Взыскание по требованию судебных органов

Бесспорное взыскание налогов можно приостановить

Взыскание по требованию судебных органов

Ф.Ф. Халиков,
адвокат Специализированной коллегии адвокатов Удмуртской Республики

Законодательство должно содержать четкие и недвусмысленные положения, в соответствии с которыми процесс принудительного взыскания налогов и пеней приостанавливается до тех пор, пока не будет внесена окончательная ясность в спор, возникший между налогоплательщиком и налоговым органом. 

С момента вынесения налоговым органом на основании статьи 101 НК РФ решения о привлечении налогоплательщика к ответственности приводится в действие механизм принудительного взыскания сумм налогов и пеней. Вслед за принятием решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога (абз. 2 ст. 70; п.

4 ст. 101 НК РФ). В случае неисполнения требования в установленный срок (как правило, не более 10 дней) налоговый орган принимает меры по бесспорному взысканию налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ), а в последующем — и за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ).

Такой механизм скоротечен, поскольку с момента принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки до момента возбуждения производства по исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика проходит, как правило, не более одного месяца. Именно не более, поскольку при активности налоговых органов этот срок может сократиться до двух недель.

Как приостановить бесспорное взыскание имущества до решения налогового спора в суде?

Несогласие налогоплательщика с дополнительно вменяемыми ему к уплате суммами не имеет правового значения.

Он может быть трижды не согласен с произвольными, по его мнению, действиями налоговых органов, это не интересует пристава.

Независимо от препирательств сторон налогового правоотношения судебный пристав обязан обеспечить исполнение требований, содержащихся в постановлении налогового органа, причем сделать это в двухмесячный срок (п. 3 ст. 47 НК РФ).

Налогоплательщик может быть действительно прав в оценке решения налогового органа как незаконного, что найдет в дальнейшем свое подтверждение в судебном акте арбитражного суда, который разрешит спор по существу.

Но поскольку все это выяснится значительно позднее, предприятие налогоплательщика к тому времени благодаря рвению пристава (который действует, надо признать, в рамках закона) может благополучно кануть в Лету.

Что делать налогоплательщику, попавшему в жернова этого механизма? Как противостоять разграблению имущества еще до того, как будет внесена окончательная ясность в вопрос об обоснованности утверждений налогового органа о наличии недоимки по налогам?

Следует отметить, что гарантированное законом право обжаловать (оспорить) решение налогового органа здесь не действует.

Налогоплательщик может им воспользоваться, но процесс оспаривания и процесс принудительного взыскания — различные институты, и каждый из них развивается по своим законам.

Обжалование решения налогового органа (в какую бы инстанцию ни пожелал обратиться налогоплательщик — в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд) никоим образом не приостанавливает действия механизма бесспорного взыскания.

А как же обеспечительные меры? Да, есть такая вещь, как меры по обеспечению заявленных требований (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Но каждый, кто сталкивался с этой процедурой и пытался добиться принятия арбитражным судом соответствующих мер в спорах с налоговыми органами, может подтвердить, что это унизительная процедура, имеющая некий коррупционный подтекст.

Принятие обеспечительных мер целиком и полностью зависит от усмотрения судьи. Если есть «связи» или если можно найти соответствующий «подход» к судье, то есть и  возможность «получить обеспечение», в противном случае — нет.

Судья, решая вопрос о принятии обеспечительных мер, оценивает перспективы разрешения спора по существу.

Поэтому, если, к примеру, налоговый орган определил налогоплательщика как недобросовестного, что резко уменьшает возможность добиться в конечном итоге благоприятного результата, ожидать, что судья в этой ситуации предоставит обеспечительные меры, почти не приходится.

Правовые нормы, допускающие принятие таких мер, содержат указание, что суд может их принять, но не обязан (ч. 3 ст. 199; ч. 1 ст. 90 АПК РФ). Если же к этому добавить, что основания для их принятия имеют оценочный характер, то становится ясно, что данный институт насквозь пропитан судейским субъективизмом.

Так есть ли у собственника какая-либо возможность приостановить действие жерновов механизма бесспорного взыскания с него сумм налогов и пеней до решения арбитражным судом, кто прав — налогоплательщик или налоговый орган?

Отметим, что, используя рассмотренный в статье инструментарий, можно приостановить только обращение взыскания на имущество налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Он не затрагивает действий налогового органа по обращению взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках (ст. 46 НК РФ).

Но поскольку деньги в банке — это лишь один из всех возможных видов активов, а обращение взыскания на все остальное имущество происходит именно в рамках статьи 47 НК РФ, актуальность вопроса о противостоянии преждевременному разграблению имущества достаточно значима практически для любого налогоплательщика.

Итак, неисполнение требования об уплате недоимки по налогу и пеней (п. 4 ст. 101; абз. 2 ст. 70 НК РФ) в установленный срок служит основанием для обращения взыскания на денежные средства в банках по соответствующему решению налогового органа (ст. 46 НК РФ). В случае же недостаточности или отсутствия средств на счетах налогоплательщика или в случае отсутствия счетов

вообще налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7. ст. 46 НК РФ), о чем выносится решение, которое исполняет судебный пристав на основании направленного ему соответствующего постановления налогового органа (п. 1 ст. 47 НК РФ).

При обращении взыскания на имущество налогоплательщика налоговый орган создает два документа — решение и постановление. Как правило, по своему содержанию они мало различаются и зачастую даже идут под одними и теми же номером и датой.

Но если решение — лишь ненормативный акт налогового органа, то постановление обладает статусом исполнительного документа, служащим основанием для возбуждения приставом исполнительного производства (подп. 1—4 ст. 47 НК РФ; подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.

97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Источник: http://nalogoved.ru/art/1368.html

Обзор судебной практики по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в 2017 году

Взыскание по требованию судебных органов

Федеральной службой судебных приставов проведен анализ судебной практики по делам, связанным с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России, а также по защите имущественных интересов Службы в судах Российской Федерации в 2017 году.

При подготовке информации использованы данные ведомственной статистической отчетности о деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2017 году в сравнении с 2016 годом, а также сведения, представленные территориальными органами ФССП России в соответствии с приказом ФССП России от 11.01.2016 № 1 «Об утверждении Положения об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов».

Согласно данным ведомственной статистической отчетности в 2017 году на рассмотрении в судах Российской Федерации находилось 75 086 административных исковых заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (далее – заявления), из которых 3 874 удовлетворено. По сравнению с 2016 годом количество предъявленных заявлений увеличилось на 1,8 тыс. (2,5 %), вместе с тем количество удовлетворенных заявлений снизилось на 151 (3,7 %).

В целом количество заявлений по отношению к общему количеству исполнительных производств составляет одно заявление на 1 148 исполнительных производств, а одно удовлетворенное заявление приходится на 22 262 исполнительных производства. Для сравнения, в 2016 году подобное соотношение составляло одно заявление на 1 104 производства, из которых одно удовлетворенное заявление приходилось на 20 099 исполнительных производств.

Результаты анализа складывающейся в 2017 году судебной практики показали, что судами общей юрисдикции принято к рассмотрению наибольшее количество заявлений – 61 641 (2016 – 57 760), тогда как в арбитражные суды поступило – 13 445 (2016 – 15 496).

С постановлениями, действиями (бездействием) должностных лиц Службы чаще не были согласны должники – предъявлено в суды 39 324 заявления (2016 – 39 497), из них признано судом обоснованными 4,1 % или 1 651 заявление (2016 – 3,9 % или 1 560).

Взыскателями оспаривались действия (бездействия) должностных лиц Службы 31 846 раз (2016 – 29 518), из них признаны обоснованными – 5,3 % или 2 021 заявление (2016 – 7,1 % или 2 116).

Необходимо отметить, что в 2017 году сохранилась тенденция к сокращению количества заявлений, поданных органами прокуратуры – 842 (2015 – 3 938, 2016 – 1 384), а количество удовлетворенных судами заявлений составило 14,1 % или 119 заявлений (2015 – 8,9 % или 352, 2016 – 16,3 % или 226).

Из общего числа заявлений, принятых к рассмотрению судами Российской Федерации в 2017 году, наибольшее количество составили жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей (65 528 заявлений).

В большинстве случаев оспаривались: бездействие судебных приставов-исполнителей (20 642 заявления), действия по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора (7 543 заявления), постановления об окончании исполнительного производства (6 085 заявлений).

Действия (бездействие) судебных приставов по ОУПДС были предметом обжалования в рассматриваемом периоде по 52 делам.

Действия (бездействие) иных должностных лиц Службы оспаривались в судах в 9 506 случаях за 2017 год, при этом подавляющее большинство заявлений связано с реализацией полномочий по линии административной практики (5 691 заявление).

Анализ удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Службы показал, что лидирующее положение по-прежнему занимают заявления на бездействие судебных приставов– исполнителей (36 % от всех признанных судом обоснованными), с оспариванием действий судебных приставов-исполнителей по окончанию исполнительного производства и постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора – 8 %, с оспариванием действий по обращению взыскания на денежные средства – 6 %.

Согласно сведениям ведомственной статистической отчетности в 2017 году в суды Российской Федерации предъявлено 9 805исковых заявлений, вытекающих из деятельности службы судебных приставов, на сумму 12,5 млрд. руб., из которых удовлетворено 3 065 исков на сумму 377,6 млн. руб.

По сравнению с 2016 годом возросло количество предъявленных исковых заявлений на 1 198 (14 %) на фоне снижения общей суммы предъявленных исковых требований на 55,1 млн. руб. (51,5 %).

При этом, количество удовлетворенных судами Российской Федерации исков за отчетный период увеличилось на 428 (16,2 %), а сумма удовлетворенных исковых требований снизилась на 262,5 млн. руб. (41 %).

Проведенный анализ предъявленных к ФССП России и ее территориальным органам исковых требований свидетельствует, что основное их количество вытекает из деятельности судебных приставов-исполнителей – 5 817 исков или 59 % (2016 – 5240 или 61 %).

Структурный анализ удовлетворенных исковых требований показывает, что по количеству 64 % исковых заявлений связано с взысканием госпошлины и судебных расходов, возникших в результате удовлетворения судами заявлений на действия (бездействие) должностных лиц Службы.

В целом по итогам проведенной Службой в 2017 году работы по линии судебной защиты предотвращено взыскание с казны Российской Федерации денежных средств на общую сумму свыше 6 млрд. руб.

Кроме того, Службой активно велась работа по возврату денежных средств, взысканных с казны Российской Федерации и ФССП России, путем предъявления исков, в т.ч.

регрессных, к лицам, виновным в причинении вреда казне Российской Федерации; исков, вытекающих из материально-технического обеспечения Службы; исков о возмещении расходов, связанных с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации; исков о взыскании с истцов (заявителей) судебных расходов.

Так, в 2017 году в суды Российской Федерации Федеральной службой судебных приставов предъявлено 1 455 исков на общую сумму 395 399 тыс. руб., из которых 692 иска в порядке регресса на общую сумму 213 114 тыс. руб. и 206 исков на сумму 5 920 тыс. руб. в возмещение расходов, связанных с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.

Удовлетворено, в том числе частично, 612 исков на сумму 73 226тыс. руб., из которых 220 регрессных исков на 40 502тыс. руб. и 121 иск на сумму 3 649 тыс. руб. в возмещение расходов, связанных с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. В удовлетворении требований по 266 искам на сумму 63 317 тыс. руб. судом отказано, а также 89 исков на сумму 123 421 тыс. руб.

оставлено без рассмотрения или производство прекращено.

В качестве примеров полагаем возможным отметить следующие дела.

По возбуждению исполнительного производства

Правомерность возбуждения исполнительного производства на основании второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 №21-КГ17-3).

Источник: http://fssprus.ru/2513879/

Взыскания на средства Федерального бюджета

Взыскание по требованию судебных органов

Порядок предъявления исполнительных документов в органы Федерального казначейства

Документы, необходимые для исполнения судебного акта, направляются в орган Федерального казначейства на территории Алтайского края судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем почтовым отправлением либо непосредственно предоставляются взыскателем в орган Федерального казначейства.

Если документы передаются в орган Федерального казначейства самим взыскателем, либо его представителем, сотрудник Административного отдела органа Федерального казначейства делает отметку на копии представленных документов о получении исполнительных документов, затем передает копию взыскателю, а подлинники документов – ответственному сотруднику – исполнителю (в Профильный отдел), который направляет поступившие документы в Юридический отдел для проведения правовой экспертизы.

Сотрудник-исполнитель Юридического отдела принимает исполнительный документ с поступившими приложениями (документ, отменяющий либо приостанавливающий исполнение судебного акта или возобновляющий исполнение исполнительного документа).

Сотрудник-исполнитель Юридического отдела проверяет:

  • основание выдачи исполнительного документа – судебный акт (за исключением случаев выдачи судебного приказа);
  • отсутствие в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, действий обязывающего характера и иных, не входящих в компетенцию органа Федерального казначейства, кроме обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, средства бюджетных (автономных) учреждений;
  • срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законодательством Российской Федерации: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации “Об исполнительном производстве”;
  • наличие копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

В случае поступления в орган Федерального казначейства исполнительного документа, предусматривающего помимо обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений, иные действия, не входящие в компетенцию органа Федерального казначейства, исполнительный документ исполняется в части, предусматривающей обращение взыскания на денежные средства. По результатам проведения правовой экспертизы исполнительного документа и с учетом информации, поступившей из Профильного отдела, сотрудник-исполнитель Юридического отдела готовит заключение о соответствии либо несоответствии поступившего исполнительного документа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации и передает указанное заключение вместе с исполнительным документом в Профильный отдел. При наличии оснований для возврата исполнительного документа сотрудник-исполнитель Юридического отдела в заключении указывает правовые основания для его возврата взыскателю или в суд, выдавший исполнительный документ.

Информация о порядке определения на соответствие исполнительного листа и копии судебного акта судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Требования, предъявляемые к исполнительному листу.

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также – дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также – дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

б) для организаций – наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

8) Резолютивная часть судебного акта должна содержать требование о взыскании с должника денежных средств в пользу взыскателя

9) По каждому решению суда выдается один исполнительный лист, за исключением случаев:

а) если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также, если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению;

б) на основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков; в каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность.

10) Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

11) В случае предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа в исполнительном документе должно быть указано начало исчисления срока исполнения содержащихся в нем требований.

12) Исполнительные документы должны быть заполнены четко и грамотно. Помарки, исправления и дополнения в исполнительном документе не допускаются.

13) Исполнительный документ подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

14) В случае отсутствия судьи, председательствующего по делу, исполнительный документ заверяется подписями заместителя председателя или председателем суда и уполномоченным на то работником аппарата суда.

15) Исполнительный лист изготавливается на бланке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к заверению копий судебных актов.

Действующим законодательством Российской Федерации установлен порядок заверения копий судебных актов, на основании которых выдаются исполнительные листы.

1. Копии судебных постановлений должны быть засвидетельствованы подписью судьи, председательствовавшего по делу, и скреплены гербовой печатью.

В случае отсутствия судьи, председательствующего по делу, копии приговоров, решений, определений, постановлений заверяются подписями заместителя председателя или председателем суда или лицом, исполняющим его обязанности, либо судьей, осуществляющим дежурство в данный день, и уполномоченным на то работником аппарата суда.

2. На выдаваемой копии судебного постановления делается отметка о дате вступления его в законную силу или о том, что оно в законную силу не вступило.

3. Если копия изложена на нескольких листах, листы должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью. Образец заявления для физического лица Образец заявления для Юридического лица

Источник: http://altay.roskazna.ru/priem-obrashhenij/vzyskanie-na-sredstva-federalnogo-byudzheta/

Прокуратура разъясняет

Взыскание по требованию судебных органов

Согласно положениям Федерального закона от 02.10.

2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. В г.

Москве это Управление Федеральной службы судебных приставов, расположенное по адресу: г. Москва, Бутырский вал, д.5, а также его структурные подразделения в районных отделах судебных приставов и отделах судебных приставов в административных округах г. Москвы.

Для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства по взысканию алиментов необходимо представить исполнительный документ (исполнительный лист, выданный судом, установившим размер алиментов, или судебный приказ или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов), а также заявление взыскателя, то есть лица, которому будут перечисляться алименты на содержание ребенка.

Указанные документы подаются в отдел судебных приставов по месту жительства должника, месту его пребывания или местонахождению его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в течение 3 дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно требованиям действующего законодательства копии вышеуказанных постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются взыскателю, а также в суд или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Устранение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с положениями ст.

64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать взыскателя и должника; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций  и органов, получать от них объяснения, информацию, справки: проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, ему имущества самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел: устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации и.т.д.

При повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Это решение судебного пристава-исполнителя, также как и остальные решения, принимаемые в ходе исполнения требований исполнительных документов, оформляется в виде постановления.

Также постановлением оформляется и размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника.

В случае, если определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы взыскателя или должника, они вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (ч.4 ст.

102 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ.

Все действия (бездействие), а также постановления должностных лиц службы судебных приставов могут быть обжалованы в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие)  судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу-исполнителю, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя подается главному судебному приставу по субъекту Российской Федерации. В г. Москве им является Юсупов Ф.И., аппарат которого находится по вышеуказанному адресу.

Жалоба может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются. Форма и содержание жалобы установлены ст.124 данного закона.

Поданная жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее поступления. По результатам ее рассмотрения должностное лицо службы судебных приставов выносит постановление либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо о признании полностью или частично обоснованной.

Копия постановления не позднее 3 дней со дня принятия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с жалобой.

Статьей 128 предусмотрена возможность оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации.

В этой связи жалобы на действия (бездействие) и постановления судебных приставов-исполнителей могут быть поданы и в прокуратуру.

Согласно указанию Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.

2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, направляются в их адрес с контролем результатов рассмотрения.

Источник: https://www.mosproc.ru/m/about/prokuratura-razjasnjaet/?EID=1852

Приложение. Методические рекомендации по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений

Взыскание по требованию судебных органов

II. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

2.1. Статья 242.

2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об исполнительном производстве” условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ.

2.2. Согласно пункту 6 статьи 242.

2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июля 2006 г.

N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации” исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.

При поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона “Об исполнительном производстве” обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому оброзованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г.

N 200 “Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом” полномочия собственника имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества” утверждено Положение об учете федерального имущества, в котором определена процедура учета имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

Обязанность по учету федерального имущества в соответствии с указанным постановлением возлагается на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Учет имущества муниципального образования, составляющего казну муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления данного муниципального образования.

Для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (Приложение).

Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.

Источник: http://base.garant.ru/12161262/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий