Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция — 2016

Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
  • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).

Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом.

Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.

Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш  план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.

Проверяем документы, инспектируем личные карточки

Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:

  • пребывающие в запасе;
  • старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
  • окончившие военные кафедры при вузах;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.

Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр.

У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Передаем информацию в комиссариат

Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.

И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Своевременно сдаем отчеты по форме

Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов.

В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.

Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесьв военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.

О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.

Источник: https://kontur.ru/articles/4509

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п.п. 35 – 44) | ГАРАНТ

Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное

35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

– по истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) – не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) – достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

– в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт “а” части 2 статьи 49 Закона) – в случаях:

а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

– за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт “б” части 2 статьи 49 Закона) – не выполняющего условий заключенного им контракта;

– за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт “в” части 2 статьи 49 Закона) – совершившего указанный проступок;

– в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт “г” части 2 статьи 49 Закона) – переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

– по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) – признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

– по семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) – подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

– в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт “в” части 1 статьи 49 Закона) – которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

– в связи с лишением воинского звания (пункт “г” части 1 статьи 49 Закона) – лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) – достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

– по состоянию здоровья (пункт “а” части 1 статьи 49 Закона) – признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.

Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе – при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями – не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе – не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, – при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, – при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам “в” и “г” части 1 и пунктам “б” и “в” части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

Источник: http://base.garant.ru/165328/8e1131d10a4b42bb0e1e727bdc857a69/

Что нужно знать призывнику

Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Пресс-служба Министерства обороны / Вадим Гришанкин

С каждым годом считать отмечающийся в России 15 ноября День призывника своим могут всё меньше молодых людей — срочников вытесняют военнослужащие по контракту.

Но значение первых это не умаляет – именно из прошедших службу по призыву формируется запас, который в случае войны будет защищать Родину.

Издание разбиралось, что нужно знать мужчине, получившему повестку в военкомат, и какими льготами можно воспользоваться во время службы?

Уклонистов меньше из-за борьбы с дедовщиной

Пик призыва в армию за последние 15 лет пришёлся на 2009 год — тогда «поставили под ружье» 576,6 тысячи молодых людей. После этого с каждым годом срочников набирали все меньше. В 2015-м уже 297,2 тысячи человек, в 2016-м – 307 тысяч, в 2017-м – 276 тысяч. В этом году в весенний призыв в армию отправились 128 тысяч мужчин, а в осенний по указу президента призовут 132,5 тысячи человек.

В этом нет ничего удивительного — армия наращивает количество военнослужащих по контракту, которые заменяют призывников. Именно за счёт контрактников армия должна стать профессиональной. «В войска поступает всё больше современной техники, требующей хорошей профессиональной подготовки тех, кто это будет делать в армии.

Поэтому если человек пришёл служить на год, из него не подготовишь лётчика, не подготовишь подводника», – заявлял президент Владимир Путин. По его словам, движение в сторону контрактной системы – это «генеральный путь развития армии».

На 2017 год в войсках по контракту служили 384 тысячи человек, а по планам Минобороны к 2020 году в армии будет 500 тысяч контрактников.

Читайте по теме Сам призыв тоже перестал быть головной болью для государства. Уклонистов всё меньше — в 2012 году таковыми признали 87 тысяч человек, сейчас их только 1,6 тысячи, а количество желающих поступить в армию порой превышает необходимость в призывниках.

По мнению сенатора Алексея Кондратьева, это происходит благодаря тому, что повышается престиж армии и в войсках создаётся нормальный психологический климат.

Явление дедовщины фактически искоренилось, когда срок службы сократили с двух лет до одного года, повысили качество отбора призывников, усилили воспитательную работу и открыли телефоны доверия военной прокуратуры, куда можно сообщить о неуставных отношениях.

Уклонение — преступление, но неявка – не всегда уклонение

Основа основ для призывника — это Закон «О воинской обязанности и военной службе».

Именно он обязывает каждого гражданина России мужского пола пройти 12-месячную военную службу, предусматривает льготы, варианты отсрочки и, конечно, санкции за безосновательное уклонение от несения службы. Причём за одни и те же нарушения в этой сфере предусмотрена и административная, и уголовная ответственность.

Штраф до 500 рублей или предупреждение ждёт того, кто не явился по повестке в военкомат в установленные время и место, не имея на то уважительных причин, или в течение двух недель не сообщил о переезде, выезде из страны больше чем на полгода, изменении семейного положения, образования, места работы или должности.

Но за ту же «неявку без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу», могут назначить уголовное наказание — штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет, арест до шести месяцев или лишение свободы до двух лет. Решение принимает судья – чтобы судить по УК, надо доказать, что действия человека являются именно уклонением, а не забывчивостью. Об этом может свидетельствовать, например, неоднократное игнорирование врученных повесток.

Престиж армии повышается и в войсках создаётся нормальный психологический климат, уверен сенатор Кондратьев. Пресс-служба Министерства обороны / Вадим Гришанкин

Ещё одной санкцией, которая, кстати, немало повлияла на борьбу с уклонением, стало ограничение при приёме на госслужбу. В 2014 году вообще запретили принимать на неё тех, кто не служил, не имея на то уважительных причин.

В 2017 году норму немного смягчили новым законом — теперь уклониста нельзя взять на госслужбу в течение 10 лет с момента признания его таковым.

Если же вдруг выяснится, что гражданин, состоящий на госслужбе, «откосил» от армии, его должны уволить.

Как приходит повестка

В военкомат вызывают для прохождения медицинского освидетельствования или призывной комиссии, отправки на военную или альтернативную гражданскую службу. Повестку могут вручить сотрудники военного комиссариата — лично в руки военнообязанному лицу под расписку.

Периодически обсуждаются изменения этих правил, так как самый распространенный способ увильнуть от армии – скрываться от получения повестки.

«В период проведения призывных кампаний 2016 года военные комиссариаты не смогли вручить повестки более чем 90 тысячам призывников – 30 процентов от общего числа граждан, призванных на военную службу», – прокомментировал первый зампред Комитета Госдумы по обороне Андрей Красов.

В начале года он вместе с коллегами внёс в Госдуму инициативу, позволяющую вручать повестку не только призывнику, но и его родственникам, и направлять её заказной почтой по месту жительства — в этом случае повестка будет считаться доставленной в день вручения письма. Такой законопроект депутаты приняли в первом чтении 3 апреля 2018 года и сейчас собирают поправки ко второму чтению.

Условия освобождения от службы

Читайте по теме В законе есть исчерпывающий список оснований, по которым гражданина освобождают от службы или предоставляют отсрочку. Не призовут после исполнения 27 лет (но здесь надо иметь в виду, что если уклониста найдут в 29 лет, его всё равно могут привлечь к ответственности, потому что для этого преступления установлен двухлетний срок давности).

Освободят от исполнения воинской обязанности, если есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые должна подтвердить военно-врачебная комиссия.

Живущих за границей граждан РФ освобождают от воинской повинности, если они прошли службу в стране, с которой Россией заключен договор, предусматривающий такой «зачёт».

Не должны служить мужчины, имеющие ученую степень, и сыновья или родные братья граждан, получивших увечья, контузии или погибших в результате исполнения своих обязанностей во время службы по призыву или на сборах.

Законными причинами получить отсрочку могут быть уход за тяжелобольными близкими родственниками, опекунство над несовершеннолетними братом или сестрой. Не призовут отца, воспитывающего ребёнка в одиночку, ребёнка-инвалида в возрасте до трёх лет или двоих детей.

Причём последнее правило касается и ещё нерожденных детей — отсрочка предоставляется человеку, имеющему ребёнка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.

А также отсрочку дают депутатам разного уровня, главам муниципалитетов и зарегистрированным в качестве кандидатов на должности во власти, для которых предусмотрены прямые выборы.

Отсрочка положена на время получения среднего общего образования, среднего профессионального или высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, докторантуры.

Для человека, окончившего колледж или техникум, предусматривается ещё одна отсрочка, чтобы он мог стать бакалавром или специалистом, а если после школы сразу пойти в вуз, то вторую отсрочку можно использовать, чтобы окончить и бакалавриат, и магистратуру.

С 1 января 2017 года изменились правила для тех, кто после девятого класса поступил в колледж или техникум. Раньше отсрочка действовала только до 20 лет, а теперь по ней можно доучиться до диплома, даже если во время учёбы пошёл третий десяток.

Призывнику положены преференции как до, так и после отправки к месту службы. Пресс-служба Министерства обороны / Вадим Гришанкин

Планируют и ещё одно изменение.

В Госдуму внесён законопроект вице-спикера палаты Ирины Яровой, главы думского Комитета по обороне Владимира Шаманова и его первого заместителя Андрея Красова, который предусматривает, что выпускник школы не истратит положенную ему отсрочку, даже если он достигнет призывного возраста, ещё будучи школьником. Сегодня, если юноше исполняется 18, пока он ещё учится в среднем учебном заведении, одна из отсрочек идёт на окончание школы, и остаётся только одна — на колледж или вуз.

«Законопроектом мы устраняем правовую коллизию и даём молодым людям право, не прерываясь, получить образование в колледже или магистратуре вне зависимости от того, в каком возрасте они начали обучение в школе, что в полной мере соответствует требованиям Конституции и позиции Конституционного суда в этой части», — рассказывала Ирина Яровая.

Куда можно пойти вместо службы по призыву

Закон разрешает вместо армии выбрать другую деятельность.

Можно пойти служить в ОВД, Государственную противопожарную службу, нацгвардию, учреждения уголовно-исполнительной системы и таможенные органы.

Ждут там только с высшим образованием, полученным в вузах при этих органах. Отсрочка действует на время службы в этих структурах — после увольнения, если ещё нет 27 лет, все ещё можно быть призванным.

Можно выбрать и альтернативную гражданскую службу, срок которой составит 21 месяц. О таком желании надо известить военкомат за полгода до начала призыва.

Распределить смогут по 104 рабочим и служащим профессиям — можно стать, например, маляром, плотником, оленеводом или юрисконсультом (полный список в приказе Минтруда от 8 февраля 2017 года №152н).

Такая опция предусмотрена для тех, кому мировоззрение или вероисповедание не позволяет брать в руки оружие, и для коренных малочисленных народов. Свой статус необходимо обосновать документами или свидетельствами.

Впрочем, особой популярностью эта система не пользуется – в год на альтернативную службу отправляется не больше 500 людей. В прошлом году эта цифра составила 278 человек, а в 2016-м – 293. По сравнению с общим призывом это единицы.

В год на альтернативную службу отправляется не больше 500 людей. В прошлом году эта цифра составила 278 человек, а в 2016-м — 293.

Также сегодня все ещё можно пойти учиться на военные кафедры, которые существуют при вузах, чтобы стать военнослужащим запаса и вместо поездки на год в военную часть ходить на занятия и ездить на кратковременные военные сборы.

С 31 января 2019 года эту систему перестроят — студенты смогут проходить такую подготовку не на военной кафедре, а в военном учебном центре.

В центрах, которые смогут набирать студентов из разных вузов, будут готовить как для прохождения военной службы по контракту, так и офицеров, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса.

Имея высшее образование, также можно выбрать — идти служить по призыву или заключить контракт на три года. А с мая 2017 года контракт можно заключить и без «вышки» – для этого надо поступить на службу по призыву и иметь среднее профессиональное образование или отслужить три месяца.

Чтобы перейти на контрактную службу, нужно пройти отбор – психологический, по уровню образования, профессиональной и физической подготовке.

Первый контракт заключают на три года, и, помимо зарплаты, он даёт гражданину право выходить из части и располагать личным временем по своему усмотрению.

Льготы для срочников

Призывнику положены некоторые преференции ещё до отправки к месту службы.

На время, необходимое для прохождения медосвидетельствования или постановки на воинский учёт, призывник освобождается от работы или учёбы с сохранением среднего заработка или стипендии.

Также ему обязаны компенсировать расходы на проезд до места, где он должен пройти медицинское обследование. Но надо иметь в виду, что билеты в город нужно купить самому, а потом получить компенсацию, предоставив документы, подтверждающие оплату.

Читайте по теме Уже находясь в армии, призывник имеет следующие льготы. Каждый день службы засчитывается в трудовой стаж как два дня работы на «гражданке». Пока мужчина служит, его не имеют права уволить или отчислить из вуза — рабочее место сохраняется в течение трёх месяцев со дня демобилизации. Если человек так и не появился на работе к этому сроку, место он теряет.

Медицинское обслуживание для призывника полностью бесплатно. С 2015 года на время службы срочник также освобождён от НДФЛ с денежного довольствия и налогов на имущество и землю, находящиеся в его собственности.

А по возращении домой прошедший службу по призыву может получить второе высшее или дополнительное образование в сферах экономики и управления в преимущественном порядке.

При прочих равных в учебных заведениях ему должны дать место первому.

Льготы касаются также родных призывника. Если у него родится один ребёнок, отсрочку не дадут, зато его жене будут выплачивать пособие.

На сроке беременности от 180 дней будущая мама может получить единовременное пособие, которое в 2018 году составляет 26 539 рублей 76 копеек.

Когда ребёнок родится, его мать или опекун смогут получать 11 374 рубля 18 копеек ежемесячно до демобилизации отца ребёнка.

Родители не должны платить за сына, ушедшего в армию, квартплату и те коммунальные платежи, которые рассчитываются исходя из количества прописанных на жилой площади, например за вывоз мусора.

Если военнослужащий попадает в больницу в тяжелом состоянии, то для одного члена семьи оплачивается проезд до неё из федерального бюджета — приехать могут мать или супруга.

Если во время несения службы военнослужащий погиб, его родители или семья получают единовременную выплату, которая составляет 120 окладов.

Приезд на похороны оплачивают трём членам семьи, а потом ежегодно проезд до места захоронения – одному члену семьи.

Источник: https://www.pnp.ru/social/chto-nuzhno-znat-prizyvniku.html

Справка вместо военного билета – абсурд, который надо устранять

Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Правозащитники регулярно получают обращения от не служивших в армии граждан о том, что военкоматы выдают им вместо военного  билета так называемые справки-«уклониста».

  При этом чиновники игнорируют  не только  факты,  что призывник повесток от них не получал, но и официально подтвержденные  законные основания —  решения призывных комиссий (ПК) о негодности призывника к военной службе по состоянию здоровья или о замене ему военной службы  альтернативной гражданской (АГС).

Справки-«уклониста» появились с принятием в 2014 году поправки  в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Суть поправки такова: мужчины, которые не служили  в армии и  не были освобождены от военной службы,  после  27-ми лет вместо военного билета получают  справку.

Кроме того, в августе 2017 года  вступила в силу поправка в законы «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ», запрещающая  мужчинам без военного билета занимать должности  государственной и муниципальной  службы в течение 10 лет, что придало справке явную дискриминирующую направленность.

Этими поправками парламентарии решили повысить престиж  военной службы и снизить количество уклонистов. При этом они, похоже, не имели ни малейшего представления о том — кто такие уклонисты,  что такое престиж,  какие задачи стоят  перед современной  армией.

Разберем эти ключевые вопросы.

Кто такие уклонисты?

Российское законодательство относит к уклонистам тех граждан, которые были осуждены  по ст. 328 УК РФ за уклонение от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от военной службы.

По данной статье привлекают  призывников, которые  получили и подписали повестку лично, но не явились по ней в военкомат без уважительных причин, а также тех,  кто не явился без уважительных причин на отправку в армию после  принятия призывной комиссией соответствующего решения.

Соответственно, граждане, которым вместо военного билета выдают справки, уклонистами не являются. Они  лишь не прошли военную службу по каким-либо причинам. Нередко  — из-за недобросовестной работы отделов военных комиссариатов, теряющих их личные дела, не обеспечивающих вручение повесток должным образом, а иногда – вымогающих взятки за право пойти  на военную службу.

Таким образом, молодых людей подвергают дискриминации лишь за то, что они не были в армии.

Надо ли  бороться с уклонистами?

Для уклонистов законом предусмотрено наказание – от штрафа до двух лет лишения свободы. Бороться с ними при помощи дополнительных мер нет  смысла.  Во-первых, реальных уклонистов от военной службы  мало. По данным военной прокуратуры и представителей Минобороны, ежегодно по ст. 328 УК РФ  осуждается  примерно  200  человек.

Несомненно, такое мизерное количество не может нанести  какой-либо урон обороноспособности страны.

  А учитывая огромное количество желающих пройти военную службу, и, главное, то обстоятельство, что современной российской армии не требуется большое количество призывников, нет  какой-либо  необходимости в  дополнительных мерах против уклонистов.

Почему стремление заставить всех призывников отслужить в армии несостоятельно?

С 1993 года в России нет  обязанности  для каждого молодого человека отслужить в армии, и на военную службу призывают не всех.   В некоторых регионах России, например, в Дагестане, набор призывников резко ограничен. А в Чечне он приостановлен, то есть, граждан этой Республики сейчас не призывают вовсе.

В российскую  армию  отбирается фиксированное  количество призывников, которое объявляется указом президента. Сегодня – это  примерно 300 тыс. человек в год. Больше армии призывников не требуется.

Но, хотя отслужить обязан не каждый молодой человек призывного возраста, у  каждого призывника есть обязанности по исполнению воинского учета, которые состоят в следующем:

— в  17 лет встать на воинский учет в военном комиссариате по месту жительства;

— сообщать в военный комиссариат сведения об изменении учетных данных — семейного положения, образования, места работы;

— сняться с учета в своем военкомате при смене места жительства более чем на три месяца  и  встать на учет в отделение по новому месту жительства;

— являться в военный комиссариат по правильно оформленным и надлежащим образом врученным повесткам.

Задача военкоматов заключается в том, чтобы из всего количества молодых людей призывного возраста отобрать лишь тех, которые подходят для военной службы по состоянию здоровья, готовы к ней  морально и физически, при этом не имеют оснований на отсрочку и убеждений, не позволяющих им идти в армию. Таким образом, отслужить обязаны  только те призывники, которые прошли отбор, получили повестку на отправку в войска и не обжаловали решение ПК о своем призыве.

Почему в армию призывают только определенное число граждан?

Россия отказалась от  массовой мобилизационной армии,  предназначенной для большой войны, и перешла на современную модель – постоянной боевой готовности.  В ходе военной реформы  избыточные части  сократили,  численность Вооруженных Сил России  была установлена в один миллион военнослужащих.

Для того, чтобы обеспечить постоянную боевую готовность войсковых частей, был взят  курс на  комплектование армии  преимущественно военнослужащими по контракту. Сегодня контрактники уже превысили количество военнослужащих по призыву.

Поэтому современной армии не нужно, чтобы все молодые люди обязательно в ней отслужили. Ей требуется лишь определенное количество, как  контрактников, так и призывников. При этом – именно годных для военной службы  по всем параметрам.

В противном случае призывники станут для армии обузой, что не позволит командирам воинских частей выполнять поставленные перед ними боевые задачи.

Что наносит армии ущерб?

Армии наносят ущерб не уклонисты, а недобросовестные сотрудники  отделов военных комиссариатов, которые не выполняют свою основную обязанность – тщательный отбор призывников, а  также невежественные парламентарии, создающие правовой абсурд и  условия для коррупции.

Коррумпированные  работники военкоматов пользуются тем, что количество молодых людей, ежегодно достигающих 18 лет, почти в три раза превышает то количество граждан, которые призываются на военную службу.

В военкоматах зачастую не призывают тех, кто годен по состоянию здоровья, и, наоборот, призывают граждан, не годных по состоянию здоровья или имеющих «пограничную» годность.

Правозащитные организации постоянно получают жалобы от призывников на то, что одних военкоматы  намеренно не пропускают в армию, а других пытаются забрать  с непризывными  заболеваниями, по всей видимости, вымогая таким образом взятку и за возможность пойти служить, и за право получить освобождение.

Игнорирование процедуры призыва, призыв «больных» наносит реальный вред не только вооруженным силам, но и парням,  теряющим в армии  здоровье и  профессиональные навыки, и обществу, оплачивающему издержки некачественного отбора – страховые выплаты и пенсии заболевшим, покалеченным парням, семьям погибших  солдат…

Как  поднять престиж военной службы?

Сегодня главными  проблемами  военной службы, как по призыву, так и по контракту, остаются:  унизительное отношение командования к подчиненным, отсутствие достойных условий  службы, бесправие военнослужащих, неуставные отношения, насилие, вымогательство и т.п.

Показательно, что контрактники нередко  жалуются на то, что относятся  к ним так же плохо, как и к призывникам. То есть, в армии пока не изменилась ситуация на уровне культуры взаимоотношений и правовых гарантий.

  Пока каждый военнослужащий,  независимо от того, призывник он или контрактник, не почувствует свою правовую защищенность, и  что в армии к нему относятся достойно,  ни о каком престиже военной службы не может быть и речи.

Дискриминационные и неправовые меры повышают лишь  абсурд и беззаконие.

Заложники абсурда

В правозащитную инициативу «Гражданин и Армия» написал  сотрудник городской администрации, который столкнулся с абсурдом ситуации в полной мере. Ниже выдержки из его  обращения:

«Мне 30 лет. В школе проходил призывную  мед. комиссию. По факту ничего не выдали. Потом учился в колледже, институте, получал паспорт… Все в одном городе.

Ни разу мне не вручали, не присылали повесток из военкомата. Недавно выяснилось, что и дела призывника на меня нет… Никто и не знает, где оно. В итоге военного билета не дают. Выдали справку.

Вопрос: законна ли справка? Я не уклонялся от службы, повесток мне не приносили/не вручали. Была бы — никуда не делся бы — служил бы, как и многие.

Могу ли оспорить справку?

Мне принципиально, так как работаю в администрации города. Мой начальник о ситуации знает — не увольняет, потому что не имею нареканий и работаю без нареканий, пользуюсь уважением от него и окружающих меня. Могут ли его заставить уволить меня?»

Из данного письма следует, что призывник не нарушал обязанности воинского учета. То, что его личное дело потеряли, вина не его, а военкомата.

Законом не предусмотрено, чтобы граждане ходили  в военкомат за повестками. Это обязанность военкомата – доставить повестку призывнику лично в руки. И только тогда тот, в свою очередь, обязан по ней явиться.  Но, по сути, молодых людей  поставили в  ситуацию, когда им надо добывать  повестку самим и упрашивать военкомат отправить их в армию, где многие из них просто не нужны.

Сотрудники военкоматов получили дополнительный стимул для  злоупотребления  должностным положением. А сотрудники и специалисты администрации лишатся своих мест только потому, что стали заложниками дискриминационного закона.

Давайте менять ситуацию вместе!

Правозащитники считают, что данную неправовую ситуацию необходимо менять. Справки-«уклониста» должны быть отменены!

Руководитель Постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Сергея Кривенко  о том, что можно делать уже сейчас:

«Мы рекомендуем гражданам, которые соблюдали все правила воинского учета и не получали повесток, либо имели основания для освобождения от военной службы, обжаловать  в  суд решения ПК военного комиссариата о выдаче им справки.

В свою очередь, мы готовы помочь в составлении жалоб. Сообщайте нам о  случаях выдачи справок, высылайте  судебные решения по вашим искам.

На основе полученной от вас информации мы подготовим обращение в Верховный Суд РФ, чтобы он дал правовое заключение по  практике выдачи справок».

Электронный адрес для связи: 9110306@gmail.com (правовая линия Правозащитной инициативы «Гражданин и армия),  RealArmy.org@gmail.com   («Реальная армия»)

По ссылке  Решение суда по обжалованию выдачи справки-«уклониста», в котором суд принял сторону истца

Источник: https://realarmy.org/spravka-vmesto-voennogo-bileta-absurd-kotoryj-nado-ustranyat/

Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы

Может ли смена семейного положения быть причиной увольнения из армии?

Армия военная прокуратура Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами. © Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие

по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);

Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);

приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;

документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.

Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.

Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:

время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:

военный билет;учетно-послужную карточку;карту профессионального психологического отбора;предписание в военный комиссариат;

воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.

Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.

Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.

Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.

Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.

Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.

В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.

Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).

При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.

В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.

Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.

Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.

На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.

Старший военный прокурор 2 отдела организационного управления

Главной военной прокуратуры

полковник юстиции
Марат Шарипов

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201609191714-k3w0.htm

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий