Ответственность за повреждение авто

Должен ли водитель нести ответственность за ущерб, причиненный себе?

Ответственность за повреждение авто

Должен ли водитель нести админответственность за ущерб, причиненный самому себе?

КАРИНЭ БОИН

Из-за доступности автомобилей и огромного количества дорожно-транспортных происшествий все чаще возникает вопрос об оптимизации и упрощении процедуры оформления таких событий.

Ведь любое, даже самое незначительное, дорожное происшествие должно быть оформлено надлежащим образом.

В противном случае водитель или собственник поврежденного транспортного средства не сможет рассчитывать на возмещение убытков.

Штраф ради страховки

Почему водитель, неудачно припарковавшись (в результате чего на бампере его автомобиля появилось несколько царапин), не хочет вызывать ГАИ? Ответ очевиден.

Потому что придется не только потратить несколько часов времени, чтобы дождаться прибытия работников органов внутренних дел, но и отдать свое удостоверение водителя, обменяв его на временное разрешение, да еще и прожить несколько недель в ожидании судебного заседания, на котором будет решаться вопрос: то ли лишить виновника права управлять транспортными средствами, то ли ограничиться штрафом от 340 до 425 грн.

Именно поэтому в случае наступления события под условным названием «наезд на препятствие» водители чаще всего выбирают один из двух вариантов:

• если приблизительная стоимость ремонта не превышает суммы штрафа и размера франшизы по договору КАСКО, то работники ГАИ не вызываются, к страховщику водитель не обращается, а ремонт осуществляет за собственные средства;

• если повреждения серьезнее, то во избежание админответственности чаще всего оформляют событие как «пришел, увидел, обнаружил».

Причем второй вариант нередко водителям предлагают сами работники ГАИ. Конечно, попросив «благодарность» за совет.

Но в конечном итоге можно прийти к выводу, что ДТП с одним участником в большинстве случаев вообще не должно иметь своим следствием привлечение водителя к админответственности.

Что такое нарушение?

В ст.

9 Кодекса об административных правонарушениях содержится определение понятия административного правонарушения, а именно: это «противоправное, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность». этой статьи вызывает сомнения в том, что нарушение Правил дорожного движения, совершение которого не посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан и на установленный порядок управления, поскольку в таких случаях ущерб наносится самому нарушителю, может быть признано административным правонарушением. Объективным признаком правонарушения, отражающего вред неправомерного поведения для общества, причинение или реальную угрозу причинения существенного ущерба общественным отношениям, образу жизни, устоявшимся социальным ценностям, является именно общественная опасность.

За нарушение ПДД, в результате чего был поврежден автомобиль, которым управлял виновный, водителя привлекают к админответственности по ст.

124 КоАП («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества»).

Таким образом, условием наступления ответственности является «повреждение транспортных средств», то есть нарушение должно быть настолько существенным, чтобы следствием его стало повреждение как минимум двух автомобилей.

Кроме того, нужно еще доказать, что действительно имело место нарушение ПДД. Ведь согласно п.

26 постановления Пленума Верховного Суда «О практике применения судами Украины законодательства по делам о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также об административных правонарушениях на транспорте» от 23.12.

2005 №14 «субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП, может быть любое лицо, которое принимает непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных.

При этом повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества должно быть следствием нарушения Правил дорожного движения».

В поиске причины

Проанализировав ряд постановлений о привлечении к административной ответственности по исследуемой статье КоАП, можно выделить несколько основных пунктов ПДД, нарушение которых чаще всего вменяют в вину водителям:

1. Подпункт «б» п.2.3: «Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге».

При этом ПДД не содержат определения понятия «безопасность дорожного движения».

Такое определение удалось найти только в приказе «Об утверждении Типового положения о Системе управления безопасностью движения на автомобильном транспорте», в котором отмечено: «Безопасность дорожного движения — это характеристика дорожного движения, которая определяется аварийностью». В свою очередь «аварийность — это совокупность ДТП, совершенных участниками дорожного движения».

Таким образом, хоть ст.124 КоАП и не содержит ссылки на совершение водителем именно ДТП, для привлечения его к административной ответственности за нарушение пп.«б» п.2.3 ПДД должна быть явной причинно-следственная связь между его действиями и игнорированием безопасности дорожного движения.

2. Пункт 10.1: «Перед началом движения, перестраиванием и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения».

Согласно п.1.10 ПДД «участник дорожного движения — лицо, которое принимает непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных».

Отсюда вывод: если в результате невнимательных действий водителя был поврежден автомобиль, которым он управлял, но не создана опасность другим участникам движения, то о нарушении этого пункта не может быть и речи.

3. Пункт 10.9: «Во время движения транспортного средства задним ходом водитель не должен создавать опасность или препятствие другим участникам движения».

В этом случае можно сделать те же выводы, что и во время исследования п.10.1.

4. Пункт 12.1: «Во время выбора в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности груза, который перевозится, и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им».

Следовательно, нарушением в этом случае является то, что не была учтена дорожная обстановка, которая определяется как «совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения…» (п.1.10 ПДД). Кроме того, опять говорится о безопасном управлении, определение которого в ПДД вообще отсутствует.

5. Пункт 12.3: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия».

Следует уделить особое внимание определениям понятий «опасность для движения» и «препятствие». Нарушение вышеуказанного пункта вменяют в вину водителям почти во всех случаях наезда на такие препятствия, как дерево, столб, бетонное ограждение, хотя ни один из названных предметов под понятие «опасность для движения» или «препятствие» согласно определениям в ПДД не подпадает.

6. Пункт 13.1: «Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей груза, который перевозится, и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию и безопасный интервал».

Такие нарушения чаще всего случаются при неудачном парковании.

При этом работники ГАИ не обращают внимания на то, что безопасной дистанцией в соответствии с определением в ПДД является «расстояние до транспортного средства, которое двигается впереди по той же полосе…», а «безопасный интервал — расстояние между боковыми частями транспортных средств, которые двигаются, или между ними и другими объектами, при которой гарантирована безопасность дорожного движения» (п.1.10).

Поэтому несоблюдение «дистанции», если например, речь идет о расстоянии до бетонного ограждения во время паркования транспортного средства, никоим образом не может рассматриваться как нарушение п.13.1 ПДД.

Таким образом, в большинстве случаев, при условии более внимательного изучения норм ПДД, за нарушение которых водителей привлекают к ответственности, можно доказать отсутствие состава админправонарушения.

На защите водителей

Кстати, такие выводы, хоть и не очень часто, но все же поддерживают суды общей юрисдикции, которые рассматривают соответствующие дела. Так, Киевский райсуд г.Харькова в своем постановлении (дело №3-7913/09/10) отметил следующее: «По смыслу этой нормы закона (ст.124 КоАП) ответственность наступает в случае, если повреждено чужое имущество».

Такого же мнения придерживается и судья Зареченского райсуда г.Сум, который вынес постановление по делу №3-2455/11.

Он подчеркнул: «Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, которое привлекается к административной ответственности, судья считает необходимым закрыть в отношении данного лица производство по делу, поскольку причинение механических повреждений собственному техническому средству не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП».

Поддержал такую позицию и судья Апелляционного суда Ивано-Франковской области, который вынес постановление по делу №0915/866/2012, отметив: «Из диспозиции ст.

124 КоАП следует, что в результате нарушения ПДД должны быть повреждены транспортные средства других участников ДТП, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества.

Как видно из материалов дела, Лицо 2 повредило только свой автомобиль, никаких других последствий не наступило. Поэтому в действиях Лица 2 отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.124 КоАП».

В завершение хочется дать несколько советов водителям, которые оказались в похожей ситуации. Обязательно вызывайте работников ГАИ и внимательно читайте содержание протокола, чтобы знать точно, какой именно пункт ПДД, по мнению инспектора, вы нарушили.

Если происшествие произошло далеко от вашего места жительства, не стесняйтесь ссылаться на ст.276 КоАП, в соответствии с которой дела об админправонарушениях, предусмотренных ст.

124 КоАП, могут рассматриваться не только по месту их совершения, но и «по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей».

Рассмотрение дела в суде, в котором вы сможете лично отстоять свои права и интересы, принесет больше позитивных результатов.

Если все же не удастся убедить судью, что дело должно быть закрыто из-за отсутствия состава админправонарушения, просите по крайней мере закрыть его по ст.22 КоАП в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием. Такой результат рассмотрения также является неплохим для водителя да и судьями применяется чаще.

Если не помогли предыдущие варианты, то стоит обратить внимание на то, что санкция ст.124 КоАП предусматривает не только лишение права управлять транспортными средствами, но и штраф.

Причем такой вид взыскания, как лишение права управлять транспортными средствами, согласно ч.2 ст.

30 КоАП применяется за грубое или повторное, а также за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

И что самое главное, следует воздерживаться от искушения зафиксировать событие как «пришел, увидел, обнаружил», ведь, если опытный эксперт раскроет обман, вы рискуете как минимум остаться без страхового возмещения, а как максимум — быть привлеченным к уголовной ответственности за мошенничество.

Обратим особое внимание на следующее обстоятельство. С тех пор как вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения», ст.

124 КоАП была дополнена примечанием об освобождении лица, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, от админответственности за нарушение ПДД, если участники происшествия воспользовались правом совместно составить европротокол.

Поэтому хочется надеяться, что действующее законодательство будет и в дальнейшем совершенствоваться и в конце концов урегулирует вопросы привлечения к админответственности или освобождения от таковой в зависимости от существенных условий происшествия.

Источник: https://zib.com.ua/ru/pda/12734.html

Что делать если попал в ДТП на машине каршеринга Anytime?

Ответственность за повреждение авто

«Водитель каршеринга врезался…» – такое сообщение или заголовок статьи вряд ли понравится тому, кто сам частенько садится за руль арендного автомобиля. Понятно, что для любого автолюбителя даже незначительная авария – это неприятно. Но когда речь идет о машине из каршеринга – то все в разы усугубляется.

Давайте выясним, стоит ли так бояться аварии на машине каршеринга Anytime? Так ли огромны штрафы, о которых часто пишут? И есть ли у клиента каршеринга хоть какая-то страховка от форс-мажора, который произошел по его вине или по вине других участников движения?

Каршеринг и ДТП: что делать?

Хотелось бы начать с того, что делать категорически нельзя. Если вы попали в аварию на машине из сервиса Anytime, не спешите:

  • паниковать и конфликтовать с участниками ДТП;
  • закрывать машину и завершать аренду;
  • уезжать или оставлять автомобиль.

Всегда оценивайте обстановку трезво и не поддавайтесь эмоциям. Любой обман станет известен. Если вы попытаетесь скрыться с места аварии или своими силами устранить повреждения на машине – это выльется в серьезные штрафы. Не стоит нас обманывать, ведь мы доверяем вам практически новый автомобиль.

Порядок действий должен быть следующим:

Если вы на машине из каршеринга попали в ДТП, сразу вызывайте:

  1. Сотрудников ГАИ – факт любого ДТП должен быть зафиксирован документально.
  2. Сотрудников Anytime – это можно сделать, позвонив в наш контакт-центр по номеру +375447770033.
  3. Скорую помощь, если у вас или у других участников ДТП есть травмы различной степени тяжести.

Помните: каршеринг Anytime разбирает каждое ДТП в индивидуальном порядке, основываясь на официальном протоколе, показаниях участников аварии и характере повреждений автомобиля.

Штраф: когда и сколько придется платить?

Сейчас в Интернете множество рассказов о том, что штрафы в сервисах каршеринга настолько велики, что составляют чуть ли не полную стоимость нового автомобиля. Не стоит верить такой откровенной дезинформации.

На сайте Anytime вы можете найти Договор присоединения, в котором указаны права и обязан

ности сторон, а также имеется исчерпывающая информация об ответственности со стороны клиента каршеринга с перечислением всех возможных штрафов.

Спешим вас заверить: если авария или поломка автомобиля произошли не по вашей вине, платить не придется. Более того, наши специалисты быстро подберут вам другой автомобиль.

А если все-таки виновен?

Тут возможно несколько вариантов:

  • Отягчающие обстоятельства отсутствуют. Ответственность за повреждения автомобиля в такой ситуации варьируется в рамках вашего тарифного плана. Если у вас тариф «Сказка», сумма выплаты не превысит 500 рублей, а если тариф «Базовый» – лимит выплат ограничен 1500 рублей. Кстати, эти суммы уже прописаны в наших тарифных планах, с которыми можно ознакомиться на сайте.
  • Отягчающие обстоятельства присутствуют. ДТП в состояние алкогольного или наркотического опьянения, умышленное грубое нарушение ПДД, вождение автомобиля с использованием чужого аккаунта– все это нарушает договор. А, значит, сумма штрафов будет рассчитываться индивидуально.

Даже в самых сложных и неоднозначных ситуациях сотрудники Anytime тщательно взвешивают все «за» и «против», чтобы установить максимально приближенную к реальности сумму штрафа. Вы всегда будете знать, почему заплатили именно столько.

Подробнее про штрафы и за что их можно получить читайте в соседней статье.

Эвакуация и поломка машины: как поступить?

Здесь мы рассматриваем случаи, когда эвакуировать автомобиль каршеринга приходится с места аварии, либо он повредился и нуждается в замене.

  • Машину каршеринга ГАИ может эвакуировать при нарушении ПДД, а также после ДТП совершенного по вашей вине. В случае эвакуации за нарушения ПДД придется оплатить услуги эвакуатора и сервисный штраф. Сумма штрафа указана в Договоре присоединения.
  • Поломки автомобиля могут быть разными. Нужно понимать, что если вы поцарапали машину каршеринга, штрафа. скорее всего не последует, а если автомобилю нанесены более серьезные повреждения (повредили бампер или капот, колесо или другие элементы), компенсация за повреждения транспортного средства будет рассчитываться исходя из обстоятельств, вашего тарифного плана и стоимости ремонта.
  • В любом случае вы должны сразу же связаться с нашим контакт-центром по номеру +375447770033 и рассказать о том, что машина эвакуирована/повреждена/не может продолжать движение. Сотрудники Anytime приедут на место происшествия, чтобы устранить поломку или заменить автомобиль.

Если машина повреждена не по вашей вине, а в силу обстоятельств, не зависящих от вас – платить штраф не придется. Вам подберут другое авто.

Будьте внимательны и аккуратны

Даже если вы опытный водитель, не забывайте о том, что автомобиль – один из наиболее опасных видов транспорта. Мало соблюдать ПДД, важно следить и за другими участниками движения. И, конечно, важно бережно относиться к машине:

  • ездить аккуратно;
  • избегать плохих дорог;
  • не превышать скорость;
  • садиться за руль трезвым;
  • изучать авто перед поездкой.

Если вы все-таки повредили автомобиль из каршеринга, дайте нам об этом знать, связавшись по номеру +375447770033. Мы оперативно изучим все обстоятельства данного происшествия и, на их основании, примем решение о дальнейших обоюдных действиях.

Скачать приложение сейчас

Источник: https://any-time.by/novosti/karshering-chto-delat-v-sluchae-dtp.html

Что делать, если ваш автомобиль испортили: советы юриста

Ответственность за повреждение авто

В Днепре жители Паруса пожаловались, что кто-то обливает автомобили кислотой. Также есть информация и про машины, в которых кто-то разбивает стекла, обрисовывает краской и тому подобное.

Авто Информатор поинтересовался у адвоката ЮК «Альянс Правових Сил» Владимира Борецкого, что делать владельцам автомобилей в подобных ситуациях.

«В случае обливания краской, кислотой, избиение окон, царапин автомобиля посторонними лицами, прежде всего необходимо определиться с тем, какой размер убытков, кому и когда такое имущество повреждено», — говорит адвокат.

Шаг первый: вызвать полицию

В любом случае необходимо зафиксировать указанное событие, вызвав сотрудников полиции. Транспортное средство с разбитыми окнами, или поврежденными частями кузова может вызвать сомнение относительно того, попало такое авто в ДТП или нет. Это касается краски и кислоты. Потому полиция проверит все факты и зафиксирует факт вызова.

В случае выявления виновника, такая фиксация позволит предъявлять к нему требования компенсировать материальный ущерб. Доказательной базой, в том числе, будет информация о вызове сотрудников полиции и решение о привлечении к ответственности.

Шаг второй: экспертиза, насколько поврежден автомобиль

По словам Владимира Борецкого, уголовным кодексом предусмотрена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах (ст. 194).

Повреждение имущества — это ухудшение качества, уменьшение ценности вещи или доведение вещи на время в непригодное по его целевому назначению состояние.

Для решения вопроса, потеряна ли в таком случае возможность использования имущества или насколько уменьшилась его ценность, необходимо назначать соответствующую экспертизу.

Ущерб в больших размерах — понятие оценочное и решается в каждом конкретном случае индивидуально (с учетом обстоятельств дела, стоимости имущества, значимости его для собственника, материального положения потерпевшего и т.д.).

Исходя из законодательного определения, ущерб в крупном размере может быть признан тогда, когда убытки превышают сумму в 250 и более необлагаемых минимум доходов граждан. (230 125,00 грн)*.

*Для исчисления ущерба по уголовному преступлению используется не 17 грн, а социальная льгота.

Шаг третий: определить, попадает ли порча авто под уголовное или административное нарушение

Что касается лиц, которым нанесен ущерб, то для квалификации деяния по ст. 194 не имеет значения, кому именно и по праву форм собственности принадлежит имущество, однако существуют отдельные категории преступлений, предусматривающих ответственность за повреждение имущества конкретных лиц.

Например, умышленное уничтожение или повреждение имущества работника полиции, государственной исполнительной службы или частного исполнителя, должностного лица или гражданина, который выполняет общественный долг, судьи, народного заседателя или присяжного, защитника (адвоката) в связи с исполнением ими служебных / общественных обязанностей, деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, оказание правовой помощи (ст. ст. 347, 352 УК Украины), а также военного имущества.

В других случаях за повреждение (порчу) автомобиля виновника привлекут к административной ответственности. Специального состава за повреждение автомобиля (в отличие от другого имущества) не предусмотрено административной ответственностью, однако такие действия подпадают под состав административного правонарушения по статье «Хулиганство».

Как защитить авто и почему платная стоянка не гарантирует его сохранность

Если автомобиль находился на автомобильной стоянке, то в таком случае также необходимо иметь в виду, что за его сохранность отвечает автостоянка.

Важно! При этом с ней должен быть заключен соответствующий договор и должно быть подтверждение, что автомобиль без повреждений заехал на такую ​​стоянку.

Если договора нет, то и ответственности за сохранность автомобиля они не несут.

Страховой случай

Что касается страхового возмещения, то компенсация ущерба зависит от условий договора. Так, в договоре может быть прописано обязательным условием хранить автомобиль в специальном охранном месте. Если автомобиль не находился в таком месте, то на страховое возмещение стоит не рассчитывать.

Обязательное страхование — это такой вид страхования, который страхует только гражданскую ответственность за ущерб, причиненный имуществу, жизни или здоровью третьих лиц, вследствие ДТП, произошедшего по вине водителя застрахованного транспортного средства.

Ранее мы писали, что делать, если ваш автомобиль попал в яму. Если вы нашли или потеряли номерные знаки от машины, здесь описан алгоритм действия в данном случае.

Также мы рассказывали, что делать, если ваш автомобиль эвакуировали. Инструкция, что делать, если ваше авто затопило, смотрите здесь. Также на авто во время непогоды может упасть дерево.

Что делать, если это произошло, читайте в нашем материале.

Ася Совушкина

Источник: https://avto.informator.ua/2018/08/04/chto-delat-esli-vash-avtomobil-isportili-sovety-yurista/

Автомобиль поврежден хулиганами или по неосторожности: подробная инструкция

Ответственность за повреждение авто

Повреждение машины во время парковки хулиганами или просто третьими лицами по неосторожности – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются автомобилисты. Практика показывает, что многие автовладельцы в таких ситуациях совершают ошибки. Это значительно затрудняет получение компенсации или делает ее невозможной. Избежать таких ошибок поможет информация в нашем материале.

Правовое определение происшествия

Умышленные или неумышленные повреждения автомобилю могут причинить хулиганы или просто неосторожные прохожие, например, дети во время игры или человек, выходящий из строительного магазина с покупками. Характер причиненного машине вреда может быть самым разным. Чаще всего приходится иметь дело с такими повреждениями:

  • царапины и вмятины;
  • разбитые стекла, фары, зеркала заднего вида;
  • проколы колес;
  • разрисованный или облитый краской кузов и т.д.

Чтобы сохранить возможность получения компенсации за причиненный ущерб, важно понять, куда обратиться, и кому предъявлять претензии. Для этого в первую очередь нужно правильно классифицировать происшествие.

В соответствии с пп. 1.2 п. 1 Правил дорожного движения ДТП определяется как происшествие, возникающее с участием хотя бы одного транспортного средства и обязательно во время движения. Таким образом, наш случай не подпадает под это определение.

При повреждении авто на стоянке людьми мы имеем дело с противоправными действиями третьих лиц. Подобные случаи находятся в ведении не ГИБДД, а обычной полиции. Поэтому для оформления происшествия необходимо обращаться в местный ОВД.

Возмещения ущерба нужно будет добиваться у непосредственных виновников происшествия в судебном или досудебном порядке.

В случае, если виновниками являются несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, ответственность за ущерб автомобилю будут нести родители или усыновители.

Если авто застраховано по программе КАСКО, возмещение должна выплатить страховая компания, которая в дальнейшем будет добиваться компенсации от виновных. 

Что делать в случае повреждения авто 

Часто автовладельцы, заметив повреждения машины на стоянке, пытаются самостоятельно устранить их или, по крайней мере, минимизировать последствия. Эта вполне понятная первая реакция является категорически неправильной. Ни в коем случае не следует ничего трогать на месте происшествия.

В первую очередь нужно выполнить следующие действия:

  • Вызывать полицию. Для этого необходимо позвонить по телефону 112 и точно назвать адрес, по которому случилось происшествие. По вызову приедет наряд из местного ОВД.
  • Предпринять меры, чтобы до приезда полиции место происшествия оставалось нетронутым.
  • Зафиксировать обстоятельства происшествия и повреждения авто на фото или видео.
  • Если машина застрахована по КАСКО, то нужно связаться со страховой компанией и уведомить о наступлении страхового случая. Также следует соблюдать инструкции страховщика, предусмотренные для таких ситуаций.
  • Постараться найти свидетелей происшествия и взять у них контактные данные.
  • Постараться найти камеры видеонаблюдения в фокус которых попал ваш автомобиль на стоянке. Также полезно иметь в машине видеорегистратор, который зафиксирует обстоятельства происшествия.

Вызывать полицию рекомендуется даже, если повреждения авто кажутся вам незначительными. Реальный ущерб может оказаться намного больше. Также рекомендуется осматривать машину на предмет повреждений каждый раз, когда вы возвращаетесь к ней на стоянке. Если упустить из виду царапину или другой дефект, то в дальнейшем добиться компенсации за его причинение будет практически невозможно. 

После прибытия полиции на место происшествия 

Чтобы можно было уверенно рассчитывать на возмещение ущерба, очень важно не допустить ошибок в общении с прибывшим нарядом. Полицейские зачастую не заинтересованы в открытии нового дела. Поэтому автовладельцу нужно быть бдительным и строго следить за соблюдением своих интересов.

Даже при наличии страховки КАСКО ни в коем случае не следует соглашаться с тем, что вы не имеете ни к кому претензий, и признавать размер ущерба незначительным для вас.

Весьма вероятно, что сотрудники полиции будут склонять вас к подписанию таких бумаг, чтобы избываться от лишних хлопот, аргументируя это тем, что машина застрахована.

Однако в дальнейшем признание незначительности ущерба и отсутствия претензий может стать непреодолимой преградой для получения компенсации.

Сотрудники полиции должны запротоколировать все ключевые обстоятельства происшествия. При наличии к делу приобщаются фото- и видеоматериалы автомобилиста. Владельцу авто вручается талон-уведомление, которым подтверждается прием заявления потерпевшего.

После этого в ОВД нужно будет получить справку, которой подтверждается факт совершения третьими лицами противоправных действий. В этом документе должны быть зафиксированы дата, время происшествия и все его основные обстоятельства.

В справке обязательно приводится перечень повреждений транспортного средства и указывается, установлены или нет лица, причинившие ущерб. Проследите, чтобы в справке не было указано, что ущерб нанесен при «неизвестных обстоятельствах».

Также в полиции нужно получить копию постановления о возбуждении уголовного или административного дела по факту происшествия или об отказе в его возбуждении. Документ должен быть скреплен подписью дознавателя или следователя и печатью.

Постановление выписывается не позднее 10 суток после регистрации заявления. Если документом отказывается в возбуждении дела по причине отсутствия признаков противоправных действий, необходимо обжаловать постановление в прокуратуре.

 

Дальнейшие действия 

С полученными в полиции документами нужно обратиться в страховую компанию для получения возмещения. Если автомобиль не застрахован по КАСКО, остается требовать выплаты с виновных.

После установление лиц, повредивших машину, необходимо подать на них в суд гражданский иск. При сумме ущерба до 50 тысяч рублей дело рассматривает мировой суд, при большем размере ущерба – районный или городской суд.

В исковом заявлении обязательно должен быть указан размер ущерба, нанесенного транспортному средству.

Помимо этого, потерпевшему возмещаются все судебные издержки и другие расходы, которые он вынужден был понести в рамках дела.

Практика показывает, что в большинстве подобных случаев виновные предпочитают пойти на мировое соглашение и возместить ущерб, не дожидаясь уголовной ответственности за хулиганство. 

Проведение независимой экспертизы 

При составлении искового заявления очень важно точно определить размер ущерба, нанесенного поврежденному автомобилю. Для этого необходимо провести независимую экспертизу. Отчет об экспертной оценке авто, оформленный в соответствии с действующим законодательством, суд обязательно принимает в рассмотрение.

Квалифицированная оценка позволит получить полное возмещение ущерба с виновника происшествия. Также отчет эксперта поможет добиться справедливого размера страховой выплаты, если машина застрахована по КАСКО.

Расходы на проведение независимой экспертизы включаются в состав выплаты по исковому заявлению или возмещаются страховой компанией. Поэтому они не ложатся на владельца поврежденного транспортного средства.

Выполнять оценку может только специализированная экспертная организация, прошедшая сертификацию.  К оценщикам предъявляются высокие квалификационные требования. Они должны иметь соответствующее образование и регулярно проходить повышение квалификации. Также от них требуется членство в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков и регистрация в реестре Минюста. 

ЦНЭ «Варшавский» предлагает полный спектр услуг автоэкспертизы. В том числе мы проведем оценку автомобиля после повреждения хулиганами или по неосторожности во время парковки. Квалификация и техническая оснащенность наших экспертов позволяет выполнять максимально точную оценку в сжатые сроки.

Грамотные действия автовладельца при повреждении авто хулиганами позволят ему получить полную компенсацию ущерба.

Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/avtomobil-povrezhden-khuliganami-ili-po-neostorozhnosti-podrobnaya-instruktsiya

Ответственность за порчу имущества в Украине

Ответственность за повреждение авто

Действующее уголовное законодательство наряду с выделением преступлений, направленных против чужого имущество (то есть для завладения им из корыстных побуждений), имеет в своем составе и иные виды деяний в данной сфере. Среди них необходимо отметить порчу чужого имущества.

Определение фактически причиненного ущерба осуществляется назначенной экспертизой, в ходе которой устанавливается его размер на момент повреждения или утраты вещи с учетом амортизации.

При этом нельзя забывать о том, что полученный размер также должен иметь существенное значение для пострадавшего.

Ответственность за деяние может быть следующей:

  • привлечение к уголовной ответственности;
  • гражданско-правовая ответственность, связанная с возмещением вреда.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Действующее уголовное законодательство наряду с выделением преступлений, направленных против чужого имущество (то есть для завладения им из корыстных побуждений), имеет в своем составе и иные виды деяний в данной сфере.

Среди них необходимо отметить порчу чужого имущества. При этом далеко не каждый человек понимает, что, помимо уголовной ответственности, за подобное деяние с меньшей общественной опасностью виновное лицо может быть привлечено к административной и гражданско-правовой ответственности.

Прежде чем приступать к рассмотрению основных вопросов темы, необходимо разобраться с определением некоторых терминов:

  • уничтожение имущества – его ликвидация, приведение в негодность, когда объект уже не подлежит восстановлению;
  • повреждение – невозможность полноценного использования вещи, но в то же время ее функциональные способности могут быть восстановлены благодаря ремонтным работам.

Умысел — это преднамеренные действия. Другими словами, это те действия, которые были совершены преступником осознанно. Согласно законодательству умысел может быть прямым и косвенным. Как правило, мотивы содеянного на применение данной статьи никакого влияния не имеют.

Однако если порча имущества была совершена преступником для того, чтобы можно было получить доступ к каким-то материальным ценностям с целью их хищения, такое деяние может быть переквалифицировано как хищение или попытка к нему.

В зависимости от того, кому принадлежит испорченное имущество, можно выделить несколько видов схожих по своей сути преступлений. И начнем мы с порчи государственного имущества.

Когда было повреждено имущество, находящееся в общественных местах (транспорт, парк и пр.), или на здании или сооружении появились надписи и рисунки, оскверняющие его, говорят о вандализме. Данное деяние рассматривается в отдельной статье.

  1. Ответственность и наказание за вандализм как за умышленную порчу чужого имущества ждет человека с четырнадцатилетнего возраста. Если деяние по осквернению или порче госимущества осуществлял один человека, максимальным наказанием для него будет трехмесячный арест.
  2. Если же имущество было обезображено, поломано или уничтожено группой лиц в ходе идеологических, расовых или прочих социальных противостояний, ее участники могут быть лишены свободы на три года. Теперь поговорим о порче личного имущества.

Уничтожению чужого личного имущества и его повреждению посвящены две статьи.

  1. В первой из них рассматриваются случаи умышленной, преднамеренной порчи чужого движимого или недвижимого имущества, например, при поджоге.
  2. Во второй – ситуации, в которых порча произошла по неосторожности обвиняемого.

Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее тяжкие телесные повреждения или гибель людей, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Уголовная ответственность за неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества наступает только тогда, когда это повлекло:

  • человеческие жертвы – гибель хотя бы одного человека, или
  • иные тяжкие последствия – значительные разрушения важных объектов, причинение особо крупного материального ущерба, тяжких телесных повреждений нескольким потерпевшим и т.д.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах, – наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Важно! То же деяние, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, или причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, или повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Предметом преступления может быть любое имущество как движимое, так и недвижимое, кроме отдельных его видов, уничтожение или повреждение которых предусмотрено УК как специальный вид уничтожение или повреждение имущества.

Источник: https://uristy.ua/articles/criminal-law/otvetstvennost-za-porchu-imushhestva-v-ukraine/

Обдерут, как липку: почему на каршеринговых авто в ДТП лучше не попадать

Ответственность за повреждение авто

Парк автомобилей каршеринга в Москве составляет 10 500 автомобилей — более 80% всего рынка каршеринга в России. К концу года таких машин будет уже 16 000 авто, а к 2025 году — 30 000. Однако у успешно развивающегося сервиса, а точнее — у его клиентов, есть и очень серьезные проблемы, считает Иван Кузнецов, адвокат «Абсолют Лигал». Например, не урегулирована ситуация со штрафами.

Любопытно, что за рулем арендуемых машин автомобилисты чаще совершают правонарушения и попадают в аварии. Согласно полицейской статистике, пользователи каршеринга часто просто сбегают с места аварии, бросая при этом автомобиль.

Они не учитывают, что все их личные данные находятся в системе у операторов каршеринга, и найти нарушителей не составляет труда.

Наказание же за невыполнение обязанностей в связи с ДТП серьезное — лишение «прав» на срок до полутора лет или арест до 15 суток.

ШТРАФЫ РСТУТ

Между тем, штрафы при несоблюдении ПДД на каршеринговых авто на порядок выше, чем у владельцев собственного транспортного средства.

Если вы нарушили ПДД на своем автомобиле, и «заработали» штраф, то при соблюдении определенных условий имеете право оплатить только 50% его размера.

Но когда вам выписан штраф при использовании автомобиля каршеринга, сумма списывается с вас автоматически — часто с дополнительной комиссией и без той самой 50-процентной скидки.

Если на вашей карточке нет достаточной суммы для уплаты штрафа, то включается механизм начисления пени и процентов (до 5% в день). Также стоит учитывать, что каршеринговые автомобили оформлены на юридическое лицо, и штрафы для них отличаются — особенно это касается парковки на газоне. За это нарушение можно заплатить и 300 000 рублей!

ОДИН РАЗ ПОВЕЗЛО

Так, в 2017 году в Москве было вынесено судебное постановление с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей одной каршеринговой компании за парковку на газоне.

Руководство фирмы обратилась в суд с жалобой, требуя отменить решение, поскольку на момент совершения равонарушения, автомобиль, принадлежащий ей, находился в аренде у физического лица. Однако суд вынес приговор в пользу арендатора и постановил выплатить штраф компании-арендодателю.

В конкретном случае водителю арендованной машины повезло: ему не пришлось оплачивать штраф, но все же не стоит рисковать и пренебрегать правилами парковки.

ДТП — ДЕЛО ТОНКОЕ

Если автомобиль пострадал в ДТП, не стоит скрываться с места аварии, оставляя транспортное средство. Необходимо в первую очередь проверить, не пострадали ли пассажиры и при необходимости вызвать спецслужбы: ГИБДД, скорую помощь и другие. И немедленно позвонить оператору сервиса. Еще стоит попросить свидетелей свидетели инцидента дать показания сотрудникам полиции.

А коли пользователь разбил машину, важно зафиксировать повреждения, появившиеся на кузове, с помощью фото- или видеосъемки. А после полноценного оформления документов и получения протокола выслать все данные арендодателю.

ЭВАКУАТОР ЗА СВОЙ СЧЕТ

В ситуациях, когда транспортное средство после аварии может самостоятельно двигаться, водителю необходимо оставить все документы о ДТП в бардачке, припарковаться в любом разрешенном месте и завершить сессию.

Если т/с не может ехать, дождитесь представителя компании и завершайте аренду. В случае начительных повреждений авто, компания может потребовать доставить его на свою стоянку за счет арендодателя на эвакуаторе.

При этом операторы обычно не требуют оплаты времени ожидания.

Но чтобы быть в этом уверенным наверняка, стоит перейти на сайт компании и изучить договор. Если произошло незначительное ДТП без повреждения автомобиля, аренду завершить по факту можно.

Однако если сколы и царапины будут замечены следующим клиентом, и их фотографии получат менеджеры, то вас серьезно оштрафуют Но если следующий после вас водитель повреждений не заметил, то ответственность за ущерб будет нести он.

Впрочем, некоторые сложности при оформлении и урегулировании ДТП на каршеринговых авто — не единственный недостаток системы.

Другой серьезный минус — очень высокие штрафы от компании-оператора. Если авария случилась по вине водителя, каршеринг спишет с его карты сумму компенсации, которая прописана в договоре. Списание произойдет автоматически в течение нескольких дней после происшествия.

При этом ущерб третьим лицам, пострадавшим в ходе ДТП, водителю придется возмещать самостоятельно. Также евиновнику придется возместить оператору еще и упущенную выгоду.

Все время, которое автомобиль не мог эксплуатироваться, будет оплачено пользователем по базовому тарифу в режиме «Ожидание».

Помимо штрафов за ДТП, у операторов предусмотрены взыскания, о которых пользователь может даже не подозревать (если внимательно не прочитает договор). Например, каршерингом нельзя пользоваться в коммерческих целях, подвозить кого-то за деньги и даже перевозить пассажиров в состоянии опьянения.

Нужно сбавлять скорость при движении по дорогам с ямами. Запачкаете салон — тоже получите штраф. Если во время аренды на приборной панели загорелся индикатор низкого уровня топлива, значит, автомобиль нужно заправить — при несоблюдении данного условия можно также получить штраф.

Еще одна проблема каршеринга — это страхование ответственности.

Расширенное страховое покрытие покупают далеко не все сервисы. Но если на момент ДТП автомобиль был застрахован по КАСКО, то расходы на его ремонт ложатся на страховую, а вот если КАСКО не имелось, вам придется оплачивать ремонт самому. Так же часть каршеринговых компаний используют франшизу, при которой клиент берет на себя часть расходов по возмещению ущерба.

Таким образом, сумма выплаты зависит от объема причиненного ущерба. Например, максимальная выплата при ущербе до 100 000. рублей может варьироваться от 15 000 до 45 000 (в среднем — 25 000—30 000). Если нанесенный ущерб будет оценен больше чем в 100 000, пользователю придется заплатить еще 15% от общей суммы ущерба.

Правда, все эти выплаты грозят пользователю только при условии, что он — виновник ДТП или нарушил действующее законы или правила компании. Например, был нетрезв, скрылся с места аварии или передал управление автомобилем третьему лицу. Если же ДТП случилось по вине другого водителя, а арендатор полностью следовал установленной процедуре, платить ничего не придется.

Что касается компенсации пострадавшим, то все каршеринговые машины имеют полис ОСАГО. В этом плане все как и при ДТП на собственном автомобиле. Виноват другой водитель? Ответственность за аварию переходит к нему, он или его страховая будет восстанавливать арендованное транспортное средство, выплачивать компенсации по здоровью (в том числе и вам).

УГАДАЙ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

Помимо вышесказанного, пробелом в системе каршеринга являются дефекты и поломки автомобиля, которые достаточно часто встречаются на практике.

При предварительном осмотре авто вы можете не заметить каких-либо внутренних неисправностей транспортного средства, что впоследствии может привести к ДТП.

Так же если вы после эксплуатации авто не выявили неисправности, которые могли остаться после предыдущего пользователя, то в нарушении обвинят вас, и вы будете компенсировать убытки компании. Например, не заметите царапину на автомобиле –- стоимость ремонта взыщут с вас.

…Услуги каршеринга становятся все более популярными. Но — это сервис для аккуратных и ответственных людей.

Последствия за нарушения ПДД, повлекшие за собой трагические события, будет нести нарушитель, а не фирма. Договор необходимо внимательно читать и не относится к его условиям, как к формальности.

В ином случае есть риски получить серьезные штрафы, которые перекроют выгоду от аренды машины на короткий срок.

И кроме того, как сообщают некоторые источники, воспользовавшись каршерингом, можно стать фигурантом уголовного дела о распространении наркотиков. Но это уже совсем другая история…

Источник: https://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/socium/2019-02-28-obderut-kak-lipku-pochemu-na-karsheringovyh-avto-v-dtp-luchshe-ne-popadat/

Суд объяснил, какое столкновение автомобилей считается ДТП

Ответственность за повреждение авто

Само по себе столкновение двух автомобилей – еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД.

При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.

27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

камеры выявили много поддельных полисов ОСАГО

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП.

Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год.

При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

ГИБДД раскрыла положение всех камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой.

Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб.

Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Оформить ДТП можно будет на смартфоне

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий.

Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля.

Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение “РГ”

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Источник: https://rg.ru/2019/09/23/sud-obiasnil-kakoe-stolknovenie-avtomobilej-schitaetsia-dtp.html

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий