В вузах отменят заочную форму обучения

«Все это вилами по воде». Вузы и студенты Воронежа – о возможной отмене заочного обучения

В вузах отменят заочную форму обучения

С 1 сентября 2016 года в вузах планируется исключить заочную форму обучения – для экономистов, юристов и управленцев, которые получают высшее образование впервые, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 1» в воскресенье, 19 июня.

По словам чиновника, первое высшее образование должно быть очным, что повысит качество обучения и «серьезно подорвет экономическую основу псевдовузов».

Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как студенты, их родители, вузы и работодатели относятся к перспективе частичной отмены заочного обучения.

Студенты. Упадет интерес к колледжам

Анастасия Кавелина изучает экономику предприятий и организаций на заочном отделении одного из воронежских вузов. Девушка работает по специальности. Треть студентов в ее группе – люди 30-40 лет, для которых это образование – второе высшее. По словам Анастасии, первое высшее на «заочке» получают в основном те, у кого уже есть диплом колледжа или техникума.

– Я еще в девятом классе планировала, что после колледжа буду работать и одновременно получать высшее образование. Если отменят заочное обучение у экономистов, управленцев и юристов, многие просто не пойдут в колледжи. У меня полный рабочий день, я «отвлекаюсь» от работы каждые полгода, на время сессии, – рассказала Анастасия Кавелина.

По словам Анастасии, работающие студенты-заочники платят налог на доходы физлиц, при этом государство не выделяет деньги на их обучение.

– Заочное экономическое образование почти во всех вузах платное, – напомнила студентка.

Вузы. «Вилами по воде»

Во всех вузах, куда за комментарием обратилась корреспондент РИА «Воронеж», заявили, что никаких распоряжений от Минобрнауки, касающихся закрытия заочного отделения для юристов и экономистов, не получали. Приемная кампания в вузы в самом разгаре.

В Воронежском лесотехническом госуниверситете (ВГЛТУ) на заочное отделение принимают студентов по двум направлениям – «менеджмент» и «экономика». Обучение платное, бюджетных мест нет.

В 2016 году в вузе запланировали принять на «заочку» 50 менеджеров и 60 экономистов.

– Разговоры о ликвидации заочного образования идут уже много лет, но все это вилами по воде писано. Никаких документов от министерства образования и науки к нам не поступало, поэтому и разговоры – преждевременные, – пояснили в ВГЛТУ имени Морозова.

В Воронежском госуниверситете инженерных технологий (ВГУИТ), где тоже готовят заочно экономистов, менеджеров и управленцев, комментировать слова Кравцова отказались, сославшись на то, что «Рособрнадзор – верхушка власти в образовании».

– Наивно думать, что кто-то выскажется по поводу решения начальства. Если Минобрнауки – работодатель, то Рособрнадзор – полиция, – объяснили в вузе.

При этом во ВГУИТ считают, что нынешним экономистам и юристам-заочникам, а также тем, кто поступает в 2016 году, вряд ли стоит волноваться. Даже если Минобразования решит отменить заочное обучение и в вуз пришлют официальное письмо, начнется процесс внесения изменений в образовательные стандарты. На это потребуется много времени.

Работодатели. Заочное обучение сменится дистанционным

Опрошенные корреспондентом РИА «Воронеж» работодатели сходятся во мнении, что важна не столько форма обучения специалиста, сколько его компетентность.

По мнению руководителя агентства юридического сопровождения «Прагматик» Льва Бабаяна, ликвидация заочных отделений на юридических факультетах – негативное явление.

– С рынка труда исчезнут молодые специалисты, которые только выпустились из вузов, но уже имеют опыт работы. Преимущества заочников в том, что они быстро адаптируются и умеют вести переговоры.

К тому же далеко не у всех есть возможность заплатить за обучение на очном отделении. Хотя я предпочитаю очников, поскольку для работы в моей компании надо обучать даже человека с опытом.

У очников зарплатные ожидания меньше, они еще не научились отлынивать от работы, – пояснил Бабаян.

Для директора бизнес-школы Young Дмитрия Некрасова форма обучения сотрудников неважна. Главное – интерес к работе, желание расти и уметь самостоятельно изучать необходимые для работы темы.

– На смену заочным отделениям придет дистанционное образование. Некоторые вузы уже обучают экономике, управлению и юриспруденции через интернет. Плюс заочного обучения в том, что его можно совмещать с работой, и на практике понимать то, что тебе дают в теории, – отметил Некрасов.

Родители. Главный плюс «заочки» – цена

В 2014 году сын Ирины Солдатовой Денис после школы поступил на заочное отделение в московский вуз, где изучает инвестиционный менеджмент. Стоимость обучения – порядка 70 тыс. рублей в год. Денис живет в Воронеже, работает в страховой компании и уже два года самостоятельно платит за учебу.

– Сын хотел поступать на экономический факультет ВГУ, но не хватило баллов. Платное очное обучение мы бы не потянули – оно тогда стоило где-то 70-80 тыс. рублей. Сын отдал документы на заочное отделение московского вуза. Обучение стоило 50 тыс. рублей. Мы подумали, что нет смысла идти на заочное отделение в Воронеже, когда можно поступить в столичный вуз, – пояснила Ирина Солдатова.

Ирина рассказала, что дочь ее знакомых заочно получает юридическое образование и параллельно работает в строительной компании, где под руководством более опытного юриста учится составлять документы. На работе ее диплом ждут только в отделе кадров.

Юристы. Нынешние заочники могут не беспокоиться

После заявления главы Рособрнадзора об отмене заочного обучения юристов и экономистов родители и студенты стали опасаться, что «зачистки» коснутся тех, кто уже учится по этим специальностям. По мнению адвоката Дмитрия Казацкера, такое вряд ли возможно.

– Если будут приняты изменения в нормативные акты, запрещающие заочное обучение, они не должны коснуться правоотношений (заключенных соглашений), возникших между вузом и студентами до принятия поправок. Согласно законодательству, новое положение может распространяться, например, на новые студенческие группы, которые будут формировать после вступления в силу изменений, – пояснил Дмитрий Казацкер.

Минобрнауки. Пока без изменений

В Рособрнадзоре корреспондента РИА «Воронеж» отослали в Минобрнауки, поскольку Сергей Кравцов лишь повторил слова министра Дмитрия Ливанова.

В Минобрнауки заявили, что никаких изменений, связанных с заочными отделениями, с 1 сентября 2016 года не планируется. В ведомстве также пояснили, что различные учебно-методические объединения периодически предлагают министерству ликвидировать заочное обучение, но дальше разговоров дело пока не идет. 

  • Новости РИА «Воронеж»
  • Мы в Яндекс Дзен
  • Наш Telegram

×

Добавить издание «РИА “Воронеж”» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://riavrn.ru/news/vse-eto-vilami-po-vode-vuzy-i-studenty-voronezha-o-vozmozhnoy-otmene-zaochnogo-obucheniya/

Отмена заочного образования в россии закон

В вузах отменят заочную форму обучения

Улучшение через сокращение Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2019 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.

Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов.

По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности.

Без «заочки»? С 2019 года заочную форму обучения в РФ отменят

– «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей. Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ».

Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2019 года.

yurburo61.ru

Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Важно Другой вопрос – получить работу с таким образованием.

Новый закон о заочном образовании

Продолжение следует… Эта новость – продолжение длительных споров и обсуждений.

Их поддержал ректор МГУ Виктор Садовничий. Они считают, что невозможно дать основу и навыки профессии, осуществляя преподавание по заочной системе, и большое количество преподавателей и студентов с ними согласны.

В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Хотя законодатели могут принять до этого времени какой-то специальный закон, который ее отменит.

Однако учебный процесс 1 сентября начнется по старым правилам: приказом министра отменить заочную форму обучения нельзя.

Эксперты расходятся во мнениях по поводу целесообразности таких мер.

Одни сотрудники вузов утверждают, что заочная форма обучения действительно не может дать полноценных знаний, а другие напоминают, что получать заочное образование юриста в основном приходят люди, которые

Новый стандарт юридического образования вступает в силу с этого года

Чем такая форма обучения лучше дневной?

Ответ зависит только от личности самого студента, от его мотивации и карьерных целей. Некоторые студенты способны заниматься только под руководством «наставника», считают, что можно подготовиться и стать хорошим юристом, посвятив этому только время, выделяемое на сессию.

В межсессионный период такие студенты не занимаются. Вот здесь, наверное, кроется проблема — заочная форма для данной категории людей противопоказана.

В то же время есть студенты, которые способны регулярно открывать учебник и нормативные правовые акты, анализировать полученную информацию.

Многим очень помогает усвоить информацию работа по близкой специальности, где волей-неволей приходится обращаться к тексту закона и вырабатывать навыки подготовки документов.

В российских вузах не будет заочного образования

Речь идёт о первом высшем образовании», – приветствует нововведение проректор по учебной работе Уральского государственного лесотехнического университета Сергей Колесников.

Интересно заметить, что ещё до инициатив высоких госчиновников, в 2010 году об отказе от заочной формы обучения заявило руководство Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ).

«В СССР «заочка» была неплохим социальным лифтом для молодых рабочих и крестьян и самым распространённым способом повысить квалификацию без отрыва от производства, однако в нынешних условиях заочное образование де-факто превратилось в способ получения «корочек», – объяснял тогда замначальника управления по связям с общественностью СпбГУ Константин Шолмов.С тем фактом, что качество заочного образования действительно оставляет желать лучшего, сегодня согласны почти все эксперты отрасли.

Заочное образование отменяется!

Изменяются условия получения высшего образования

«Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой.

На её место придёт очно-заочная форма.

Изменения связаны с качеством подготовки студентов. На очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей». Работающие студенты будут вынуждены приходить на лекции и пары поздним вечеров в течение всех лет обучения.

Примерное расписание занятий для студентов новой образовательной эры будет выглядеть так: по две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам.

Будет ли отмена «заочки» в России в 2019 году

В полемике участвует и другая сторона, которая заявляет, что убрав заочное образование, мы лишаем население свободы выбора, а ВУЗы – дополнительного финансирования. Оптимизация, а не уничтожение – вот девиз сторонников заочного образования.

Напоминаем, что улучшение качества образования на всех уровнях, и в высших заведениях в частности, является одной из приоритетных государственных программ России.

Сокращение заочного образования, возможно, будет компенсировано развитием средней специальной образовательной платформы. В России явный дефицит высококвалифицированной рабочей силы на предприятиях и избыток специалистов с высшим образованием. Причем именно по специальностям, по которым решили сократить заочную форму.

Источник: https://disk-shetka.ru/otmena-zaochnogo-obrazovanija-v-rossii--zakon-80666/

Закон о запрете первого заочного образования сайт министерства образования

В вузах отменят заочную форму обучения

С развитием новых компьютерных технологий возможно интерактивное обучение студентов, различные формы онлайн-занятий с преподавателями и т. п. Что в таком случае будут делать жители удаленных от цивилизации и Интернета мест, неизвестно.

На сегодняшний день можно сказать следующее: пока инициатива чиновников распространяется на ограниченные отрасли специальностей, по которым ощущается переизбыток на рынке труда. Эти действия направлены скорее на то, чтобы направить поток специалистов в другое русло. Таким образом, чиновники рассчитывают получить кадры технических инженерных профессий, которых сейчас в России острый дефицит.

Кроме того, это значительное сокращение бюджетных мест и финансирования ВУЗов. Желающих получить второе высшее образование нововведение пока не касается.

Будет ли отмена «заочки» в россии в 2018 году

Внимание Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил об отмене формы заочного обучения в высших учебных заведениях по некоторым специальностям. Отмена заочного обучения в России в 2018 году Как сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, с 1 сентября 2016 года в России планируют отменить форму заочного обучения в ВУЗах по некоторым специальностям.

В частности, речь идет о подготовке специалистов юридического и экономического направления.
Упоминаются также специальности менеджмент и государственное муниципальное право. Это касается только первого высшего образования. Студенты, которые уже обучаются на заочном по данным профессиям, успеют доучиться и получить дипломы.

Нововведение коснется только вновь поступивших студентов.

Что даст запрет заочного обучения юристов

С таким предложением выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права.

По словам главы департамента госполитики в сфере образования министерства Александра Соболева, уже подготовлены формулировки стандарта, предусматривающего только очное обучение по этим направлениям.

«У нас половина студентов-заочников в стране – 2,5 млн заочников из 5 млн студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 – это экономика, право», – согласен с необходимостью изменений ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Федеральная палата адвокатов, напротив, раскритиковала инициативу Минобрнауки: по словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, ее опыт в качестве члена квалифкомиссии Адвокатской палаты Подмосковья подсказывает, что заочники не всегда уступают по уровню знаний выпускникам дневных отделений.

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

Это, вероятно, обосновано тем, что второе высшее получают взрослые состоявшиеся люди, четко представляющие, зачем они поступают в ВУЗ и что хотят вынести из учебного заведения. По большому счету речь идет скорее об оптимизации системы образования, чем о действенных реформах.

Надеемся, что невозможно полностью упразднить заочную форму в ВУЗах, это своего рода дискриминация определенной категории населения.
Необходимо довести качество обучения до нужного уровня, а не упразднять.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

В минобрнауки задумались о запрете заочного обучения на экономистов и юристов

  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Глава 1 Общие положения закона Глава 2 Система образования Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В.

Закон о заочном высшем образовании

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам.

Источник: http://territoria-prava.ru/zakon-o-zaprete-pervogo-zaochnogo-obrazovaniya-sajt-ministerstva-obrazovaniya/

Высшее образование заочно: к чему готовиться?

В вузах отменят заочную форму обучения

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года.

В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф.

Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии.

Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным.

Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ.

Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией.

Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике.

А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства.

Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах.

НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/zaochnoe-vysshee-obrazovanie-chto-eto-takoe-i-est-li-ot-nego-polza/

Российские вузы назвали заочное обучение неэффективным

В вузах отменят заочную форму обучения

МОСКВА, 6 апреля. /ТАСС/.

Представители российских вузов поддержали высказанное главой Минобрнауки РФ Ольгой Васильевой предложение о ликвидации заочной формы обучения, назвав в беседе с ТАСС этот формат получения образования неэффективным из-за отсутствия контакта студента с преподавателем и образовательной средой. Вместе с тем, учитывая популярность заочной формы образования, особенно среди жителей малых городов, где нет вузов, ей стоит искать альтернативу, например в лице онлайн-курсов, отметили представители образовательного сообщества.

История вопроса и “особая среда”

Частично – для экономических и юридических специальностей – “заочку” в России отменили в 2016 году, глава Минобрнауки называла этот механизм обучения фиктивным.

Часть российских вузов, в частности в Новосибирске и Санкт-Петербурге, полностью отказались от заочного обучения еще раньше.

На Кавказе и в Поволжье на смену ей внедряют онлайн-курсы, а Дальний Восток указывает на трудности с приездом студентов из удаленных районов в крупные города, где расположены вузы, и пока еще ищет решение проблемы.

Многие из опрошенных ТАСС экспертов выступили за отмену заочного обучения как неэффективного. “Заочная форма обучения не позволяет полноценно обучить специалиста по ряду направлений подготовки.

Поэтому мы поддерживаем инициативу Минобрнауки о сокращении перечня направлений подготовки, по которым ведется обучение по заочной форме, и перевод таких направлений в очно-заочную форму”, – сообщил ТАСС ректор Донского государственного технического университета (ДГТУ) Бесарион Месхи.

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский согласился с коллегой, указав на то, что вопрос здесь не только в методиках обучения, но и в особой среде, которая способствует вузовскому обучению. “Качественное образование – это не только лекции, коллоквиумы и экзамены.

Важна еще среда, живое общение, причем не только с преподавателями, но и со сверстниками и практикантами-экспертами.

Нужна концентрация образовательного процесса, чтобы всё, что происходит вокруг, работало на профессиональный и личностный рост”, – сказал Галажинский, пояснив что “особая среда” формирует и сознание специалиста.

Не наездиться

Представители вузов Дальнего Востока – региона, где малые города расположены порой на огромном расстоянии от образовательных центров, – отмечают потенциальные сложности, связанные с отменой заочной формы образования. Переход на вечернюю форму затруднит положение таких студентов – они просто не смогут регулярно посещать лекции и семинары.

В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) отказались от заочной формы для юристов и экономистов, однако отменить ее для всех специальностей означает лишить возможности получить образование тех, кто “виноват” лишь тем, что далеко живет, отметил в беседе с ТАСС замдиректора департамента по обеспечению качества образования СВФУ Владимир Игнатьев. “И заочная, и вечерняя формы обучения выгодны для работающих граждан, но есть разница в организации образовательного процесса. Трудности возникнут у студентов, проживающих вне места нахождения вуза, так как они не смогут каждый день посещать занятия”, – сказал он.

На ту же проблему указал и. о. ректора Сахалинского госуниверситета Олег Федоров.

“Заочное обучение очень сложно заменить вечерним, потому что у нас учатся студенты из самых разных районов Сахалинской области, и в силу удаленности некоторых муниципалитетов от областного центра вечером они учиться не смогут.

Мы не можем набирать маленькие группы по пять-шесть человек: в прошлом году мы выпустили семь биологов, это очень нерентабельно – затраты большие, а выход специалистов маленький”, – пояснил Федоров в беседе с ТАСС.

О том же говорят и в Северо-Кавказском федеральном университете. “В СКФУ на заочной форме обучается около 9 тыс. студентов, из них 70% не проживают в городах, где находится университет…

Это основная сложность перевода студентов с заочной формы обучения на очно-заочную: студент будет вынужден либо отчислиться, либо переводиться в университет, территориально близко расположенный к месту его проживания.

В настоящее время в нашем университете не планируется менять форму обучения для каких-либо специальностей”, – отметила в беседе с ТАСС проректор СКФУ по учебной работе Ирина Соловьева.

О высокой востребованности заочной формы обучения в масштабах страны говорят и статистические данные. По данным статистического сборника, подготовленного в 2017 году Минобрнауки РФ и Высшей школой экономики, в России насчитывается почти 385 тыс.

студентов-заочников в учебных учреждениях среднего звена (около 18% от общего их числа), а в вузах их доля и вовсе почти равна доле учащихся по очной форме – 2,2 млн человек из общего числа студентов в 4,76 млн (47%). Вечернее обучение гораздо менее популярно – образование в такой форме получают 149 тыс.

студентов вузов и 48,6 тыс. учащихся средних специальных учебных заведений.

Ответственность… и коррупция

Вместе с тем у заочной формы обучения есть масса недостатков, прежде всего качество получаемых знаний, признают эксперты.

“Очевидный минус в том, что на заочном обучении мало контактных форм обучения – лекций, семинаров.

При такой форме большая ответственность ложится на самих обучающихся”, – рассказал проректор Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) по учебной работе Сергей Брованов.

В итоге, по его словам, уровень квалификации у выпускников-заочников зависит больше от личных качеств студента и его желания учиться.

“На заочной и вечерней формах обучения, как правило, обучаются люди, которые в силу возраста более ответственно могут подходить к образовательному процессу.

И здесь надо брать в расчет индивидуальные качества студента – ответственность и заинтересованность в получении знаний”, – отметил собеседник агентства.

Кроме того, сама по себе заочная форма нередко становится коррупционным фактором в сфере образования, сказал ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии ДГТУ Александр Кечемайкин. “Заочники приезжают [на сессию], и начинается вплоть до криминальной составляющей: мало того, что на платном учатся, еще и хотят дать деньги, чтобы поставили зачет”, – отметил Кечемайкин.

Осознанный отказ

В настоящее время государственные вузы могут самостоятельно выбирать формы обучения в зависимости от спроса и ситуации на рынке труда, рассказала ТАСС ответственный секретарь приемной комиссии Южного федерального университета Гульнара Ломакина. “Поэтому нельзя сказать, что по каким-то направлениям подготовки мы планируем менять форму обучения. Ежегодно по каждому из направлений принимается отдельное решение, в зависимости от заказов работодателей и спроса поступающих”, – пояснила она.

Из этих соображений ряд вузов уже полностью отказался от заочного обучения. Среди них – Новосибирский госуниверситет (НГУ), который готовит много научных специалистов, и Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ), где считают, что выпускники-заочники менее компетентны и менее востребованы на рынке.

“НГУ – исследовательский университет, а такой формат предполагает и большое количество практикумов, и работу в лабораториях исследовательских институтов с первых лет обучения.

Ничто из перечисленного невозможно реализовать в любом другом формате, кроме очного.

Вот как, например, вырастить физика-экспериментатора, если он никогда не видел ни одной установки?” – рассказал ТАСС ректор НГУ Михаил Федорук.

В Санкт-Петербургском госуниверситете (СПбГУ) заочное обучение сочли неэффективным еще в 2010 году.

“Решение об отказе от было продиктовано главным приоритетом: им была и остается подготовка компетентных и востребованных специалистов”, – рассказала ТАСС первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе вуза Екатерина Бабелюк.

При этом, по ее словам, такая мера не повлияла на число иногородних студентов. В 2017 году более 70% первокурсников вуза оказались жителями других городов России.

Онлайн-курсы как альтернатива

Альтернативой заочной форме обучения и решением проблемы в современном мире информационных технологий могут стать онлайн-курсы, считают эксперты. Такую практику уже внедрили, в частности, в Кабардино-Балкарском госуниверситете (КБГУ) и Национальном исследовательском Нижегородском университете (ННГУ).

“Для заочников КБГУ вот уже два года широко применяются элементы электронного и дистанционного обучения. На сегодняшний день портал проекта КБГУ “Открытый университет” содержит более 500 курсов, ориентированных на студентов заочной формы обучения”, – сообщил ТАСС проректор по учебной работе Вадим Лесев.

В ННГУ, где учится около 8 тыс. студентов-заочников, онлайн-лекции сейчас используют в рамках пилотного проекта. В этом году планируется запустить, как минимум, 10 курсов по разным направлениям. По словам ректора Евгения Чупрунова, заочно невозможно учить инженеров, физиков, врачей. А вот экономистов и гуманитариев – вполне реально, и онлайн-образование здесь поможет, считает Чупрунов.

“Я думаю, что заочное образование уйдет, и ему на смену очень быстро придет онлайн-образование. Это совершенно нормально, когда ты имеешь возможность не просто книжки прочитать, а послушать по интернету лекции выдающегося человека, с ним же по интернету пообщаться, провести какие- то решения задач, практических заданий”, – рассказал ТАСС Чупрунов.

Источник: https://tass.ru/v-strane/5101410

В россии сокращают заочное высшее образование

В вузах отменят заочную форму обучения


С нового учебного года — с 1 сентября — в российских вузах отменят заочное образование по целому ряду направлений. Пока это экономика, юриспруденция, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

Разумеется, данный шаг представители Рособрнадзора и Минобра объясняют благими намерениями. «Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов», — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия».

Дмитрий Ливанов поддержал данную инициативу обеими руками, отметив, что «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме».

Вероятно, министр образования опирается на свой собственный, возможно, негативный опыт: в 2003 году он получил диплом по специализации «Гражданское право» после заочного обучения в Московской юридической академии.

Как бы то ни было, отмена заочного обучения по вышеуказанным специальностям вызвала бурю негодования у многих специалистов. «Любые ограничения возможностей — это плохо. Многие могут только на заочном учиться. Работающие люди останутся без возможностей получить диплом.

Тем более, сейчас кризис, и необходимость получения образования, в отличие от советского времени, у людей возникает не обязательно сразу после школы, есть другие периоды жизненные, когда они уже стоят на ногах и не могут обучаться очно», — считает старший преподаватель кафедры социологии ТвГУ Юлия Монахова.

Благими намерениями

Борьбу с заочниками представители госорганов затеяли ради повышения уровня образования. Действительно, знания сегодняшних выпускников частенько оставляют желать лучшего. «Подумаю, какой я инженер, и к врачу идти боюсь», — этот бородатый анекдот сегодня актуален как никогда.

Первым этапом войны Минобрнауки с нерадивыми студентами и липовыми дипломами стало массовое закрытие псевдовузов, где обучение проводилось формально. Люди поступали в «лавки по продаже дипломов» не знаний ради, а лишь для получения вожделенной бумажки о высшем образовании. Двадцатого мая Дмитрий Ливанов с гордостью заявил, что «работа по ликвидации некачественных вузов почти завершена».

«Мы все эти некачественные вузы убрали из системы образования, они больше не могут заниматься этой деятельностью», — лукавя, заявил министр образования. Действительно, количество «филиалов филиалов» серьезно проредили, однако многие псевдовузы продолжают свою деятельность и поныне.

Рособрнадзор пытается оспаривать их деятельность, но почему-то безуспешно. Например, уже 23 года здравствует Современная гуманитарная академия (СГА), имеющая 104 филиала в России.

Очное обучение там выглядит так: собираются студенты в аудитории, им включают телевизор, и по телевизору профессор им читает лекцию. Уровень образования у них… если под плинтусом сильно покопать, он будет где-то там. При всем при этом у них есть аспирантура. Я всем этим проникся особенно, когда на черновики разобрал пару диссертаций по философии. Это уровень скачанных из Сети рефератов первого курса ПТУ, рассказал «Ридусу» на условиях анонимности  знакомый с деятельностью СГА собеседник.

После «почти завершенной борьбы» с псевдовузами наступил черед заочников. Реформаторов не останавливает даже мнение многих экспертов о том, что дело вовсе не в форме обучения.

«Низкое качество образования никак не связано с заочной формой обучения. Дело в том, что низкое качество обусловлено рядом факторов. Например, один из них — это борьба вузов за количество студентов, это один из показателей эффективности вуза.

Если вуз заинтересован в сохранении любым способом того количества студентов, которое поступило, то нет никаких возможностей заставить студента учиться, так как он понимает, что отчислить его могут только в самом крайнем случае», — говорит Юлия Монахова.

«Поголовье» студентов определяет количество преподавательских ставок, которые финансируются Минобром. «Минус 13 студентов равно минус одна ставка, и нас буквально заставляют выпускать абсолютно всех: десять неуспевающих отчислили, одну ставку преподавателя потеряли: кто-то должен идти на улицу», — объясняет детали завкафедры психологии МОУ «Институт Верхневолжья» Ирина Морозова.

Вам шашечки, или ехать?

О том, что заочная форма обучения вполне способна давать хороший уровень знаний, говорят многие специалисты.

«Любой работодатель, выбирая между опытным соискателем без авторитетного диплома и выпускником наимоднейшего вуза, скорее всего, предпочтет первого.

Можно долгие годы изучать теорию, в 22 года закончить вуз, потом еще лет 5−7 нарабатывать практику, и к 30 годам получится замечательный специалист», — объясняет свою точку зрения главный редактор «Ридуса» Андрей Гулютин, по первому образованию «юрист-заочник».

Заочное образование, по его словам, дает возможность приобрести те же навыки, но уже годам к 23−25, «оно создает условия для роста опытных молодых специалистов, что особенно важно как раз-таки в сфере правоведения».

Кроме того, заочное образование позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства, — отмечает Андрей Гулютин. — Допустим, получить офицерское звание и соответствующую должность в правоохранительных органах можно и со средним специальным образованием. Однако среднее образование не позволит далеко шагнуть по карьерной лестнице. При этом известно немало случаев, когда офицер со средним образованием шел учиться на заочное отделение и дорастал потом, скажем, до полковника.

«Как теперь будет решаться данный вопрос — неясно», — заключил Гулютин.

Такое мнение подтверждают и представители Федеральной палаты адвокатов. В частности, вице-президент ФПА Светлана Володина утверждает, что выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже, напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности.

В рядах таких мотивированных заочников — председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Семья, нет средств, человеку приходится работать, и что, он сразу второго сорта, изгой? Мы должны дать возможность любому человеку развиться. А вдруг он станет завтра вторым Менделеевым, Ломоносовым, а мы ему учиться не дадим? Это же будет колоссальная потеря, прокомментировал «Ридусу» реформу  директор Института экономики и менеджмента  РХТУ имени Менделеева Евгений Хачатуров.

Свято место пусто не бывает

Стоит отметить, что, несмотря на отмену заочного обучения по ряду специальностей, у россиян остается возможность получить вожделенный диплом с помощью дистанционного обучения.

«Место российских высших учебных заведений на этом рынке гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет», — считает политолог Алексей Мухин.

«Вместо того чтобы развивать возможности для получения гражданами образования, госорганы идут по легкому запретительному пути, что вызывает непонимание и подозрения в том, что некоторые представители госвласти просто пытаются облегчить себе жизнь. Они „борются“ с некачественным образованием уже давно, но идут по легкому пути. Запретить любые формы образования, чтобы бороться с некачественным, это путь в никуда», — объяснил политолог.

Нужно учитывать международный опыт обучения, в том числе дистанционного. Тем более, Дмитрий Ливанов как раз пытается внедрить западные формы обучения в систему российского образования очень интенсивно. Здесь ему надо либо трусики надеть, либо крестик снять.объяснил Алексей Мухин свое видение процесса.

«Нельзя сочетать либеральный подход в очном и вечернем образовании и авторитарный в заочной форме обучения. Заочная форма обучения в России существует достаточно давно и имеет определенные традиции, полностью отказаться от этого опыта означает сделать несчастными значительное число российских граждан», — подчеркнул политолог.

Кроме того, он отметил, что, возможно, экономисты, юристы и госуправленцы — это лишь начало. Вполне вероятно, что в будущем заочную форму обучения отменят и по другим специальностям. «Запреты всегда порождают запреты, это просто убивает отрасль. Ампутируют вместо того, чтобы лечить», — подчеркнул Алексей Мухин.

Источник

Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~hqag1

Источник: https://ivan4.ru/news/society/v_rossii_sokrashchayut_zaochnoe_vysshee_obrazovanie/

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий