Законно ли снятие с очереди на квартиру?

снятие с квартирного учета — четыре «грязные» схемы, которые любят использовать чиновники

Законно ли снятие с очереди на квартиру?

Первое место. Учет личного имущества супругов и дальних родственников

Эту простую и действенную схему чиновники давно поставили на поток.

Суть в следующем: тщательно проверяют ближнюю и дальнюю родню претендента на бесплатную квартиру, а как только находят у кого-то из них недвижимость, учитывают ее площадь при определении жилищных условий заявителя.

Неожиданной «прибавкой» может стать что угодно: от добрачной «однушки» бывшего зятя до деревенского дома тетушки из Урюпинска.

Как только общая квадратура достигает нормативов, очередника и его семью снимают с учета, ведь чтобы сохранить место в заветном списке, граждане должны действительно нуждаться в государственных метрах. Например, вообще не иметь своего угла либо ютиться в очень маленьком помещении (так, в Москве и области учетные нормы составляют не более 10 квадратных метров на человека в отдельной квартире и 15 — в коммунальной).

При этом власти старательно игнорируют тот факт, что реальный владелец найденных дополнительных «квадратов» зарегистрирован в другом месте и к жилищной очереди не имеет никакого отношения, а сами очередники не вправе пользоваться его имуществом.

Типичный случай приводит президент Гильдии юристов рынка недвижимости, адвокат Олег Сухов. Гражданка К. вместе с родителями живет в деревянном бараке и скоро получит квартиру от государства.

Ее супруг прописан в собственном коттедже, купленном задолго до свадьбы, и на социальные метры жены не рассчитывает. По закону, в такой ситуации личную недвижимость мужа нельзя брать в расчет, а значит, все должны остаться при своем.

Но департамент городского имущества города Москвы решает иначе и исключает нуждающихся из списка. Чтобы восстановиться в очереди, пострадавшим потребовалось идти в суд.

А вот еще более абсурдная история. Москвичка прописана в коммуналке вместе с двумя детьми, и с середины девяностых стоит в очереди на жилье. После 23 лет ожидания департамент внезапно ее «отчислил». Оказалось, работники мэрии приплюсовали к 34 «квадратам» заявительницы дом ее двоюродного брата площадью 180 квадратных метров.

В итоге на четверых человек по документам пришлось 214 «квадратов», и необходимость в улучшении условий за счет бюджета отпала. Однако бывшая очередница сумела убедить суд в том, что не вселяла брата в свою коммунальную квартиру, а значит, он не является членом ее семьи. Долями в праве собственности на недвижимость родственника ни истица, ни ее дети также не обладают.

В итоге распоряжение городских властей признали незаконным.

Второе место. Учет помещений, непригодных для проживания

Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела.

Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде.

Недавно участником подобного процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу.

Чиновники же, недолго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди.

Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.

Третье место. Завышение площади «коммуналки» за счет коридора

Следующий яркий образчик чиновничьей смекалки власти впервые «обкатали» в массовом порядке пару лет назад в Москве. Тогда бывшие ведомственные общежития начали целыми этажами переводить в коммунальные квартиры на 20−60 семей, а места общего пользования пропорционально делить между нанимателями.

В результате к метражу собственно комнат добавились «квадраты» коридоров, кухонь, санузлов и лифтовых холлов, и уже на эти несуществующие увеличенные помещения муниципалитет заключил договоры соцнайма.

По документам квартиросъемщики оказались полностью обеспечены жилой площадью и потеряли право получить отдельную квартиру.

Так, у обитательницы одной из столичных коммуналок, проживающей в 12-метровой комнате, после «коридорной реформы» вдруг появились лишние 10 «квадратов». На этом основании департамент городского имущества снял женщину с учета, а суды первой и второй инстанций с этим согласились.

Дело дошло до Верховного Суда, который занял сторону очередницы и отменил прежние вердикты. ВС РФ подчеркнул — своих жилищных условий с момента вселения истица фактически не улучшила, а приплюсованная часть коридора не делает ее менее нуждающейся в нормальном жилье.

Мэрии пришлось восстановить москвичку в очереди.

Четвертое место. Отказ из-за улучшения материального положения

— Новый Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, разрешил выдавать бесплатные квартиры только тем нуждающимся, которых официально признали малоимущими.

На практике это означает, что для получения социальных метров семья должна не просто жить в тесноте, но и не иметь ценного имущества, а также зарабатывать настолько мало, чтобы за 20 лет не суметь накопить на недвижимость.

Причем условие распространяется на все время стояния в очереди, — обращает внимание адвокат Олег Сухов. — Если через несколько лет после попадания в список заявитель устроится на хорошую работу и выберется из нищеты, его автоматически исключат.

Чиновники используют это правило в своих интересах. С одной стороны, вполне легально и очень активно отчисляют новых очередников. С другой — незаконно применяют изменившийся порядок к старым.

Дело в том, что по нормам ЖК имущественный ценз не распространяется на граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 года. Соответственно, и снимать таких людей с очереди лишь потому, что они поправили свое финансовое положение, нельзя. Тем не менее чиновники это делают.

Вопреки закону, здравому смыслу и многочисленным судебным решениям.

Свежий пример из Тульской области: супруги ждали квартиру с 1998 года, вдвоем проживая на 18,5 квадратных метрах. Прошлой осенью очередников вычеркнули из списка из-за того, что жена вышла на пенсию.

Местные власти посчитали, что теперь-то доходов семьи должно хватить на покупку жилья. Они, конечно, предсказуемо проиграли этот процесс, но нервов нуждающимся в улучшении супругам попортили изрядно.

Андрей Захарченко. Свободная пресса

Источник: https://adv-simfi.ru/snyatie-s-kvartirnogo-ucheta-chetyre-gryaznye-shemy-kotorye-lyubyat-ispolzovat-chinovniki.html

Снятие с жилищной очереди по закону – незаконно

Законно ли снятие с очереди на квартиру?

Всех жителей Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, волнует вопрос о продвижении в очереди по предоставлению им новых жилых помещений.

В связи с реновацией указанный вопрос стал невероятно обсуждаем, так как если дом расселяется по программе реновации, то проживающим в указанном доме гражданам, состоящим на жилищном учете, одновременно улучшаются жилищные условия (чего ранее предусмотрено не было).

Однако хотелось бы разобраться в следующем: каким образом указанная гарантия работает и будет ли она работать при обеспечении жилищных прав жителей Москвы?

В СМИ активно обсуждался Закон о реновации, да и до настоящего времени споры не утихают, при этом незамеченными остались поправки в ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон), внесенные Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. № 55 и вступившие в силу 9 января 2017 г.

, которые затрагивают жилищные права столичных жителей.

Старая редакция ч. 4 ст. 8 Закона
Согласно старой редакции ч. 4 ст. 8 Закона жители Москвы признавались нуждающимися в жилых помещениях, если проживали в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в Приложении № 1 к этому Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.

В силу этого приложения благоустроенные жилые помещения в Москве должны соответствовать следующему стандарту: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от материала стен.

Таким образом, если в жилом помещении, которое находилось в пользовании (собственности) жителя Москвы, не было хотя бы централизованного горячего водоснабжения, это жилье уже не могло учитываться при определении уровня обеспеченности жилым помещением указанного жителя Москвы.

Несмотря на такую редакцию Закона, Департамент городского имущества г. Москвы снимал с жилищного учета жителей столицы только лишь на основании того, что у них на праве собственности имелась, например, дача, которая по ошибке была задекларирована как жилой дом, или, что еще хуже, дом в глухой деревне без каких-либо коммуникаций.

Справедливости ради необходимо отметить, что такие дела имели положительную практику в суде, т.е. суды в подобных случаях удовлетворяли требования москвичей, восстанавливали их на жилищном учете. Однако, по статистике, из десяти снятых с жилищного учета в суд обращались двое – таким образом жилищная очередь в Москве и продвигалась.

ДГИ г. Москвы, зная, что подобные его действия судами признавались незаконными, все равно снимал с жилищного учета жителей Москвы по указанным основаниям, даже если они предоставляли в ДГИ сведения об отсутствии коммуникаций в принадлежащих им домах.

Новая редакция статьи
Скорее всего, в силу того что суды, как правило, удовлетворяли иски москвичей о признании незаконным снятия с жилищного учета «по причине наличия в собственности садового дома, дома без коммуникаций», ч. 4 ст. 8 Закона с 9 января 2017 г.

действует в новой редакции: «Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения».

Таким образом, если ранее при определении уровня обеспеченности не должны были учитываться любые дома, в которых отсутствовал хотя бы один вид коммуникаций, то после вступления в силу указанных изменений не должны учитываться только жилые помещения в многоквартирных домах, не имеющих коммуникаций. Это, я так понимаю, например, «бараки», которые имеют статус многоквартирного дома.

Считаю, что количество подобных жилых помещений в многоквартирных домах (без коммуникаций) невелико. Такие жилые помещения могут быть в поселках, деревнях. Соответственно, и иски в суды по таким делам, скорее всего, будут сведены на нет.

Каким образом на практике будут применяться положения ч. 4 ст. 8 Закона
С начала 2017 г. ДГИ г. Москвы начал «массово» снимать с жилищного учета жителей Москвы по причине наличия в собственности (пользовании) домов, дач.

Со стоящих на жилищном учете требуют заключения о непригодности жилого дома к проживаю, в противном случае ДГИ г. Москвы издается распоряжение о снятии с жилищного учета. В настоящее время по подобным делам решений суда пока еще нет.

Однако с учетом правила «закон обратной силы не имеет» считаю однозначным то, что применение указанных изменений в ч. 4 ст. 8 Закона к жителям Москвы, уже стоящим на жилищном учете, недопустимо.

Указанная статья Закона в действующей редакции может быть применена только при определении уровня обеспеченности граждан жилым помещением при постановке на жилищный учет, т.е. к тем жителям Москвы, которые встали на жилищный учет после 9 января 2017 г.

Неконституционность ч. 4 ст. 8 Закона, изложенной в новой редакции
На мой взгляд, имеются основания полагать, что ч. 4 ст. 8 Закона в действующей редакции противоречит Конституции РФ, а именно ст. 19 (равенство всех перед законом), ст. 40 (право на жилище).

Считаю, что нахождение в пользовании (собственности) жителя Москвы жилого помещения в многоквартирном доме без необходимых коммуникаций абсолютно равнозначно нахождению в его собственности просто жилого дома (дачи) без коммуникаций. Утверждение об обратном противоречит Конституции РФ.

Вывод
На сегодняшний день сложилась следующая ситуация. Вместо того чтобы при имеющихся сотнях решений о признании незаконными распоряжений Департамента городского имущества о снятии с жилищного учета изменить политику ДГИ, т.е.

не принимать заведомо незаконные распоряжения (а перед принятием распоряжения запросить информацию о наличии/отсутствии в доме необходимых коммуникаций), власти Москвы пошли по иному пути: проигнорировав положительную практику судов по указанному вопросу, изменили законодательство г.

Москвы и исключили возможность дальнейшего принятия положительных для москвичей решений судов по указанному вопросу.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/snyatie-s-zhilishchnoy-ocheredi-po-zakonu-nezakonno/

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Законно ли снятие с очереди на квартиру?

Пунктом 4 поручения Президента Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783 Генеральной прокуратуре Российской Федерации поручено провести проверку правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г.Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.

В мае 2014 г. Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Минстроем России создана рабочая группа по реализации права граждан на доступное жилье (далее – Рабочая группа).

В связи с многочисленными жалобами граждан и общественных организаций Рабочей группой проведен правовой анализ практики снятия с жилищного учета жителей города Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в предоставлении жилых помещений), и выявлены массовые нарушения закона и прав москвичей со стороны Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее – Департамент), во многих случаях необоснованно снимающего граждан с жилищного учета без предоставления жилья либо субсидии на его приобретение.

Даже после признания незаконности указанных действий судами (в т.ч. решениями Верховного Суда Российской Федерации), должностные лица Департамента продолжают их совершать и не несут за это никакой ответственности.

На данную проблему обращали внимание Уполномоченный по правам человека в г. Москве в своих докладах о соблюдении прав человека и гражданина за 2012 и 2013 гг.

и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания от 19 июля 2013 г.

на тему «Защита прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях», но надлежащих мер принято не было.

Анализ статистических данных Департамента за последние два года свидетельствует о почти двукратном сокращении семей очередников, обеспеченных жильем (соответственно 8958 семей в 2012 г.

и 4932 семьи в 2013 г.), а также значительном росте количества граждан, снятых с жилищного учета в связи с признанием их «не нуждающимися» в предоставлении жилья (2316 семей в 2012 г.

и 3388 семей в 2013 г.).

Рабочая группа обеспокоена тем, что при сохранении подобной тенденции уже в текущем году количество москвичей, снятых с жилищного учета без предоставления жилья, жилищные условия которых не улучшились, может превысить число получивших муниципальное жилье либо субсидии на его приобретение.

Наиболее распространенные основания необоснованного снятия очередников с жилищного учета либо отказа в предоставлении субсидии за счет средств бюджета г. Москвы на приобретение жилья сводятся к следующим:

– ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма;

– наличие в пользовании или собственности члена семьи жилого помещения, на которое не имеют самостоятельного права пользования остальные члены семьи – очередники;

– наличие у члена семьи деревенского, дачного либо садового дома, не отвечающего стандартам благоустройства жилых помещений в г. Москве, в т.ч. непригодного для проживания;

– при передаче бывших ведомственных общежитий в муниципальную собственность в состав комнат нанимателей включаются площади внутриподъездных нежилых помещений мест общего пользования;

– расторжение брака в случае, если жилищные условия очередников не улучшились, и одновременно не возникли основания принятия на жилищный учет бывшего члена семьи, не состоявшего на данном учете

– и др.

Подробнее:

1. Ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29) жители города Москвы снимаются с жилищного учета:

– при изменении жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений (принятые на жилищный учет до марта 2005 г.);

– при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях (принятые на жилищный учет после 1 марта 2005 г.).

а) незаконность снятия с жилищного учета очередников, принятых на жилищный учет до марта 2005 г.

Департамент неправомерно снимает с жилищного учета очередников, принятых на него до марта 2005 г., по основаниям, предусмотренным Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) очередники, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

, могут быть сняты с него лишь в случае получения жилья по договору социального найма по норме предоставления, а также при утрате ранее вышеназванной даты оснований, дававших право на получение жилья по договору социального найма.

Очередники, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 г., подлежат снятию с жилищного учета только по основаниям, перечисленным в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, и к ним не применяется принятый позднее Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.

Действовавшее до 1 марта 2005 г. законодательство не связывало постановку граждан на жилищный учет с их имущественной обеспеченностью. Учитывалось лишь проживание в жилье площадью менее учетной нормы, а проживающие в общежитиях принимались на жилищный учет независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст.

6 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Вводного закона к ЖК РФ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г.

принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (с 2005 г. также учитывается имущественная обеспеченность).

Источник: http://president-sovet.ru/documents/read/365/

Сняли с очереди на жилье, как восстановиться: что делать, причины и основания, судебная практика

Законно ли снятие с очереди на квартиру?

/ Жилищные споры / Улучшение жилищных условий / Как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий

Просмотров 147

Многие граждане нашей страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Для малообеспеченных семей это единственный выход из сложной жизненной ситуации.

Они тратят уйму времени на сбор документов, общение с чиновниками и постановку на учет в качестве нуждающихся. Но однажды планы могут рухнуть – и виной тому снятие с очереди на жилье.

Что делать в такой ситуации, куда обращаться? Юристов спрашивают, можно ли восстановиться на жилищном учете и получить желаемую квартиру?

Почти во всех случаях приходится оспаривать неправомерные решения государственных органов. Последние часто нарушают права граждан из-за искажения ситуации и вольной трактовки законов. Чтобы отстоять свои права нужно знать о причинах снятия с очереди, а также учитывать порядок восстановления законного права на жилье. О том, что делать – читайте нашу статью.

Какие основания для снятия с очереди?

Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.

Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.

В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:

  • Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
  • Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
  • Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
  • Перечисление заявителю бюджетных средств. Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
  • Предоставление земельного участка под ИЖС. Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
  • Недействительные сведения при постановке на учет. Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.

Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.

Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ.

Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию.

Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.

Пример:

Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий.

Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова.

Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа.

Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.

И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.

Восстановление в очереди на жилье

Об исключении из очереди на жилье заявителям должны сообщить. Такие действия поручены органу, который регистрировал семью на жилищном учете. Например, в Москве – это Департамент городского имущества (ДГИ).

Важное значение играет дата постановки на учет. Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года осуществляется не по всем основаниям ст. 56 ЖК РФ. Очередники этой даты претендуют только на социальное жилье – жилплощадь нельзя заменять субсидией. Денежную помощь получают те, кто встал на очередь с 2005 по 2017 год. Остальные отказы можно и нужно обжаловать.

Пошаговое руководство

Что делать тем, кого сняли с очереди на улучшение жилищных условий?

Этапы по восстановлению прав на жилучет:

  1. Получить уведомление об исключении из очереди на жилье. Обычно уведомления направляют почтой. Если заявитель подавал заявку через Госуслуги или электронную почту, извещение может прийти на e-mail (см. в настройках Личного кабинета). Для примера, военнослужащие могут отследить изменения по личному номеру в онлайн-сервисе на сайте Минобороны РФ.

Если уведомление не пришло, нужно обратиться в орган, ставивший вас на учет, например – в районную Управу или департамент городским имуществом. Потребуйте, чтобы вам прислали официальное извещение – на это отводится 10 дней, после чего на ваш адрес придет письмо.

  1. Определить причину снятия с очереди. Чиновники всегда указывают основание, а также пункт ст. 56 ЖК РФ. Исходя из этих данных можно выстраивать позицию защиты. Если основание неприменимо, а решение незаконное – обращайтесь с жалобой к начальству ДГИ или напрямую в суд.
  2. Написать жалобу вышестоящему руководству. Подав жалобу, вы будете иметь козырь для дальнейших разбирательств. Даже если высшее начальство ДГИ не удовлетворит вашу просьбу, отказ в восстановлении можно приобщить к судебному делу.
  3. Составить и подать иск. Административный иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Ответчиком будет тот орган, который снял вас с очереди на жилье. Наименование жилищного органа можно взять из уведомления в ваш адрес.
  4. Участие в судебных заседаниях и экспертизе. Рассмотрев исковое заявление и требования истца, суд приглашает стороны в зал заседаний. На повестку дня выносится текущий спор об исключении очередника из списка нуждающихся. При необходимости суд назначит повторное заседание, например – в случае проведения экспертизы или запроса дополнительных сведений.
  5. Получить выписку из судебного постановления. Копию можно взять у секретаря судебной канцелярии.
  6. Восстановиться в очереди на жилье или субсидии. Имея постановление суда, нужно вновь обратиться в департамент и написать заявление о восстановлении в очереди. Порядковый номер и дата заявителя сохранится. Вас не могут отбросить дальше прежнего срока, т.к. снятие с учета было признано неправомерным.

Образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий

Исковое заявление (жалоба) оформляется в соответствии со ст. 131—132 ГПК РФ. Истец должен указать все заслуживающие внимания факты.

Иск о восстановлении отражает следующую информацию:

  • наименование судебного органа, где рассматривается спор;
  • ФИО истца, адрес и контакты;
  • наименование ответчика – полное название жилищного органа, который принял решение снять истца с очереди на квартиру;
  • цена иска — как правило, 300 рублей;
  • название документа – по центру;
  • обстоятельства дела: данные об истце, его статусе, семье, имеющейся недвижимости, документах;
  • сведения о постановке на жилищный учет: на каких основаниях и когда;
  • дата и основание снятия с учета;
  • несогласие с решением ответчика: указать, почему не согласны, привести ссылки на статьи, реальные характеристики жилусловий, свою версию произошедшего и т.д.
  • просьба – рассмотреть иск по существу, восстановить в списках очередников, предоставить жилое помещение по договору соц найма;
  • приложения-документы;
  • дата подачи иска;
  • подпись истца + расшифровка.

Список документов

Не считая самого иска, заявитель должен предоставить документацию к рассмотрению судом. Документы нужны для подкрепления своей позиции вескими аргументами.

Список может быть следующим:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • копия паспорта;
  • доверенность – если судебные тяжбы доверены представителю исключенного из списков очередника;
  • документы на жилплощадь – о приобретении, о регистрации, о перепланировке и т.д.
  • выписка из домовой книги;
  • справки из соцзащиты, с места работы, учебы, службы, отбывания наказаний;
  • медицинские заключения, в том числе о повторном обследовании (например, если основанием для снятия с учета является отсутствие инвалидности);
  • копия жалобы в адрес жилищного департамента;
  • копия уведомления о снятии с очереди на жилье;
  • прочие документы.

Согласно правилам, документация на восстановление подается в виде копий. Исключение – для квитанций об оплате госпошлин за подачу иска (оригиналы). Однако на заседании нужно иметь при себе подлинники всех копий.

Сроки

Очереднику дается ровно 3 месяца с целью подачи жалобы на отказ государственного органа. Отсчет начинается с момента получения извещения. Старайтесь проверять место в очереди хотя бы раз в год. Случается, что соискателей исключают из списков, но уведомления до них не доходят.

После того, как истец подаст иск, начинается отсчет времени на его рассмотрение. Суд принимает решение в течение 5 рабочих дней. Далее, вас известят о возбуждении гражданского производства или о непринятии иска. Первые слушания будут назначены не ранее чем через 30 дней. За это время можно собрать доказательства и подготовиться к делу, например – привлечь юриста.

Судебная практика

Споры о восстановлении в очереди на жилье являются распространенными, но довольно сложными. Практика такова, что решение выносят с учетом обстоятельств – далеко не факт, что суд встанет на сторону истца, или, наоборот, согласится с позицией ответчика.

Трактовка зависит от конкретной ситуации:

  1. Основной критерий – статус малоимущего. Если семья увеличит доходы, получит имущество и улучшит условия своего проживания, суд не удовлетворит исковые требования.
  2. Если учетная норма на человека менее 10 кв. метров, но граждан все равно сняли с учета, суд отвергнет основания ответчика. Расчеты ведут от нормы предоставления, т.е. не менее 18 кв. метров.
  3. Отказ от наследства/дарения не входит в число оснований для исключения человека из очереди на жилье. Имущество может быть попросту невыгодным, например – совместно с долгами и кредитами умершего.
  4. Суд удовлетворит иск о восстановлении, если в качестве оснований для отказа было наличие садового дома. Дачи непригодны для постоянного проживания. Обычно в таких случаях назначают строительно-техническую экспертизу. Она установит, является ли садовый домик жильем или это нежилая постройка. Во втором случае решение ДГИ признается судом необоснованным.

Сложность дел о восстановлении статуса очередников в противоречивости доказательств. Чиновники могут сообщить вам об одном основании, а на деле исключат из очереди по другой причине. Опровергать подобные доводы крайне сложно. Но по факту можно ссылаться на ненадлежащее уведомление с причиной отказа.

Пример:

Пресненский районный суд г. Москвы рассматривал дело о снятии семья с жилучета.

Истцом являлась мать, которая в 1992 году вместе с тремя детьми была поставлена на учет как нуждающиеся в жилье. 7 января 2018 года им пришло извещение о том, что они исключены из списка очередников. По мнению Департамента, семья не испытывает нужды в улучшении жилищных условий. Якобы норма предоставления не нарушена.

Семье принадлежат две квартиры – сестры и бабушки, однако указанные лица не стоят на жилучете. С доводами администрации истица на согласилась. Она сообщила, что указанные квартиры находятся в собственности родственников.

Ни истица, ни ее дети не зарегистрированы в жилых помещениях, а также не проживают совместно с родственниками.

Суд внимательно изучил обстоятельства и счел решение ДГИ незаконным. Администрация не имела права снимать семью с учета, поскольку условия их проживания не улучшились.

На долю каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, в то время как норма предоставления жилья – 18 кв. метров. Квартиры третьих лиц не влияют на изменение жилусловий очередников.

Суд постановил восстановить истицу и ее детей в списках нуждающихся в жилье.

Обжалование решений госорганов – непростой и длительный процесс. Когда снимают с учета, нужно подготовить возражения, учесть процессуальные сроки, форму жалоб и исковых заявлений, а также отстоять свою позицию в суде. Дело о восстановлении статуса не ограничивается знанием основ ЖК РФ. Региональные особенности и нормативы могут отличаться.

Вероятно, в вашем случае придется взаимодействовать с городской Управой, УВД, прокуратурой и Следственным комитетом – а это уже сложнее. Желательно получить консультацию нашего юриста.

Совместно с ним вы сможете проанализировать ситуацию и понять, что делать для восстановления в очереди. Оснований предостаточно, и нужно действовать с учетом их специфики.

О тонкостях такой защиты вам расскажет юрист, он же ответит на имеющиеся вопросы.

Источник: http://law-divorce.ru/kak-vosstanovitsya-v-ocheredi-na-uluchshenie-zhilishhnyh-uslovij/

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия разделения и переоформления очереди

Законно ли снятие с очереди на квартиру?

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделение и переоформление очереди регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь, Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение).

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае:

1. если отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства; 2.

выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений; 3.

прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 4. представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; 5.

подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 6. непредставления в соответствии с пунктом 30 Положения необходимых документов; 7.

добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека с использованием льготного кредита.

При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 8. отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г.

гражданину в соответствии с абзацем восьмым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 9. отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования);

10.

выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.

https://www.youtube.com/watch?v=5EQHoLXDQsk

По письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия с представлением документов.

Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак. По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится: объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них; разделение очереди членов, бывших членов семьи. Гражданин при подаче заявления об объединении или разделении очереди должен представить документы, названные в подпункте 13.1 пункта 13 Положения. Документы, указанные в подпунктах 13.7 и 13.8 пункта 13 Положения, прилагаются к заявлению в зависимости от оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.

Если в период пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Источник: https://centr.minsk.gov.by/sfery-deyatelnosti/stroitelstvo-i-blagoustrojstvo/zhilishchnaya-politika/928-osnovaniya-dlya-snyatiya-grazhdan-s-ucheta-nuzhdayushchikhsya-v-uluchshenii-zhilishchnykh-uslovij-usloviya-razdeleniya-i-pereoformleniya-ocheredi

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий