Отказали в получении земельного участка

Статья 123. Порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование

Отказали в получении земельного участка

1. Предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

Решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства относительно отведения земельных участков в случае:

предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;

формирования нового земельного участка (кроме раздела и объединения).

Предоставление в пользование земельного участка, зарегистрированного в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом Украины «О Государственном земельном кадастре», право собственности на который зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, без изменения его границ и целевого назначения осуществляется без составления документации по землеустройству.

Предоставление в пользование земельного участка в других случаях осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности).

В таком случае разработка такой документации осуществляется на основании разрешения, предоставленного Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, кроме случаев, когда лицо, заинтересованное в получении земельного участка в пользование, приобретает право заказать разработку такой документации без предоставления такого разрешения.

Земельные участки государственной и коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, передаются лицам, указанным в пункте «а» части второй статьи 92 настоящего Кодекса, только на праве постоянного пользования.

2.

Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства относительно его отведения, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления, которые в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, передают в собственность или пользование такие земельные участки.

В ходатайстве указываются ориентировочный размер земельного участка и его целевое назначение. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения и размер земельного участка, письменное согласие землепользователя, заверенное нотариально (в случае изъятия земельного участка).

Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные настоящей статьей.

3.

Соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления в рамках их полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Запрещается отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельных участков, место расположения объектов на которых согласовано соответствующим органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления согласно статье 151 настоящего Кодекса.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, не предоставил разрешение на разработку документации по землеустройству или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения, о чем письменно уведомляет Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству относительно отведения земельного участка.

Условия и сроки разработки проектов землеустройства по отведению земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ в соответствии с типовым договором. Типовой договор на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка утверждается Кабинетом Министров Украины.

4. Проект землеустройства по отведению земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 1861 настоящего Кодекса.

5. В случае если место расположения объекта, размеры и границы земельного участка, предлагаемого к изъятию (выкупу), и условия изъятия (выкупа) этого участка согласованы согласно требованиям статьи 151 настоящего Кодекса, которые при разработке проекта землеустройства по отведению земельного участка не изменились, проект согласованию не подлежит.

6.

Соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства по отведению земельного участка, а при необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону — после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

7.

Если земельный участок предоставляется в пользование по согласованию с Верховной Радой Украины, согласованный проект землеустройства по отведению земельного участка подается в Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, которые со своими предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации подают указанный проект в Кабинет Министров Украины, который рассматривает эти материалы и подает их в Верховную Раду Украины для принятия соответствующего решения.

8.

Если земельный участок предоставляется в пользование по решению Кабинета Министров Украины или по согласованию с Кабинетом Министров Украины, согласованный проект землеустройства относительно отвода земельного участка (кроме проектов землеустройства относительно отвода в пользование земельных участков зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы) подается соответственно в Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, которые рассматривают его и в месячный срок подают указанный проект со своими предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации в Кабинет Министров Украины для принятия соответствующего решения.

Проекты землеустройства относительно отвода в пользование земельных участков зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, подаются в Кабинет Министров Украины центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения, вместе с предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации.

9.

Если земельный участок предоставляется в пользование Верховной Радой Автономной Республики Крым, согласованный проект землеустройства по отведению земельного участка (а при необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону — после получения положительного заключения государственной экспертизы) подается в Совет министров Автономной Республики Крым, который рассматривает его и в месячный срок подает указанный проект со своими предложениями в Верховная Рада Автономной Республики Крым.

10. Решением о предоставлении земельного участка в пользование согласно проекту землеустройства по его отведению осуществляются:

утверждение проекта землеустройства по отведению земельного участка;

изъятие земельных участков у землепользователей с утверждением условий изъятия земельных участков (в случае необходимости);

предоставление земельного участка лицу в пользование с определением условий его использования и утверждением условий предоставления, в том числе (в случае необходимости) требований по возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

11. В случае предоставления земельных участков государственной собственности в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям коммунальной собственности одновременно осуществляется передача земельных участков государственной собственности в коммунальную собственность и наоборот.

12. На основании решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества государственной собственности в коммунальную собственность принимается решение о передаче в коммунальную собственность земельного участка, на котором расположен объект передачи.

На основании решения о передаче здания, сооружения, другого объекта недвижимого имущества коммунальной собственности в государственную собственность также передается в государственную собственность земельный участок, на котором расположен объект передачи.

13. Основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства по отведению земельного участка может быть только его несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Изменение типа акционерного общества или преобразование акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства или технической документации по землеустройству.

14. Отказ органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Источник: https://i.factor.ua/law-29/section-153/article-17214/

Бесплатная земля: Кто и как может получить участок в Украине

Отказали в получении земельного участка

В Кабинете министров Украины прогнозируют, что через год заработает рынок земли – соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Однако остается множество вопросов, которые требуют решения – от инвентаризации паев и определении владельцев до бесплатной передачи участков в собственность граждан.

Узнаем, как и сколько земли еще могут бесплатно получить украинцы.

Шесть земельных участков для каждого гражданина

Право на бесплатное получение земли утверждено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 121 Земельного кодекса Украины каждый украинец может бесплатно получить участок земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:

  • до 2 га – для ведения личного крестьянского хозяйства;
  • до 0,12 га – для ведения садоводства;
  • от 0,25 до 0,10 га – для возведения дома и его обслуживания (приусадебный участок). Так, в законе предусмотрено – 0,25 га – в селах, 0,15 га – в поселках и 0,10 га – в городах;
  • до 0,10 га – для индивидуального строительства;
  • до 0,01 га – для строительства индивидуальных гаражей;
  • для ведения фермерского хозяйства – размер пая определяется как средний по району или как средний для сельхозпредприятий.

Получить земельный участок определенного назначения можно лишь один раз, и если оформить, к примеру не 0,10 га, а 0,05 га, то вторую часть уже получить невозможно.

Куда обращаться, чтобы получить участок

В теории все выглядит просто – если законом предусмотрено, то отказов не может быть, но на практике придется пройти не один круг чиновников.

В первую очередь нужно обратиться с заявлением о выделении земли в орган местного самоуправления. Обращаться нужно по месту расположения желаемого участка.

В документе указывается размещения участка, его размер и целевое назначение. Стоит подкрепить заявление картой, на которой указано размещение земли.

Выкопировку из кадастровой карты или плана можно заказать в территориальном органе Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Стоимость услуги составляет 0,03 размера минимальной заработной платы.

Но здесь можно сэкономить и сохранить время сделать указанные выкопировки самостоятельно – с помощью Google maps и  Публичной кадастровой карты.

Заявление и прилагаемые материалы должны рассматриваться в органах местного самоуправления не более месяца.

Следующим шагом, если местная власть позволит выделить землю, будет разработка проекта отвода земельного участка и подписания договора с организацией по землеустройству. Далее проект землеустройства нужно обязательно согласовать с территориальным органом Госгеокадастра.

В случае местонахождения земельного участка в пределах населенного пункта или на которой планируется размещение объекта строительства, необходимо также согласование с управлением по вопросам градостроительства и архитектуры местной государственной администрации или местного совета.

После согласования документа, нужно зарегистрировать земельный участок в Государственном земельном кадастре. В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю выдается выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Далее нужно утвердить проект землеустройства по отводу земельного участка. Для этого необходимо обратиться в местный совет, подав соответствующее ходатайство с согласованным проектом землеустройства и Выпиской из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Следующим шагом будет обращение в соответствующее местное управление государственной регистрации главного территориального управления юстиции с заявлением о государственной регистрации права собственности государства или территориальной общины на выбранный земельный участок.

После осуществления указанной выше регистрации местный совет или государственная администрация принимают решение о безвозмездной передаче земельного участка из государственной или коммунальной собственности в собственность.

В решении указывается кадастровый номер, местоположение и площадь земельного участка.

Последний шаг – это государственная регистрация права собственности земельного участка в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

На самом деле такая процедура очень затратная и по времени и по средствам, ведь начиная от получения выкопировки и продолжая разработкой проектов нужно платить. Кроме того, местная власть может отказать в предоставлении земельного участка мотивируя, к примеру, несоответствием целевого назначения земли.

Купить или получить бесплатно

На сегодня вопрос о прекращении бесплатной раздачи земли из-за отмены моратория не поднимается. Политики больше озабочены национальной безопасностью и вероятностью концентрации украинских черноземов в руках иностранцев.

Речь не идет об отмене законного права на бесплатную землю украинцев и в новом законопроекте №2178 от 25.09.2019, который разрешает продажу земли сельхозназначения. Однако документ предусматривает свободный оборот земель государственной и коммунальной собственности, те же земли, что должны выдаваться бесплатно гражданам.

Так станет принятие проекта закона и введение рынка земли автоматической отменой права украинцев на бесплатную землю – покажет время. А сейчас есть не менее тревожные ситуации – ведь часть с/х земель, которая уже есть в собственности граждан числится только на бумагах – точного ее расположения не знает никто.

Народный депутат Украины (фракция “Батькивщина”), первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко убежден, что Украина не готова к введению рынка земли. По его словам, есть несколько серьезных проблем – “беда с земельным кадастром. Кроме того, с имущественными правами – беда, а земельные паи вообще не выделены в натуре”.

Кто на самом деле сможет купить земельный участок и сколько средств получит государство, читайте по ссылке.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2019/10/05/besplatnaya_zemlya_kto_y_kak_mozhet_poluchyt_uchastok_v_ukrayne_1661439

Бесплатная приватизация земельных участков: новые подходы к решению старых проблем – Юридическая компания АРЕС

Отказали в получении земельного участка

Согласно действующему законодательству Украины, каждый человек имеет право бесплатно получить в собственность земельный участок в определенно установленных размерах.

На бумаге этот процесс выглядит достаточно простым – подать ходатайство в соответствующий орган, получить разрешение, заказать разработку проекта землеустройства, согласовать его, представить на утверждение и получить земельный участок в собственность.

На практике же оказывается все иначе. Органы, компетентные передавать земельные участки в собственность зачастую препятствуют гражданам воспользоваться своим правом бесплатно получить землю: долгое время не дают ответы на ходатайства лица, противоправно отказывают в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства и прочее.

12 декабря 2018 Верховный суд принял постановление, в котором представлены новые подходы к реализации гражданами права на бесплатную приватизацию земельных участков. Судом было сформулировано несколько выводов относительно следующих правовых вопросов:

1) возможность обжалования отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства в суд;

2) правовые последствия истечения месячного срока рассмотрения ходатайства лица соответствующим органом;

3) правовая форма решения органа, который решает вопрос о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства.

Данная статья посвящена анализу указанного постановления Верховного Суда, и ее влияния на процедуру реализации гражданами права на бесплатную приватизацию земельных участков.

Начнем с вопроса, можно ли обжаловать отказ в предоставлении разрешения в суд.

Предыдущая позиция Верховного Суда, изложенная в постановлении от 14 марта 2018 года, заключалась в том, что непредоставление соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированного отказа в его предоставлении в установленный срок не препятствует разработке проекта землеустройства по отводу земельного участка, поскольку лицо имеет право заказать разработку такого проекта самостоятельно.

Суд констатировал, что разрешение не является тем решением, без которого человек не может реализовать право на получение участка в собственность. Поэтому, отказ в предоставлении разрешения не влечет нарушение прав и интересов лица, которое намеревается получить земельный участок.

При таком подходе, лицо, которому отказано в предоставлении разрешения имеет право заказать проект землеустройства самостоятельно, и в случае возникновения отказов на следующих этапах приватизации участка уже может обратиться за защитой в суд.

Благодаря такому подходу, судебный контроль правомерности решений органов, предоставляющих земельный участок, переходит с разрешительной стадии на стадию непосредственного предоставления земельного участка лицу.

Судом было отмечено, что решением, которое может нарушить права человека, и, которое может быть обжаловано в суд, может считаться решение об отказе органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения.

Таким образом, вышеупомянутый подход должен был упростить права граждан в земельной процедуре, поскольку он лишает человека траты своего времени на обжалование отказа в предоставлении разрешения или его непредоставления.

Однако, как оказалось, защита прав в такой способ не оказался столь эффективным.

В качестве примера, некоторые землеустроительные организации отказывают гражданам в заключении договоров на разработку проекта землеустройства без наличия у последнего разрешения от соответствующего органа.

В результате этого, Верховой Суд пришел кновомувыводу, которым установил, что отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства фактически создает препятствия для дальнейшего положительного решения вопроса в пользу лица,которое заказало и разработало проект землеустройства вопреки отказу в предоставлении такого разрешения, а потому может быть предметом судебного обжалования.

Поэтому, гражданин имеет право обжаловать в судебном порядке отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства.

Законодательством предусмотрено, что лицо имеет право заказать проект землеустройства по отводу земельного участка без согласия уполномоченного органа, если таковой орган в месячный срок не предоставил ни разрешения на его разработку, ни мотивированного отказа в предоставлении такого разрешения.

При этом, как установил Верховный Суд, воспользовавшись таким правом, лицо не утрачивает права на получение от уполномоченного органа по истечении месячного срока разрешения на разработку проекта землеустройства или мотивированного отказа в его предоставлении.

Иначе говоря, уполномоченный орган никоим образом не лишается обязанности рассмотреть ходатайство в соответствии с действующим законодательством и принять соответствующее решение.

Кроме того, лицо может воспользоваться правом обжаловать в судебном порядке бездействие уполномоченного органа о предоставлении разрешения или отказа в его предоставлении по истечении месячного срока.

Внимания также требует исследование вопроса о так называемых «уточняющих письмах». Так, некоторым лицам в ответ на ходатайство о предоставлении разрешения приходят письма, в которых предлагают устранить определенные недостатки. Вопрос в том, являются ли они отказом в предоставлении разрешения?

Следует отметить, что действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень документов, который должен быть подан лицом в соответствующий орган для предоставления разрешения. Любые другие документы, не входящие в этот перечень, требовать от лица запрещается.

Верховный Суд отметил, что в случае предоставления лицом пакета документов, необходимогодля получения разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с недостатками по комплектности, формы или содержания, соответствующий орган вправе обратиться к заявителю с предложением устранить выявленные недостатки. При этом, этоявляется правомерным способом поведения органа, которое имеет цель создания гражданам условий для реализации их прав на землю. Таким образом, соответствующее предложение по устранению недостатков не может считаться «отказом в предоставлении разрешения». Поэтому, поскольку вышеприведенные документ не является «окончательным» на данном этапе, это не освобождает соответствующий орган от обязанности принять решение о предоставлении разрешения (или отказ) в пределах установленного законом месячного срока.

Следовательно, отсутствие такого решения будет свидетельствовать о противоправной бездеятельности соответствующего органа и, кроме того, предоставляет лицу право заказать самостоятельно проект землеустройства.

Вместе с тем, в случае несоблюдения лицом соответствующих требований относительно содержания ходатайства, непредоставление должным образом оформленных графических материалов или согласования землепользователя, если желаемый земельный участок не является свободным, это может быть самостоятельным основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства, который оформляется соответствующим решением. При этом, на орган возлагается обязанность привести все основания отказа. В противном случае, такой документ не будет считаться отказом.

Вышеуказанным постановлением Верховный Суд разъяснил множество важных вопросов, с которыми сталкиваются граждане при реализации ими права на получение земельного участка. Правовые выводы, изложенные в этом постановлении, будут оказывать существенное влияние на принятие судами законных и обоснованных решений по делам о защите прав граждан на землю.

Источник: https://areslex.com/blog/984-besplatnaya-privatizatsiya-zemelnykh-uchastkov-novye-podkhody-k-resheniyu-starykh-problem

Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов

Отказали в получении земельного участка

Специалисты Правового центра ДВА М имеют обширный опыт участия в процедурах приобретения земельных участков из государственной собственности.

На нашем счету – довольно обширный пул положительно разрешенных в пользу заказчиков Правового центра дел, большинство из которых требовали не только глубокого знания действующего законодательства, но и понимания принципов работы государственных органов и умения разрешать нетривиальные задачи.

Наша цель – помочь Вам реализовать свои права на приобретение земельных участков при минимуме сопутствующих затрат.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

Отказ в предоставлении земельного участка

Действующее законодательство устанавливает формально ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность под расположенными на нем объектами недвижимости.

Данные основания могут быть разбиты на несколько основных групп:

  1. участок не может быть предоставлен в собственность в силу установленного публичного запрета на его приватизацию;
  2. участок не может быть предоставлен в собственность исключительно данного заявителя, так как на участке расположены объекты недвижимости иных лиц;
  3. объект, расположенный на участке, не является объектом недвижимости, либо является объектом незавершенного строительства, для оформления прав на землю под которыми установлены специальные правовые режимы.

Публичными запретами, исключающими возможность предоставления участка в собственность, являются:

Наличие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иному лицу, исключает возможность предоставления земельного участка в единоличную собственность одного из них.

В этой ситуации существует два варианта оформления прав на землю:

  • выкуп участка в долевую собственность всех собственников объектов недвижимости, расположенных на нем, на основании их совместного заявления, если участок является неделимым;
  • раздел земельного участка, который является делимым. В этом случае должны быть сформированы отдельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими соответствующему собственнику. После раздела каждый собственник самостоятельно обращается за выкупом земельного участка, занятого принадлежащими именно ему объектов недвижимости.

В ряде случаев основанием для отказа в выкупе земельного участка могут являться претензии публичного органа к самим объектам недвижимости, расположенным на участке.

Ни для кого не секрет, что до недавнего времени достаточно широко была распространена схема выкупа земельных участков под расположенными на них «квазиобъектами» недвижимостями: заборами, разворотными площадками, будками охраны, силосными траншеями и пр. Данные «объекты» зачастую возводились на участках на основании декларации об объектах недвижимости как вспомогательные объекты, то есть без оформления разрешений на строительство.

Совершенно очевидно, что все указанные выше объекты не являются ни недвижимостью, ни объектами вспомогательного назначения, в связи с чем выкуп земельных участков под ними невозможен.

В настоящее время судебная практика, как правило, также исходит из невозможности выкупа земельного участка под указанными выше объектами, а также под любыми иными объектами, которые были зарегистрированы в обход закона как вспомогательные объекты.

В этой связи реализация подобного рода схем выкупа земельных участков становится крайне затруднительной. Кроме того, сам факт выкупа не гарантирует сохранение участка впоследствии, так как данная сделка может быть признана недействительной как по иску самого публичного органа, так и по иску органов прокуратуры.

Также необходимо учитывать, что нахождение в собственности объекта незавершенного строительства не дает его собственнику право на выкуп земельного участка без проведения торгов.

Законом предусмотрена особая процедура оформления прав на земельные участки под объектами незавершенного строительства, которая не предусматривает права выкупа участка ранее завершения строительства, ввода построенного объекта в эксплуатацию и оформления на него права собственности.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих выкуп земельных участков.

Мы подберем наиболее эффективную организационно-правовую схему реализации Вашего проекта, защитим Ваши права на применение льготных режимов и добьемся положительного разрешения споров с контрагентами и государственными органами во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/priobretenie-zemelnykh-uchastkov/osnovaniya-otkaza

Что делать если получен отказ в выкупе земельного участка?

Отказали в получении земельного участка

Зачастую собственники земельных участков, желая выкупить принадлежащую им территорию, сталкиваются со многими непредвиденными обстоятельствами, сильно замедляющими процесс выкупа.

Труднее всего приходиться юридическим лицам желающим выкупить в собственность территорию, официально принадлежащую местным органам власти.

Даже если конкретный земельный участок фактически не нужен местной муниципальной власти её представители редко соглашаются на его продажу, особенно если речь идёт об индивидуальных предпринимателях (далее – ИП).

В том случае, если ИП хочет купить участок с целью строительства (что является наиболее частой причиной для покупки земельной территории) самой стандартной формулировкой для отказа является его территория участка, которая, по мнению местных органов власти превышает ту территорию, которая необходима покупателю для осуществления своей деятельности. В таком случае получить разрешение на строительство становится возможным только с разрешения суда. Для подачи иска в суд вам в таком случае будет необходимо:

  • собрать полный пакет документов, подтверждающий ваше право на выкуп желаемой территории;
  • грамотно выстроить линию судебной защиты.

Линия защиты

Получить право выкупа гораздо сложнее, чем оформить собственность фактически принадлежащую вам территорию – поэтому для отстаивания своих прав вам нужно предоставить максимально полную доказательную базу, помимо предоставления к иску необходимых приложений. Для получения права выкупа, вам необходимо предоставить в суд следующие документы:

  • градостроительный отчёт о площади земельного участка;
  • технический отчёт о закреплении границ участка;
  • заключение эксперта о соответствии фактической площади участка той площади, что указанна в документации.

Судопроизводство по вопросам оформления собственности на землю, где одной из сторон выступает государство – один из самых сложных и непредсказуемых видов судебного процесса. Это связано с неоднозначностью предмета искового требования, когда суду необходимо решить:

  • имеет ли право истец выкупить земельный участок, принадлежащий другому лицу;
  • будут ли соответствовать его потребности возможностям конкретной территории.

И если в делах, с относительно простым объектом спора (например, деление имущества при разводе) суд в первую очередь отталкивается от фактов предоставленных сторонами, здесь не меньшую роль играет и то, насколько грамотно каждая из сторон будет отстаивать свою позицию в суде.

В первую очередь необходимо переложить бремя доказывания на другую сторону. Если вы хотите владеть земельным участком на законных основаниях и при этом имеете на руках все необходимые документы бремя доказывания ложиться на другую сторону, которой необходимо обосновать по какой причине вам отказывают в выкупе земельной территории.

Перед самим судебным заседанием необходимо изучить всю современную законодательную базу, касающуюся вашего вопроса.

Нередки случаи, при которых ответчик ссылается на устаревшие нормы права, которые суд может принять в случае отсутствия возражения истца.

Поэтому если вы не можете должным образом выстроить собственную линию защиты, наилучшим способом будет обращение в профессиональную юридическую компанию, специализирующая по подобным вопросам.

Основания для отказа

Если вы предоставите в суд полный перечень документов, подтверждающих ваше право выкупа, суд скорее всего удовлетворит ваши требования. Нередко в факте отказа частично виноват и сам заявитель, вовремя не предоставивший все необходимые документы, либо не обладающий сведениями о современном состоянии участка.

Чаще всего суд отказывает в исковых требованиях по следующим причинам:

  • требуемый в собственность участок, предоставлен в право бессрочного пользования другому лицу;
  • указанный в иске земельный участок выставлен на аукцион;
  • указанный в иске участок является специально зарезервированной территорией для государственных или муниципальных нужд;
  • территория, являющаяся предметом спора, изъята из государственного оборота

.

Право преимущественного выкупа

Кроме того, в делах о признании права выкупа большое значение имеет социальная категория потенциального покупателя. Так, при возбуждении судебного процесса, суд может принять вашу сторону в том случае, если вы:

  • арендовали рассматриваемую территорию на протяжении долгого срока;
  • если вы являетесь членом многодетной семьи;
  • относитесь к льготным категориям граждан;
  • являетесь наследником данного участка, либо вам принадлежит по нему определённая доля в наследстве.

В том случае, если вы получите разрешение на выкуп финальной стадией реализации ваших прав, станет заключение нескольких соглашений, необходимых для официального оформления участка в собственность. Ими будут являться:

  • составление договора купли-продажи с последующим заверением нотариуса;
  • заключение соглашения, предусматривающего уплату аванса за приобретение земельной территории;
  • оформление государственного акта.

В том случае, если вы не уверены в том, что суд может вынести решение в вашу пользу, юристы нашей компании всегда будут готовы проанализировать ваш случай, чтобы дать взвешенную оценку перспектив вашего дела и отстоять ваши нарушенные права.

Источник: https://legalmill.ru/uslugi/fizicheskim-litsam/nedvizhimost/otkaz-v-vikupe-zemelnogo-uchastka.php

Судебная практика: как бесплатно получить земельный участок в Украине

Отказали в получении земельного участка

разъяснение по ст. 118 Земельного кодекса, которая предусматривает бесплатное получение земельного участка гражданами Украины. На практике получить земельный участок бесплатно очень трудно, а иногда и невозможно, из-за позиции местных органов власти, которые часто оказывают необоснованные отказы.

Издание «Судебно-юридическая газета» приводит практику Верховного суда Украины. Из объяснений понятно, что бесплатное выделение земли гражданам проходит трудно, а законодательство содержит противоречивые нормы.

Как бесплатно получить земельный участок – нормы законодательства

Конституция Украины гарантирует право собственности на землю в статье 14. Основной закон предусматривает, что это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.

Статья по теме: Какие налоги и затраты при покупке квартиры в новостройке в Украине

По Земельному кодексу Украины органы исполнительной власти или органы местного самоуправления передают землю гражданам Украины бесплатно в собственность или предоставляют в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и гаражного строительства.

Алгоритм бесплатного получения земельного участка

Статья 118 Земельного кодекса четко описывает порядок действий по бесплатному получению земельного участка:

  1. Граждане подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления.
  2. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
  3. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Статья по теме: Как проверить данные в Госреестре прав на недвижимое имущество и защититься от мошенников

Целевые назначения земельного участка, передаваемого бесплатно

  • для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства;
  • для ведения садоводства;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка);
  • для индивидуального дачного строительства;
  • для строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации.

Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ.

Почему отказывают в бесплатном выделении земельного участка

Органы местного самоуправления нередко отказывают в бесплатном выделении земли. Чаще всего причины для отказа – «отсутствие свободных земельных участков» или наличие очереди на получение земли. Иногда заявления граждан даже не рассматриваются на заседании местного совета.

Статья по теме: Усилена защита прав собственности на недвижимость: что изменилось

Также установлена сложна процедура обжалования отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. Как правило, суд удовлетворяет иски граждан и должен обязать орган местного самоуправления повторно рассмотреть заявление.

Законодательство содержит четкие причины обоснованного отказа в бесплатном выделении земли.

Главной из них является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований.

Важно, что в Украине нет резервирования земель, поэтому отказ из-за существования «очереди» на землю является безосновательным.

Что решил Верховный суд Украины по вопросу бесплатного получения земли

Примером является судебное дело №819/570/18, в котором Верховный суд Украины принял окончательное решение в сентябре 2019 года.

Судебный спор возник между гражданином и сельсоветом, который трижды отказывал в выделении 12 соток земли для строительства и обслуживания жилого дома.

Истец трижды через суды низшего звена оспаривал отказ, но местный орган власти все равно не принял соответствующего решения.

Статья по теме: Как бесплатно приватизировать квартиру или комнату в общежитии в Украине: перечень документов и образец заявления на приватизацию жилья

Верховный Суд установил, что у сельсовета не было оснований для отказа гражданину, который подавал ходатайство согласно ст. 118 Земельного кодекса.

По закону, если орган местной власти в течение 1 месяца не дал разрешение на разработку проекта землеустройства, то гражданин Украины может заказать проект самостоятельно и в течение 30 суток письменно сообщить об этом местным властям.

К сообщению он прилагает договор на выполнение работ по землеустройству относительно отвода земельного участка.

Источник: https://100realty.ua/articles/sudebnaa-praktika-kak-besplatno-polucit-zemelnyi-ucastok-v-ukraine

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий