Насколько важно сейчас иметь диплом о высшем образовании?

Дипломы больше не нужны? А что тогда? Как меняются требования на рынке труда

Насколько важно сейчас иметь диплом о высшем образовании?

Отношение к высшему образованию в России противоречивое. С одной стороны, число получивших его людей растет: по последним данным Росстата, диплом вуза в 2015 году имели почти 30,3% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, а в 2005 году таких было около 20,2%.

В то же время все больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является существенным подспорьем в построении успешной карьеры.

Более половины выпускников колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу. А некоторые сервисы по поиску работы подумывают о том, чтобы убрать графу “образование” для некоторых вакансий.

Значит ли это, что диплом вскоре превратится в бесполезную бумажку, а университеты закроются?

Кому не нужен диплом

Лояльное отношение к “корочке” отчасти связано с меняющимися требованиями на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте.

“Любая система образования, будь то российская или западная, никогда не сумеет поддерживать этот skill set актуальным. Сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки, оценивать разрыв между своими возможностями и новыми потребностями работодателей, стремиться этот разрыв закрыть”, — сказал он.

Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Это, к примеру, области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля.

Много самоучек и среди представителей творческих профессий — дизайнеров, фотографов, копирайтеров, артистов. То же касается и новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует.

Например, SMM или некоторые направления IT.

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, говорит Жуков, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе.

Самоучка в облаке

Создатели облачной платформы Voximplant считают, что в IT высшее образование — не главное, и при подборе кандидатов на джуниорские позиции о дипломе даже не спрашивают; на более высокие позиции также могут взять хорошего специалиста без высшего. Сейчас почти 30% разработчиков компании не имеют профильного образования.

Как объясняет сооснователь и СТО Voximplant Андрей Коваленко, в вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника.

“С другой стороны, для сферы IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения.

Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом”, — говорит он.

Тимлид команды backend-разработки Voximplant Дмитрий Иванейчик — один из тех сотрудников, кто начал работать, не имея высшего образования. Еще в школе он увлекся информатикой, учился по книгам. Потом пошел в армию и попал в отделение программирования, что помогло не забыть навыки.

Отслужив, устроился на работу: сначала занимался телефонными и компьютерными сетями, потом ушел в небольшую студию веб-дизайна, через год перешел в системный интегратор, а затем уже в Voximplant.

“Ни на одном месте работы у меня не потребовали диплом, но почти везде были тестовые задания”, — вспоминает он.

Несколько лет назад Иванейчик “для успокоения души” получил высшее образование. Теперь его красный диплом менеджера МЭСИ “лежит на всякий случай”.

Он признается, что учеба в вузе пока ничего ему не дала: в работе пригодились различные курсы, а характер сформировался в армии.

Сфера IT, говорит он, в целом открыта для людей без диплома, которые увлечены своим делом и готовы постоянно учиться, но на некоторых направлениях высшее образование все же нужно. Например, в сфере финтеха или машинного обучения.

Диплом в спешке

По данным опроса Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы. Причем это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Как следует из исследования НИУ ВШЭ, каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.

Евгению Куропаткину диплом инженера-энергетика Камышинского технологического института ни разу в жизни не пригодился. В студенчестве он начал играть в КВН и к учебе охладел. Но вуз окончил и пошел работать в городской комитет по молодежной политике, затем — на местное телевидение и радио. Потом был переезд в Москву и актерские курсы.

Сейчас Куропаткин периодически играет в театре, занимается озвучкой рекламы, но в основном ведет различные мероприятия. Заказчики ни разу не спросили его о дипломе. “Достаточно показать свою работу. Сейчас, особенно в Москве, людям важен результат. Их интересует только то, какую пользу вы им можете принести.

А бумажки нужны только для понтов”, — считает он.

Не пригодились оба полученных диплома и бизнесмену Александру Кайгородову, бакалавру МФТИ по системному анализу и управлению и РАНХиГС — по экономике. Он поступал в вуз потому, что все его одноклассники туда шли, и вскоре разочаровался в учебе.

Еще в институте устроился в банк в отдел трейдеров. “Я смотрел на людей в банке, которым 40 с небольшим, — ипотека, семья, появляющийся живот, потухший взгляд. Я не хотел стать таким же и решил, что мне нужно что-то более яркое”, — вспоминает он.

В итоге Кайгородов прошел бизнес-курсы и запустил интернет-магазин товаров для копчения. Сейчас он доволен, что работает на себя, сам устанавливает график и ни от кого не зависит.

Он считает, что в вузах дают только hard skills (англ. — “жесткие навыки”, которым можно обучить и которые можно измерить), но не учат зарабатывать деньги, заводить друзей и работать с внутренними состояниями.

“Поэтому образование не всегда ключевой фактор успеха”, — поясняет он.

В поисках альтернативы

Проблема выпускников вузов, которые работают не по специальности, связана с отсутствием профориентации в школе, считает психолог Ольга Твардовская. Сейчас, по ее оценкам, около 40% школьников старших классов не понимают, куда идти. “Есть много людей, которые шли по накатанной и вдруг поняли, что занимаются не своим делом”, — говорит она.

Кроме того, в обществе сохраняется восприятие диплома как “путевки в жизнь”, добавляет директор по разработке и исследованиям компании “Профилум” Виталий Алтухов.

По его словам, многие поступают, руководствуясь стереотипом о том, что без диплома карьеру не построить, либо поддаваясь давлению родителей.

В итоге специалистов, которые осознанно получали профессию и тщательно выбирали вуз, мало.

Ситуация усугубляется тем, что ряд программ высшего образования не соответствует реалиям современного рынка труда — либо устарели, либо очень теоретичны.

“Получается, что знания, умения и компетенции, которые важны для рынка, не формируются в вузе.

Есть проблема и с soft skills (коммуникация, критическое мышление, креативность), которые значимы для работодателей, но редко осваиваются в вузе”, — говорит он. Поэтому “корочку” приходится подкреплять дополнительным образованием.

В то же время и психологи, и хедхантеры, и работодатели согласны, что обучение в вузе дает ряд преимуществ: широкий кругозор, умение учиться и систематизировать информацию, способность посмотреть на проблему с разных точек зрения и спрогнозировать развитие событий, а также более развитый эмоциональный интеллект. По словам Твардовской, это помогает, даже если человек по специальности потом не работает.

“Пройдя через конкурентную среду вуза, люди лучше социально интегрируются. Им проще услышать разные точки зрения, реагировать на критику, проявлять сочувствие и эмпатию, вообще работать в команде. И это серьезные преимущества, которые дает высшее образование по сравнению с простым накоплением специальных навыков”, — поясняет Жуков из HeadHunter.

Вузы готовятся к интеграции

В вузах заметили меняющийся настрой школьников. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что старшеклассники стали разворачиваться в сторону среднего профобразования и терять интерес к некоторым вузовским направлениям подготовки, например экономике, сервису, менеджменту, политтехнологиям.

Но от изменений на рынке труда вузы отчасти защищены новыми профессиональными стандартами, которые с 2020 года должны быть внедрены в компаниях с госучастием от 50%.

 Это набор параметров для каждого вида деятельности, включая описание трудовых функций и уровень квалификации — от первого (неквалифицированный труд) до девятого (руководители страны).

Требование иметь диплом бакалавра прописано уже в шестом квалификационном уровне, к которому относятся специалисты среднего звена.

Но вузам тоже придется подстраиваться.

“Здесь работа вузов строится на том, чтобы создавать интегрированные длинные программы, начиная работать со школьниками, предлагая программы среднего профессионального образования, а потом программы высшего образования, удобные для совмещения с работой”, — говорит Абанкина. Она считает, что вузам нужно налаживать тесное партнерство с работодателями, помогать им в продвижении сотрудников, которые достигли определенной квалификации и нуждаются в повышении уровня образования.

Такие программы уже появляются.

Например, в 2018 году в Инженерной школе Дальневосточного федерального университета в партнерстве с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта и судостроительным комплексом “Звезда” открылась магистратура “Энергокомплексы и оборудование морской техники”, а в 2019 году планируется первый набор на бакалавриат “Кораблестроение”. Тульский госуниверситет совместно с производителем товаров для гигиены и здоровья Essity запустил магистерскую программу “Автоматизация научных исследований, испытаний и экспериментов”. В основном в создании длинных программ заинтересованы крупные компании.

А как за границей?

“Кризис диплома” затронул многие западные страны, говорит Абанкина. По ее словам, в Германии, например, переориентировали систему высшего образования на короткие, трехлетние, программы, которые позволяют выпускникам сразу трудоустроиться, а потом уже, если будет желание, продолжить учебу.

В Австралии нашли иные способы поддержать престиж образования и компенсировать снижение востребованности специалистов с дипломами на рынке труда.

С одной стороны, власти сократили поддержку обучения за счет госбюджета, но при этом видоизменили систему образовательных кредитов: если выпускник вуза смог трудоустроиться, то, как и раньше, сам выплачивает долг, а если он успешно усвоил программу, но работу найти не сумел, государство возмещает кредит за него.

Кроме того, в стране отрабатывают технологию контракта на человеческий капитал, когда любой частный инвестор может оплатить образование студента в обмен на часть его доходов в будущем. “Да, есть риск, что он потом не устроится на работу, но считается, что риски сопоставимы”, — поясняет Абанкина.

Снижение ценности фундаментального образования для некоторых профессий — глобальный тренд, соглашается Жуков из HeadHunter. В основном это касается продаж и других рабочих позиций в производстве.

“Если вы знаете свою отрасль и умеете продавать, ваше образование, скорее всего, отойдет на второй план к вашей успеваемости и полученному вами доходу”, — говорит он.

Кроме того, степень уже не так впечатляет из-за появления на рынке все большего числа выпускников колледжей.

Как и в России, компании за рубежом трепетно относятся к дипломам, когда речь идет о должностях, требующих определенной степени, лицензии или сертификата для легального трудоустройства: от здравоохранения до права, инженерии и некоторых технических должностей.

По мнению Алтухова из “Профилум”, адекватной альтернативы вузам пока нет. Так что дипломы не “вымрут”, а вузы еще долго будут оставаться базой, где человек не просто получает знания, но и развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал.

Ася Сафиуллина
 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6254884

Высшее образование: нужно ли оно в современном мире?

Насколько важно сейчас иметь диплом о высшем образовании?

Вакансии пестрят фразами о предпочтении сотрудников с высшим профильным образованием, все компании хотят специалистов с «ВО»…

Но при этом мало того, что зарплату предлагают мизерную, сравнимую с зарплатой обычного чернорабочего, так еще и никаких специфических навыков при осуществлении профессиональной деятельности мега-умельца не требуется: он сидит на стуле у закупоренного окна целыми днями и попивает кофе, инициативы никому не нужны, потому что рядом толпы таких же «сидельцев», которым ни к чему прорыв и нововведения.

Зачем же тогда указывать в требованиях к сотруднику это значительное «только с ВО»? В основном для куража, чтобы поддерживать образ компании не берущей кого попало на работу и т.д., для галочки, потому кем-то когда-то где-то так положено, а люди теперь инерционно живут по чьему-то шаблону.

С другой стороны — действительно дворник не справится с обязанностями директора, но и ведь большинству офисных сотрудников совершенно не нужны университетские знания для бездельничества на рабочем месте, дворник бы справился не хуже….

Давайте разберемся, что есть образование в наше время, когда оно нужно, а когда оно не имеет значение.

Около 50% опрошенных среди разных категорий, согласно разным опросам — не видят смысла в высшем образовании, столько же (около 50%) — видят смысл в высшем образовании.

В общем, из этого следует, что как одно мнение, так и другое имеет право на жизнь, и весьма справедливо имеет.

Чем обосновывают свои доводы те, кто считают образование фикцией и те, кто считают, что «без бумажки ты букашка»?

Тех, кто закончил МГУ, МГИМО, другие крупные авторитетные вузы в столицах и российских мегаполисах, согласитесь, меньше чем тех, кто закончил «шарашки» (еще до проведения реформы об изъятии лицензии у чуть ли не половины «сомнительных» вузов), где экзамены-то сдавать дело не затейное, а получить диплом, лишь оплачивая небольшую стоимость обучения, может даже бывший двоечник.

Но «бумажка» для людей давно стала важнее действительно ценных знаний, самообразования, упорства, амбиций, труда… Получают выпускники такие дипломы ради галочки, никогда и не вникая особо в «приобретенную» специальность, идут работать в совершенно иную сферу, не вспоминая о профессии, записанной в какой-то бумажке.

Итак, согласно статистике, более 70% выпускников российских вузов не работают по специальности, лишь около 25-28% направляются по выбранному в вузе пути. А вот эти самые 70 и более процентов — они работают таксистами, разнорабочими на заводах, в цехах, на рынках и даже.. дворниками, санитарками где придется, меньший процент — в офисах, трудясь бесцельно и за копейки.

И ведь многие будущие «работяги», еще учась в вузе, уже прекрасно знают, что не пойдут работать по специальности, тем не менее упорно продолжают прокладывать упрямую и «не свою» стезю. Зачем тогда нужен этот по сути никому не нужный диплом? Зачем же тогда люди так хотят стать хоть кем-то, лишь бы не быть собой?

Для представителей современного общества гораздо важнее стабильность, стремление к которой называют основным большая часть россиян. Гораздо удобнее получить хоть какой-то, пусть маленький, но свой уголок, свое рабочее место, пусть и зависимое от начальников, но свое, скромное, СТАБИЛЬНОЕ.

И вот для этого места и угла, для гарантии их приобретения, нужно маленькое условие: получение бумажки об образовании, пусть таком, которое никогда не понадобится.

Современное общество все еще массово берет кредиты на машины, квартиры, чтобы выплачивать их всю жизнь, оставляя крохи на сметану да хлеб, современное общество все еще, горя мечтами о лихих и легких заработках миллионов, предпочитает синицу в руке, гася амбиции каждодневной суетой.

А тем не менее — все богатые люди однажды шагнули в пропасть, потеряв всякую стабильность и надежду на кредиты и прочее, и, конечно, им, когда они чего-то достигли было смешно вспоминать, что можно было цепляться за такие земные мелочи как теплое место в душном офисе, в рабочей нише и т. д.

Самое лучшее образование — самообразование, об этом говорят и великие люди, и результаты многих исследований.

Что лучше: отсидеть, сонно считая мух на очных или, что еще бесперспективнее, лекциях на заочном отделении, ни разу не вникая в предмет, для галочки сдавая экзамены на тройки или по блату, получить желанную бумажку в итоге, или с ранних лет без чьих-то нравоучений, по своей инициативе, читать тонны книг, познавать мир, исследовать все своим умом, но не получать заветной бумажки? Кто умнее и перспективнее?

Вспомним Билла Гейтса, или лучше Стива Джобса и многих других богатых, известных людей, да не просто известных, а культовых, у некоторых из них нет даже даже законченного среднего образования, у некоторых нет ничего кроме среднего образования. Но они же смогли как-то «перевернуть мир». А теперь посмотрим на докторов наук, трудящихся за копейки в сельской больнице.

Значит, дело даже не только в бумажке и в знаниях (ведь достаточно профессоров, очень умных людей так и не достигли никаких высот): есть удача, хватка, рвение, сумасшествие в хорошем смысле в конце концов, характер, энергия, порыв, сила ума, воли и прочее.

Так что ни образование, ни даже самообразование — не гарантия успеха, двоечник из индийской провинции при яростном (адекватном) стремлении чего-то достичь быстрее станет состоятельным, чем высоко образованный интеллектуал, проводящий 4-й десяток своей жизни в постижении никому не нужных знаний.

Вообще, сами по себе ум и знания — инертны, нейтральны, если не будет вектора, энергии, способной воплотить все это в жизнь — первые зачахнут как сорванные цветы.

Больше всех думают меланхолики (часто люди мыслящие, умные, образованные, вместе с тем тонкие, ранимые), но руководителями становятся в большинстве холерики и люди, обладающие чертами темперамента, твердым характером. То есть думать и знать мало, надо уметь воплощать все это в жизнь.

Я лично знала нескольких людей, которые устраиваясь на хорошую работу (руководители отделов крупных рекламных агентств, торговых компаний), врали о своем образовании, имея лишь среднее, они говорили, что есть диплом высшего. Никто не просил ничего предъявлять, в отделе кадров так и забыли обо всем. А в подчинении у этих людей были работники с красными и не красными дипломами вузов…

Фирмы, дающие объявления о поиске сотрудников, в один голос заявляют о надобности видеть в своих рядах людей с высшим образованием, да чтобы те были согласны на зарплату от 15 тысяч рублей (!!!).

Например, самое известное агентство недвижимости в достаточно крупном городе ищет «пиарщика», то есть специалиста по рекламе (в обязанности входит многое: от написания красноречивых текстов, слоганов до представления фирмы на разных мероприятиях, умное продвижение бренда и т.д.).

Обязательные условия: образование высшее, профильное — «специалист по рекламе, связям с общественностью», опыт работы от 5 лет, рабочий график с 9 до 5 вечера, работа только в офисе, «удаленщики» не рассматриваются.

Как вы думаете, какую зарплату предлагают-предлагали за столь ответственную (ответственную, если работать по совести и пытаться действительно продвинуть компанию) работу, внушительный список обязанностей и достаточно «узкие» условия? 20-25 тысяч рублей.

Учиться 5 лет на факультете современных знаний, где-то работать пять лет после… чтобы получать зарплату в два десятка тысяч рублей?

Есть, конечно, масса примеров, где зарплаты повыше, но гораздо чаще из реальных вариантов встречается именно первый. Выстроенные в строй, бесцельно окончившие вузы, молодые люди, очень скоро понимают, что их «бумажка» просто бумажка — везде толпы подобных, и чтобы заработать — нужно шевелить и умом и ногами.

Становится жаль зря потраченных лет, а кто-то понимает, что вообще, будь возможность, выбрал бы совершенно иную профессию, и отучился бы именно на нее, и посвящал бы себя с ранних лет именно ей, а не тому делу, которое нелюбимо.

А любимая работа — один из самых главных критериев счастья, на первых местах после дружной семьи, здоровья.

Любимая работа, приносящая прибыль, то есть творчество, помноженное на самореализацию — фактор психического, физического здоровья, счастья, благополучия по версии многих исследований.

Но есть и другие стороны вопроса… доводы в пользу «корочек». Высшее образование — нужно! Но не все…

В начале 2000-х гг и позже, аж до 2008-2010 года, популярными оставались профессии юриста, экономиста.

И очень много выпускников после окончания вуза оставались за бортом… с одной стороны был переизбыток работников данной сферы, а с другой.. не было стоящих специалистов.

Да, при всем изобилии юристов, экономистов, все их знания были банальны, стандартны, они все как под копирку обучались одному и тому же, почти роботы, «гайки» в системе, что такое неординарность, самостоятельность взглядов, решений многие и не знали.

Недавно выпускники СФУ (поскольку я живу в сибирском регионе), закончившие вуз с красным дипломом, по молодости, еще куражась и надеясь на легкий успех, основывали фирмы, гордо вносили свои имена в директора… Но уже через пару лет сидели «с носом» и довольствовались скупыми и редкими клиентами, заходящими в офис (аренда которого равна зарплате) за консультацией, «выпрашивали» за представление в суде суммы «чуть меньше чем у других», чтобы клиент не сбежал, но в итоге просиживали оговоренное время на стуле.

«Докатывались» до того, что сговаривались с адвокатом стороны защиты или обвинения (либо ответчика/истца) и выживали деньги из клиентов, которые вроде как призваны защищать — так уплывали остатки принципиальности и наивности.

От яростных доказываний чьей-то вины (за гроши), или чьей-то невиновности, которые вызывали прилив адреналина похлеще прыжка с парашюта в юности-ранней молодости, от почти бескорыстных попыток «постоять» за кого-то, чтобы прославить свое имя через сарафанное радио, немного постаревшие, но все еще молодые люди, приходили к скучным и серым будням, где никому не нужна романтика, битвы, дуэли, всем нужен результат. И платят именно за него. Юристы, не могущие, несмотря на пару высших образований, предлагать результат, оправдывали все своей молодостью (в 30 лет), мол, к 40 годам все будет иначе, опыту станет больше, да и город просто непродвинутый в плане юридической культуры…

О времени 2003-2008 гг:

«Из 1,3 миллиона выпускников вузов порядка 40% — юристы или экономисты. По прогнозу Минобрнауки, в ближайшее время число юристов и экономистов, которых и без того слишком много, будет расти.

В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности поступили 231,1 тысячи человек (станут выпускниками в 2009 году), что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5% годом ранее (данные Росстата).

По оценке главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, не всякий вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста.

Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными знаниями, а учебные планы строятся с учетом современных тенденций развития экономики, МГУ, РЭА им. Плеханова, ГУ-ВШЭ.

Остальным институтам не свойственны в полной мере названные характеристики, они недостаточно ориентированы на практическую работу, и работодателям значительно сложнее адаптировать их выпускников».

Не всякий вуз способен подготовить хорошего специалиста… Это ключевая фраза. Очень многое, конечно, зависит от самого человека, то есть от студента, но иногда не меньше от той среды, в которую попадает первый.

По статистике — выпускники именитых вузов находят престижную работу во много раз быстрее и легче, чем товарищи, окончившие сельский университет. Однако здесь тоже дело ведь не только в вузе: чтобы поступить в такое учебное заведение (если без блата, а ведь поступают и без блата) изначально надо иметь много важного кроме мозгов.

И хорошая работа после окончания престижного вуза для таких — следствие жизненной позиции, а не окончания вуза.

И потом: в любом вузе, кроме непосредственного выполнения учебной программы, рекомендаций преподавателей — важна собственная инициатива. Меня всегда волновал вопрос: «почему нельзя самостоятельно прочитать книжку, например, по уголовному праву.. или основам журналистики? почему по «приказу» и под страхом двойки люди готовы это сделать, а по своей инициативе нет?».

Многие говорят о том, что не могут сами взять себя в руки и прийти к системе, а в вузе, пусть поверхностно, но кто-то преподаст это все, не нужно таких колоссальных усилий и лишних телодвижений.

Скажу честно, что в юности действительно не очень понятно, зачем нужны тонны ненужных знаний… Я сама хоть и читала много «лишнего», но только то, что хотела. Например, психоаналитику вместо основ государства, вирусологию вместо физиологии, мемуары Шекспира вместо правил русского языка и т.д.

Но многие не хотели вообще ничего…

«Корочки» и одновременно знания необходимы для работников таких профессиональных направлений, как медицина, инженерия, геология и т.д. Вы представляете врача без образования? Врача-самоучку? Конечно, не все врачи с дипломами вызывают доверие, но у кого вызовет доверие врач без диплома? И тем более: чего он достигнет?

В «пишущей» журналистике, например, процентов 30%, иногда меньше для достижения успеха играют роль специфические знания русского языка. Остальные 70% — это талант, удача, интуиция… И надо понимать, что однажды выбор может встать между принципами в плохом смысле слова и высокими целями (если они есть).

Из тех, кто закончил филологический факультет довольно престижного вуза, с кем мне доводилось общаться — с курса всего несколько человек работали по специальности, остальные — в банке (главное условие во и личные качества), в торговле, в библиотеке, сидели в вечном декрете и прочее.

Да, и к слову о том, что нормальной работы днем с огнем не сыщешь… Отчасти это так, но есть и другой момент: плохо искали.

Источник: https://factymira.ru/?p=4640

Стереотипы про высшее образование

Насколько важно сейчас иметь диплом о высшем образовании?
Советская система образования гарантировала каждому гражданину право на бесплатное обучение в высшем учебном заведении. Требование к абитуриенту было лишь одно: пройти по конкурсу на желаемую специальность. Проходной балл зависел от конкретного вуза, факультета и престижности специальности.

Практически каждый выпускник, имеющий аттестат о полном среднем образовании, мог выбрать институт и факультет в соответствии со своими интеллектуальными возможностями. При таком положении дел вопрос о целесообразности обучения в вузе даже не стоял. Не иметь диплома считалось едва ли неприличным.

И позволить себе такое, не рискуя быть причисленным к маргинальным слоям общества, могли лишь представители творческих профессий.

Сегодня ситуация несколько иная. С одной стороны, количество бесплатных мест в институтах и университетах ежегодно сокращается, а значит, учиться просто так, как говорится, «для себя», становится непозволительной роскошью.

С другой стороны, в украинской системе высшего образования постоянно происходят изменения. Открываются и закрываются новые частные вузы, техникумы и училища переаккредитируются в университеты.

При таком положении дел полученный диплом не всегда свидетельство надлежащей квалификации. Так стоит ли тратить время, силы, а порой и деньги на получение высшего образования? Пытаясь ответить на этот вопрос, рассмотрим наиболее распространенные стереотипы о необходимости обучения и получения диплома вуза, о влиянии «корочки» на трудоустройство и успешность карьеры.

1 cтереотип. Высшее образование — первая ступенька карьерного роста. Если ее не преодолеть, дальнейшее продвижение вверх невозможно.

На самом деле. Без «ВО» построить карьеру сегодня очень сложно. Потенциальный работодатель рассматривает диплом не только как гарант получения определенных знаний и подтверждения квалификации по специальности, но и как результат целеустремленности соискателя, показатель умения работать и добиваться поставленных целей. А эти качества для любой специальности и на любом рабочем месте расцениваются как положительные. Итог: стереотип верен.

2 cтереотип. Некоторые специальности невозможно освоить в высшем учебном заведении: в Украине просто отсутствуют либо находятся в стадии перманентной разработки соответствующие программы подготовки. Значит, лучше сразу идти работать, чтобы уже «в процессе» получить необходимые навыки.

На самом деле. Однозначный ответ исключается: утверждение верно для одних специальностей и неверно для других. Например, если вы видите себя гениальным парикмахером, то, конечно, практика и обучение у хорошего мастера гораздо полезнее, чем обучение в институте или университете по «сырой» программе. А вот если вам хочется стать косметологом, лучше иметь базовое образование, в данном случае, высшее медицинское. Если мечтаете стать гениальным менеджером по продаже, достаточно будет врожденной наблюдательности, элементарных знаний о человеческой психологии и «подвешенного» языка. А вот чтобы стать маркетологом, лучше получить образование по специальности, хотя бы в том виде, в каком его предлагают отечественные высшие учебные заведения на сегодняшний день. Итог: стереотип может быть подтвержден либо опровергнут, в зависимости от специальности.

3 cтереотип. Высшее образование оценивается не столько дипломом, сколько умением находить и обрабатывать информацию, а также приобретенными в процессе обучения коммуникационными навыками.

На самом деле. С одной стороны, высказывание абсолютно верно. По мнению многих университетских профессоров, главное — не просто выучить предмет, а знать, где и как при необходимости раздобыть информацию. Некоторые работодатели именно так и воспринимают вузовский диплом, как свидетельство определенного уровня интеллекта и эрудиции. Поэтому не очень обращают внимание, что полученная в институте специальность не соответствует должности, на которую вы претендуете и направлению, которым хотите заниматься. С другой стороны, каким бы вы ни были начитанным и сообразительным, с дипломом инженера вас вряд ли допустят к хирургическому столу. Итог: стереотип частично подтвержден.

4 cтереотип. Опыт работы ценится гораздо выше диплома. И потенциальный работодатель всегда отдаст предпочтение кандидату с опытом, чем выпускнику вуза, ни дня не проработавшему в данном направлении.

На самом деле. Идеальный вариант, если вы обладаете не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Тем более, что на последних курсах вполне можно устроиться по специальности. Кстати, это неплохой вариант для карьерного старта: начав подрабатывать в компании, допустим, неполный день еще во время учебы, получив диплом и претендуя на полную ставку, будете иметь преимущество перед другими кандидатами на вакансию. Итог: стереотип опровергнут.

5 cтереотип. Не имеющие высшего образования обладают низким уровнем культуры.

На самом деле: Общая степень развития определяется не только наличием диплома. Безусловно, в идеале, классическое университетское образование подразумевает, кроме изучения узкоспециальных дисциплин и курс гуманитарных наук (для повышения эрудиции и расширения кругозора). Но не всегда студенты уделяют этим предметам должное внимание. Итог: стереотип опровергнут.

6 cтереотип. Если не смогли поступить в вуз сразу после окончания школы, скорее всего, получить высшее образование уже не удастся.

На самом деле. Установку на штурм высшего учебного заведения дают своим чадам практически все родители: «Надо поступить, надо обязательно поступить, потом будет поздно». С одной стороны, в этом есть рациональное зерно: знания имеют свойство улетучиваться из головы. Поэтому, пока школьная программа еще крепко сидит в памяти после школьных выпускных экзаменов или тестов, шанс пройти вступительные экзамены довольно высок. С другой, многие, руководствуясь указанным стереотипом, делают поспешный выбор профессии, учебного заведения и… разочаровываются. Вряд ли стоит бояться, что, пропустив после школы год — два (не говоря уже о более длительных сроках), не поступите в вуз. Наоборот, немного осмотревшиеся в этой жизни, попробовавшие себя в различных сферах, как правило, более целеустремленные. А поэтому и процент прохождения по конкурсу, и эффективность усвоения учебной программы у них выше. Итог: стереотип опровергнут.

7 cтереотип. Диплом — дело вторичное. Сначала нужно трудоустроиться, а потом смотреть по обстоятельствам: нужен диплом или нет. Имея работу, всегда можно пойти на заочное отделение вуза, или, в крайнем случае, купить диплом.

На самом деле. Если вести речь об обучении после того, как вы определились, в каком направлении хотите получить образование, то стереотип верен. Если фирма заинтересована в вас как в работнике, можете получить даже помощь в оплате обучения. Но ни в коем случае не поддавайтесь на кажущуюся легкость покупки диплома. Поверьте, вывести вас на чистую воду и раскрыть обман совсем несложно. И если это произойдет, считайте, что на вашей карьере поставлен большой и жирный крест. Итог: стереотип частично верен.

8 cтереотип. Качество высшего образования сегодня очень низкое. Диплом не гарантирует достаточного уровня квалификации. Обучение в частных вузах не соответствует заявленным стандартам. Порой этим грешат и государственные институты. И вообще, за взятки поставят любую оценку.

На самом деле. Действительно, частные учебные заведения растут сегодня как грибы после дождя. Полностью проконтролировать уровень знаний, которые они дают студентам, просто невозможно. Поэтому, если есть выбор, лучше отдать предпочтение институту или университету, которому не один десяток лет. В любом случае, даже диплом частного института — лучше, чем его отсутствие. Итог: стереотип частично подтвержден.

9 cтереотип. Высшее образование — еще не гарантия того, что удастся хорошо трудоустроиться и много зарабатывать. Можно закончить двадцать институтов и сидеть без работы и денег.

На самом деле. Гарантией успешной карьеры может послужить только ваша личная целеустремленность, трудолюбие и удача. Высшее образование — всего лишь вспомогательный инструмент, своего рода альпеншток для покорения карьерных высот. Итог: стереотип верен.

10 cтереотип. Даже если вам удалось достичь определенного уровня без высшего образования, рано или поздно почувствуете недостаток квалификации или необходимость подучиться и получить заветный диплом.

На самом деле. Ситуация, когда специалисты, не имеющие «ВО» или бросившие обучение в институте, достигают карьерных высот и получают управленческие должности — не редкость. Но большинство на определенном этапе начинает испытывать дефицит знаний. Ведь даже специалисту с дипломом приходится много работать, чтобы поддерживать квалификацию на должном уровне, что уж говорить о стартовавших с более низких ступеней? К тому же, отсутствие диплома для вашей карьеры — своего рода стеклянный потолок в большинстве крупных фирм и компаний (особенно представительствах зарубежных предприятий). Итог: стереотип верен. Можно долго рассуждать, необходимо ли высшее образование именно вам, по конкретной выбранной специальности, на данном временном отрезке и в контексте современной системы образования. Но в большинстве случаев, диплом о высшем образовании может оказаться тем «плюсиком», который, при прочих равных, позволит вам всегда быть на полшага впереди других соискателей или претендентов на повышение в должности. Источник: журнал “Пропоную роботу” Николай
03 ноября 2018, 14:26 #

В корне не согласен по многим “вердиктам” стереотипов представленных в статье

Инга
20 февраля 2019, 14:32 #

Это бред сивой кобылы, откуда этот винегрет в мозгу у автора?????

Источник: http://www.parta.com.ua/articles/higher_education/57/

Без корочки, но с амбициями. Как начать карьеру без высшего образования

Насколько важно сейчас иметь диплом о высшем образовании?

Нужно ли высшее образование, и играет ли наличие диплома важную роль в жизни? Люди постоянно задумываются и спорят на эти темы. Кто-то приводит доводы, что лучший способ построить карьеру – начать как можно раньше работать и «обрастать» навыками и опытом.

Другие считают, что верный путь к успеху – четко сформулированные цели и мечты. А третьи не представляют возможность развития и перспектив без наличия диплома о высшем образовании. МТБлог разбирался, насколько важно сегодня иметь «корочку», и что делать, если высшего образования нет.

Путь к мечте

Мечтаете стать флористом, дизайнером, мастером по маникюру, бариста или массажистом? Это лишь часть специальностей, которые не ставят во главу угла наличие диплома о высшем образовании. Если вы хотите освоить одну из таких профессий – достаточно окончить лишь специальные курсы. У них есть огромное преимущество – экономия времени.

Это не несколько лет, а несколько месяцев или даже недель. Но не стоит надеяться на то, что после краткосрочного обучения на, к примеру, массажиста, вас будут ждать на работе в лучшем салоне города. Хотя оплачиваемую стажировку вы наверняка найдете. А дальше дело времени. То есть опыта. Главное –определиться с профессией мечты.

Найти себя в работе

Не секрет, что стать юристом, экономистом или медиком практически нереально без наличия диплома о высшем образовании. При всех ваших талантах и способностях, во многих случаях это невозможно на законодательном уровне. Вас просто не смогут оформить на работу.

Кроме того, вопрос о наличии высшего образования может возникнуть, если на каком-то жизненном этапе возникнет необходимость или желание карьерного роста. При этом не секрет, что многие компании, которые ценят своих сотрудников и их амбиции, готовы пойти навстречу и подождать, пока вы получите необходимое для дальнейшего карьерного роста образование, продолжая работать. 

Сегодня мир прогрессивен и открыт. И даже возраст – не преграда для поступления в ВУЗ. Многие получают первое, второе и третье высшее образование и в 40, и в 60. Не обращайте внимания на предрассудки и найдите удобную для вас форму обучения. Многие программы сегодня функционируют онлайн! Так что преград в получении высшего образования практически нет, если оно вам все-таки потребуется.

————————————

На что же сегодня обращают внимание при трудоустройстве? Мы спросили человека, который каждый день получает десятки самых разных резюме. Что сегодня действительно важно для HR-специалистов – рассказала начальник отдела рекрутинга МТБанка Анастасия Шилович

Анастасия, рассуждая про важность высшего образования, начнем с конкретных примеров. Работают ли у вас в банке сотрудники, у которых высшего образования нет?  

– Безусловно, банк – структура, где практически весь ключевой персонал имеет высшее образование. Имеется ввиду профильный персонал. Но не все сразу. МТБанк – крайне лояльная к молодежи компания. А, как известно, у молодежи все впереди.    

Мы плотно работаем со студентами и талантливой молодежью, которая только стремится к получению диплома. Так что да, в банке есть сотрудники без высшего образования. Если учитывать студентов и непрофильные поддерживающие подразделения, то наберется порядка 15% от общей численности работников банка.

Как вообще изменились тенденции за последние, к примеру, 5 лет? При приёме на работу по-прежнему очень важно наличие диплома?  

– В последнее время в сфере подбора персонала происходит множество изменений. Сейчас при выборе будущего сотрудника мы в первую очень обращаем внимание на знания кандидата, его потенциал и стремление к саморазвитию. Однако банк придерживается требований законодательства РБ о наличии высшего образования для работников категории «руководитель».

Соответственно, на указанную позицию люди, не имеющие высшего образования, не рассматриваются.

Как вы считаете, почему сегодня стало возможно обучить человека без образования или с непрофильным образованием на должность определенного специалиста? Слишком быстро меняется мир и его тенденции? И образование не успевает за этим?  

– В современном мире каждый человек осознает важность выражения «образование через всю жизнь». Человеку необходимо постоянно получать новые знания и навыки, чтобы сохранять востребованность на рынке труда. Сейчас все большее количество специалистов посещают дополнительные курсы и без каких-либо затруднений меняют профессию и даже сферу деятельности.

Основное преимущество современных курсов: они позволяют освоить новую сферу деятельности за короткий срок (от 3 месяцев до 1 года), пропадает необходимость получать высшее образование в новой сфере, затрачивая на обучение 3-4 года. Также профессиональные курсы обучают современным специальностям и профессиям.

Через вас проходит большое количество людей, которые хотят устроиться на работу. Какие самые грубые ошибки при трудоустройстве совершают кандидаты?  

– Из всего многообразия я бы выделила следующие ошибки как самые важные и наиболее часто встречающиеся:  

  1. Отсутствие понимания, какую именно работу кандидат ищет, в какого рода компанию и на какую должность хочет устроиться
  2. Завышенные ожидания по зарплате
  3. Неверные представления о своих реальных возможностях в плане карьерного роста
  4. Небрежно составленное резюме: с ошибками, малоинформативное и похожее на сотни других как две капли воды
  5. Опоздание на собеседование, ненадлежащий внешний вид

Данный список ошибок далеко не полный, да и встречаются они не только у молодых кандидатов, но и у соискателей постарше.

Тем не менее, довольно часто из-за этих ошибок кандидата могут и не взять на работу.

Как вы советуете сегодня начинать карьеру без высшего образования?

– Можно начинать работать уже со студенческой скамьи. На данный момент существует большое количество вакансий, где не требуется какой-либо опыт работы и есть возможность совмещения работы с учебным графиком. В нашем банке подходящим подразделением является, например, Контакт-центр.  

Главное, быть уверенным в своих силах, и не бояться, что чего-то не успеешь. Известный факт: чем меньше времени – тем больше успеваешь!

Что лично вам дало высшее образование?

Лично мне высшее образование дало хорошую профессиональную подготовку, понимание того, чем я хочу заниматься в жизни. А также помогло расширить кругозор и повысить эрудированность, что сейчас помогает мне быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия.

__________________________

Можно долго спорить и рассуждать, что же всё-таки человеку даёт наличие диплома о высшем образовании.

Статус? Больше возможностей для трудоустройства? Расширенный кругозор и эрудицию? Или это потерянное время, которое можно было бы потратить на работу и саморазвитие? Едва ли на эти вопросы существует единственный верный ответ. Очевидно одно: нужно слушать себя и сопоставлять свои мечты со способами их достижения.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях!

Источник: https://mtblog.mtbank.by/bez-korochki-no-s-ambitsiyami-kak-nachat-kareru-bez-vysshego-obrazovaniya/

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий