не вместо, а вместе с наказанием.

По уголовному делу такое обязательство может быть наложено наряду с наказанием в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы[3], а также при назначении условного наказания (в том числе в виде лишения свободы условно).[4]

По административному делу такое обязательство может быть наложено судом при назначении административного наказания в сфере законодательства о наркотических средствах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотики без назначения врача.[5]

В свою очередь законодательство предусматривает ответственность за уклонение от прохождения лечения, социальной реабилитации и медицинской реабилитации. Это может быть административная ответственность[6] либо, в сущности, уголовная ответственность (отмена условного срока и замена его реальным).

Как видно из вышеизложенного, у государства есть достаточно правовых механизмов принуждения к обращению за наркологической помощью.

Как исполнить обязанность пройти лечение?

Контролем за исполнением обязанности пройти лечение, возложенное в рамках рассмотрения уголовного дела, занимается  уголовно-исполнительная инспекция (УИИ). Именно там необходимо получить направление для прохождения лечения.[7]

С этим направлением следует обратиться в медицинское учреждение для получения необходимого лечения.

Если же обязанность пройти лечение была наложена в рамках производства по административному правонарушению, то контроль за исполнением этой обязанности возлагается на полицию.[8]

В этом случае закон предусматривает, что копия постановления о прекращении дела по ст. 6.9 КоАП РФ либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти лечение направляется в соответствующую медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.[9]

Срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующую медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, указывается в постановлении суда и начинает течь с момента вступления данного решения в законную силу.[10]

Я обратился в наркологическую клинику, но мне сказали, что в ней нет мест. Что делать?

К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что граждане не могут исполнить обязательство пройти лечение не по своей вине, а по причине отказа медицинской организации оказать наркологическую помощь.

Это может привести к тому, что человек может быть подвергнут административному наказанию за уклонение от прохождения лечения, а впоследствии и вовсе рискует лишиться свободы из-за замены условного срока реальным.

https://www.youtube.com/watch?v=ETyQj0kdRaM

Для того, чтобы максимально обезопасить себя в такой ситуации, необходимо документировать факт отказа в оказании медицинской наркологической помощи или отказа в прохождении реабилитации.

Пример документирования может выглядеть как письменное обращение в медицинскую организацию с требованием в случае невозможности оказания наркологической помощи дать письменный ответ с указанием причин.

Даже если вам скажут, что ответ смогут дать лишь через некоторое время, у вас на руках останется ваш образец этого обращения с отметкой сотрудника медицинского учреждения и датой, что будет подтверждать, что вы не уклоняетесь от лечения, а обращались за ним.

Если же у вас отказываются принять обращение и просто “на словах” говорят, что “мест нет, приходите позже”, следует подать жалобу в департамент здравоохранения с описанием этой ситуации и требованием провести проверку.

О сложившейся ситуации можно также письменно уведомить вашего инспектора УИИ или сотрудника МВД (в общем сотрудника того органа, который осуществляет контроль за исполнением судебного решения) с приложением копий всех документов, свидетельствующих о том, что вы действительно обращались в медицинское учреждение.

Все эти несложные действия помогут вам избежать наказания за уклонение от исполнения решения суда или отмены условного срока и замены его реальным.

В случае возникновения у вас вопросов и необходимости юридической поддержки в отстаивании своих прав, мы будем рады ее оказать.

Советуем прочитать также материал по теме: Отдельные аспекты защиты по уголовным делам, связанным с наркотиками: лечение вместо наказания.

—————–

[1] Согласно Примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, лицо, добровольно обратившееся  в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. [2] Согласно ст. 82.1 УК РФ осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 (хранение наркотиков без цели сбыта), ч. 1 ст. 231 (культивирование наркосодержащих растений), ст.

233 УК РФ (незаконная выдача или подделка рецептов, дающих право на приобретение наркосодержащих препаратов), признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения, реабилитации, но не более чем на 5 лет.

[3] Так, в 2013 году в УК РФ была введена ст. 72.

1, согласно которой при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

[4] Возможность наложить обязанность пройти лечение от наркомании при условном осуждении закреплена в ч. 5 ст. 73 УК РФ. [5] Данная норма права закреплена в п. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ. [6] В 2013 году в КоАП РФ была введена ст. 6.9.1 КоАП РФ, согласно которой уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации (в том числе назначенной в порядке ст. 72.1 УК РФ) может повлечь административный арест на срок до 30 суток. [7] Пункт 25 Приказа Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 “Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества”. [8] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2014 № 484 “Об утверждении правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактическое мероприятие, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ”. [9] Пункт 5 ст. 29.11 КоАП РФ. [10] Пункт 2 ст. 29.10 КоАП РФ.

Источник: https://rylkov-fond.org/blog/authors_blogs/timur-madatov/prinuditelnoe-lechenie-ot-narkozavisimosti/

Новый закон поможет очистить биографии миллионов судимых людей

Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?

Правоведы предлагают разработать процедуру, как будут очищаться анкеты некогда судимых людей в случае принятия поправок в Уголовный кодекс, смягчающих систему наказаний.

По мнению экспертов, чтобы будущие правила заработали, потребуется в том числе изменить формат справок о судимости, которые выдает людям МВД. Также нужна процедура, по которой судимые много лет назад люди смогут обменять старые справки с пятнами на новые – без пятен. При условии, что их истории будут попадать под действие нового закона.

Напомним, в конце прошлого года Верховный суд России внес в Госдуму пакет законопроектов с предложениями изменить систему наказания за нетяжкие преступления.

Пожалуй, центральная идея проекта – освобождать от уголовной ответственности людей, которые совершили преступление впервые, раскаялись и компенсировали ущерб. Если три условия сошлись, судимости у человека не будет.

Но ему назначат “меры уголовно-правового характера”: любое наказание, кроме лишения свободы.

ВС РФ разрешил расширять список смягчающих обстоятельств для подсудимых

До этого инициатива была поддержана главой государства. Сейчас Госдума готовит законопроект к первому чтению. Если закон будет принят, то он по всем правилам получит и обратную силу. Ведь закон, улучшающий положение человека, распространяется и на прошлое.

Сторонники проекта не раз заявляли, что одна из целей – не ставить клеймо судимости на случайно оступившегося человека.

Справка с пятном калечит жизнь хуже, чем тюрьма. Из тюрьмы еще можно выйти. А со справкой о судимости человек до конца дней будет неполноценным. Хорошая работа, успешная карьера – это не для него.

Профессор кафедры уголовного права Университета имени Кутафина, доктор юридических наук Иван Клепицкий напомнил “РГ”, что несколько лет назад были приняты поправки в Трудовой кодекс, запрещающий гражданам, имеющим судимость по целому ряду статей, выполнять трудовые функции, связанные с оказанием услуг несовершеннолетним. В первую очередь запрет коснулся лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Не только преподавать в школе, но и вести детский кружок судимым нельзя. Ни шахматный, ни художественный, никакой.

Однако этим дело не ограничилось. Табличку “нельзя” для судимых повесили везде, где труд так или иначе может быть связан с несовершеннолетними.

Скажем, в любую больницу может попасть 17-летний молодой человек. Значит, даже медсестер с судимостью нигде быть не должно. В коммерческие зубные клиники сегодня часто водят маленьких детей.

Поэтому стоматолог, попавший в неприятную историю, обязан забыть о стоматологии.

Как рассказывают юристы, круг лиц, на которых распространяется запрет, широк. Человек, совершивший по неосторожности ДТП или превысивший пределы необходимой обороны и покалечивший напавшего на него хулигана, не сможет работать даже клоуном в цирке. Так как заведения культуры тоже в запретном списке.

Из-за одной ошибки или даже случайности даже приличный член общества официально становится изгоем. А это, без преувеличения, миллионы людей. Куда им податься? Грабить и воровать? Не вариант, хочется верить.

КС РФ запретил увольнять пожарных только за факт судимости

По словам экспертов, после принятия закона, был изменен и формат справки о судимости МВД.

Теперь там указываются и данные даже о закрытых делах, прекращенных по нереабилитирующим обстоятельствам. Скажем, по амнистии, примирению сторон и прочее. То есть человек в принципе виноват, но по каким-то причинам не был наказан.

Если законопроект Верховного суда будет принят, сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности, все равно окажутся в справке. И пятно останется. Ведь с точки зрения работодателя – самого обычного начальника, как и все, не желающего лишних проблем, – будет не важно, судимый перед ним кандидат или только привлекавшийся.

Легче сказать “прощай”, чем заглянуть в раскаявшуюся душу. Поэтому эксперты полагают, что потребуется изменить и форму справки МВД.

Как рассказали “РГ” в Палате молодых законодателей при Совете Федерации, представители палаты подготовят соответствующие замечания на законопроект, который сейчас как раз отправлен в рассылку для сбора отзывов.

Палата также намерена обратиться в научно-консультативный совет при Верховном суде России с просьбой детально разъяснить, как будет применяться обратная сила закона. Некоторые ученые-правоведы считают, что прошлую судимость сбросить со счетов невозможно.

Как рассказал в беседе с “РГ” Иван Клепицкий, если человек уже отсидел срок по статье, которую потом смягчили или вовсе убрали из УК, то ничего не изменишь.

Или, допустим, объявляется амнистия, и под нее мог бы попасть осужденный, только-только выплативший штраф, но – все, наказание исполнено, деньги назад не вернут. Точно также, по его словам, и с судимостью: раз она есть, она есть, и никуда не деться. Тем не менее, вопрос не закрыт.

Уголовное наказание за незначительные преступления отменят

“В Уголовном кодексе специально предусмотрены институты снятия и погашения судимости, чтобы снять с человека все ограничения, связанные с судимостью, – говорит заместитель председателя Палаты молодых законодателей при СФ Николай Бурматов.

– проблема в том, что, например, трудовое законодательство, нормы избирательного права и т.п. начинают использовать судимость гражданина, даже снятую и погашенную, как основание в ограничении его прав. Поэтому в первую очередь нужно говорить о правильном применении уже действующих законов.

Что же касается предлагаемого законопроекта, то в данном случае речь о том, чтобы избавить человека от неприятных последствий, связанных с судимостью, если его случай попадает под действие нового закона, А это не то же самое, что вернуть годы, проведенные в тюрьме. Это реальная вещь.

Поэтому при работе над законопроектом нужно учитывать соответствующие положения Трудового кодекса.

Возможно, и там потребуются какие-то изменения. Также и научное сообщество, и законодатели должны разработать порядок, как после вступления в силу закона (если он будет принят) улучшить положение тех, кто ранее был судим при обстоятельствах, указанных в этом законе. Снимать ли с них судимость, выдавать ли новые справки, все это требует проработки”.

Кстати, в прошлом году поправки в Трудовой кодекс несколько смягчили правила. Если дело человека было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, то его могут допустить к запретной работе с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Но чиновники – люди априори осторожные. Получить от них такие разрешения, по мнению экспертов, задача практически нереальная.

Источник: https://rg.ru/2016/01/27/bio.html

Ограничения уголовным законодательством в приеме на работу

Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?

Запрет приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений

Законом ограничено право приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений.

            Запрещается прием на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена в установленном порядке (ст.

348 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Несмотря на то что Трудовой кодекс данное правило содержит в главе, предусматривающей особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, данная норма распространяется и на случаи приема на материально-ответственные должности по основной работе.

Сам факт осуждения за указанные виды преступления, если судимость в установленном порядке снята или погашена, не является препятствием для приема на работу на материально ответственные должности.

Не может быть принято на работу лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на эти должности или для этой деятельности в течение назначенного судом срока.

Статья 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Этот вид наказания лишает осужденного права в течение установленного приговором срока занимать должности, связанные с осуществлением определенных обязанностей или полномочий, либо заниматься определенной деятельностью.

Указанное наказание назначается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному.

Этот вид наказания может быть назначен в качестве основного, а также в качестве дополнительного к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы и др.

Например, приговором суда лицо может быть лишено права заниматься преподавательской деятельностью, права выполнять работу, связанную с материальной ответственностью, права занимать руководящие должности, права занимать должности в торговых организациях, права заниматься предпринимательской деятельностью и др.

Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь администрация организации при назначении лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязана:

■ не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен;

■ внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься;

■ направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении данного вида наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту работы осужденного, а также органами, которые обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного.

Если занятие деятельностью, права заниматься которой гражданин лишен по приговору суда, требовало специального разрешения (лицензии), то правомочные органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 33 УИК).

При вынесении приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если между сторонами (работником и нанимателем) не достигнуто соглашение о переводе на другую работу, выполнение которой не запрещено приговором суда, работник, занимавший должность, которая запрещена ему приговором, подлежит увольнению по п. 5 ст. 44 ТК — вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Если же факт лишения права занимать определенные должности был установлен после приема на работу, работник подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК — нарушение установленных правил приема на работу. При увольнении по п. 3 и 5 ст. 44 ТК выходное пособие не выплачивается.

Увольнение по ст. 44 ТК не предусматривает обязанность нанимателя принимать меры к переводу работника, который подлежит увольнению, на другую работу, выполнение которой ему не запрещено. Однако при наличии возможности для перевода на другую работу и при согласии работника это делать не запрещается.

Срок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к аресту, ограничению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, лишению свободы срок исполнения данного наказания исчисляется со дня освобождения осужденного от отбывания указанных видов наказания.

После истечения срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, установленного приговором суда, или в случае освобождения от отбывания данного вида наказания в установленном законом порядке работник вправе потребовать выдать ему взамен трудовой книжки ее дубликат без внесения в него записи о наказании. Эта обязанность нанимателя предусмотрена п. 4 ст. 32 УИК.

Запрет приема на работу отдельных категорий работников при наличии судимости

Для отдельных категорий работников основанием для отказа в приеме на работу является наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу (подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующим дополнением; далее — Закон). 

При этом Закон не конкретизирует, отказ в принятии на государственную службу влечет наличие судимости вообще либо наличие неснятой или непогашенной судимости.

            Судимым признается лицо, осужденное к какому-либо наказанию.

Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленные законом сроки.

Сущность судимости состоит в том, что осуждение к наказанию порождает определенные неблагоприятные для осужденного правовые последствия, которые не входят в содержание наказания.

Судимость — это обусловленное осуждением за совершенное преступление правовое состояние осужденного, характеризующееся ограничением его прав и свобод в течение предусмотренного Уголовным кодексом срока.

Начальным моментом возникновения состояния судимости считается день вступления в законную силу приговора суда. Судимость длится в процессе отбывания наказания и после отбытия лицом основного и дополнительного наказания в течение сроков, установленных Уголовным кодексом (ст. 97 УК).

Так называемые общеправовые последствия судимости не предусмотрены каким-либо единым правовым актом.

В основном они заключаются в ограничении возможности находиться на государственной службе, а также поступить на службу в правоохранительные органы, пользоваться активным и пассивным избирательным правом.

Указанные правоограничения применяются только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и на большую часть осужденных не распространяются.

Прекращение состояния судимости происходит путем ее погашения или снятия. Погашение судимости означает автоматическое ее аннулирование (прекращение) при наличии условий, указанных в Законе.

Правила о погашении судимости распространяются на всех осужденных, за исключением лиц, допустивших особо опасный рецидив. Условием погашения судимости является прошествие определенных сроков, если они не были прерваны. Истечение предусмотренных ст. 97 УК сроков автоматически погашает судимость и не требует никаких судебных или иных решений.

Снятие судимости — это осуществляемое судом до истечения установленных сроков прекращение состояния судимости лица, которое перестало представлять опасность для общества.

Правовое значение погашения и снятия судимости заключается в том, что они полностью аннулируют правовые последствия уголовной ответственности (ст. 99 УК).

Это означает, что отрицательная нравственная и правовая оценка совершенного преступления и лица, его совершившего, утрачивает силу.

С правовой точки зрения такое лицо считается не совершавшим преступления, не привлекавшимся к уголовной ответственности, не подвергавшимся наказанию и не отбывавшим его.

С момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым и к нему не могут применяться правоограничения, связанные с наличием судимости.

Нормативные правовые акты, устанавливая ограничения в приеме на определенные виды службы, в большинстве случаев указывают в качестве ограничения наличие непогашеннойи неснятой судимости (ст. 348 ТК).

Статья 9 Закона Республики Беларусьот 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате» также предусматривала, что основанием для отказа в приеме на государственную службу являлось наличие непогашенной и неснятой судимости.

Представляется, что в Законе также должно быть оговорено, что на государственную службу не принимаются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. При этом в качестве аналога может быть использован Избирательный кодекс Республики Беларусь.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Ввиду специфических функций, выполняемых прокурорскими работниками, работниками органов милиции, судьями, на службу в правоохранительные органы, а также на должность судьи не могут быть приняты лица, имеющие или имевшие судимость.

Так, ст. 40 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями устанавливает, что не могут быть назначены на должности прокурорских работников лица, ранее совершившие преступления.

Статья 36 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что не могут быть приняты на службу в милицию лица, ранее совершившие умышленное преступление.

Статья 62 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что судьей может быть гражданин, не совершивший порочащих его проступков.

Полагаем, что подп. 1.10-1 ст. 33 Закона следует изложить следующим образом: «наличия у него непогашенной или неснятой в установленном порядке судимости, если законами об отдельных видах государственной службы не установлено иное».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2006/8/ugolovn_zak_priem_na_rab/

Возможно ли условный срок, если обвиняют по ч. 2 ст. 228 УК РФ?

Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?

Здравствуйте, сегодня у следователя на меня был составлен протокол допроса, в нем указано что меня обвиняют по ст. 228 ч. 2 . Вину признал, подписал протокол во всех местах. Был назначен адвокат, который сказал что минимум 3 года дадут. Я надеялся на условный срок. Есть ли у меня шансы на условный?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день! Согласно ч.2 ст.

228 Уголовного кодекса, Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные в крупном размере, —наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.Согласно ст.73 Уголовного кодекса, Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;а.1) осужденным за преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой — третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;в) при опасном или особо опасном рецидиве.При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.Испытательные сроки, не истекшие на день вступления в силу Федерального закона от 29 марта 2010 г. N 33-ФЗ, исчисляются в порядке, установленном статьей 73 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона)При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.Согласно ст.ст.61,62 и 64 Уголовного кодекса, Смягчающими обстоятельствами признаются:а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;б) несовершеннолетие виновного;в) беременность;г) наличие малолетних детей у виновного;д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и (или) «к» части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом «и» части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.Положения части первой настоящей статьи не применяются, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае наказание назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются. При этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.Срок или размер наказания, назначаемого лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а в случае, указанном в статье 226.9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, — одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств.Виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, либо виновным в совершении сопряженных с осуществлением террористической деятельности преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанными статьями, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотренный соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Таким образом, Уголовный кодекса не содержит запрет на назначение условного осуждения при совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 Уголовного кодекса. Учитывая наличие у Вас смягчающего обстоятельства — признания вины, назначение Вам лишения свободы условно возможно.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов,

управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/vozmozhno-li-uslovnyj-srok-esli-obvinyayut-po-ch-2-st-228-uk-rf/

Осторожно: государственная тайна!

Могу ли я получить условный срок в данном случае и последствия?
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7171

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий