Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?

Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье

Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?

Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.

Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.

Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.

Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации.

В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья.

Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.

Консультация юриста: Возмещение стоимости проезда в военные санатории

В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один – по достижению предельного возраста.

По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности.

Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать.

Причем, он мог ждать и в служебном жилье.

Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах.

Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел.

Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.

Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником.

“В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.

Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.

Консультация юриста: Продление отпуска заболевшему военнослужащему

“К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.

В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт.

Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.

До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Но, как говорится в том же пункте, “при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

Источник: https://rg.ru/2015/11/07/uvolot-site.html

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?
Doc388УчастникСообщения: 34 Зарегистрирован: 01 фев 2006, 13:45Откуда: Санкт-ПетербургПоблагодарили: 2 раза

Непрочитанное сообщение Doc388 » 29 апр 2007, 01:03 #1

Уважаемые коллеги и друзья по несчастью-иначе ситуацию не назовешь: предлагаю обсудить тему увольнения с оставлением в списках очередников на получение жилья при части.

А таких сейчас много набралось Что возможно предпринять в данной ситуации, кроме простого ожидания милости от МО? Что необходимо сделать в данной ситуации обязательно? Чего не делать?
Заранее всем большое спасибо за участие!

mike1965Заслуженный участникСообщения: 1389 Зарегистрирован: 13 апр 2007, 17:38Благодарил (а): 25 разПоблагодарили: 260 раз

Непрочитанное сообщение mike1965 » 29 апр 2007, 07:08 #2

Quote (Doc388)
А таких сейчас много набралось Что возможно предпринять в данной ситуации, кроме простого ожидания милости от МО? Что необходимо сделать в данной ситуации обязательно? Чего не делать?

Скажу, как бы я действовал на Вашем месте. 1. Надо регулярно официально запрашивать списки очередников в части и желательно – в КЭЧ. 2. Надо сравнивать текущие и предыдущие списки и вычислять тех, кто прыгает через Вашу голову. 3. Регулярно проверяем прыгающих через Вашу голову на законность.

Запрашиваем насчет таких разъяснения командования, проверяем через своего адвоката эти данные и при малейшем подозрении о незаконности – в суд. Вообще, думаю, что в суд придется обращаться даже для истребования списков очередников. Т.е. суд станет Вашим вторым “местом работы”…

Запросы в часть и в КЭЧ надо делать письменные, скорее всего почтой с доставкой и с нотариально заверенной описью вложения. Это для того, чтобы были основания для обращения в суд.

Очень часто оставшихся в списках очередников пытаются лишить дополнительных метров (полковников, командиров отдельных частей, преподавателей военных вузов…). Мотив: “Вы же уже не военный преподаватель, а гражданский”.
Это тоже – беззаокние. Обращайтесь в суд и право на Ваши дополнительные метры будет восстановлено.

И еще хочу обсудить один важный аспект увольнения с оставлением в списках очередников. У нас многие так увольняются, удерживая на законных основаниях хорошее служебное жилье (отдельные квартиры в Центре).

Логика: командование заинтересовано предоставить таким постоянное жилье по-закону, чтобы те освободили служебное жилье. Однако представим себе такое развитие событий. 1. Часть переводится из Центра в Тьмутаракань (сейчас – типовое явление).

В этом случае служебное жилье может потерять статус служебного и людям могут предложить переехать в Тьмутаракань на новое служебное жилье. 2. В Тьмутаракань также едет и очередь части. Поэтому получает квартиру оставшийся в списках очередников не в Центре, а в Тьмутаракани.

Вопрос: можно ли как-то законно бороться с этим беспределом? Какие статьи закона защищают людей здесь?

Словом, я приветствую обсуждение этой ветки. Некоторые мои сослуживцы, уволившиеся с оставлением в списках очередников, уже получили жилье по программе 15+15. Все они увольнялись по льготным основаниям (пределка или здоровье).

Ходят слухи, что такие после увольнения становятся внеочередниками. Насколько это верно?

Уж чего ИМХО железно делать не стоит, это увольняться после 20 календарей, например, по неподписанию контракта…

Такие ИМХО точно останутся только в общей очереди.

Doc388УчастникСообщения: 34 Зарегистрирован: 01 фев 2006, 13:45Откуда: Санкт-ПетербургПоблагодарили: 2 раза

Непрочитанное сообщение Doc388 » 31 май 2007, 22:28 #4

ОК! Все понял! Уточняю ситуацию, может, у кого будет интересная мысль: с ноября 2006 г – военный пенсионер с оставлением в списках очередников при части, уволен по окончании контракта, новый подписывать не стал, имея 20 календарей, требовал увольнения после предоставления жилья в 2005 г.

Однако по прошествии времени после известного изменения Закона “О статусе…”. вариант с увольнением без предоставления жилья стал возможен, чем командование и воспользовалось.

Знакомые юристы оценили ситуацию с перспективами по опротестованию увольнения в судах бесперспективными Есть ли какие-либо варианты? Спасибо всем ответившим! BFG9000Активный участникСообщения: 163 Зарегистрирован: 06 июл 2007, 14:11Откуда: МОПоблагодарили: 7 раз

Непрочитанное сообщение BFG9000 » 06 июл 2007, 14:41 #5

Исходные данные: Подполковник, разлив в смысле выпуск – лето 1998г. Т.е. контракт после 01.01.98 года. Служу в ЗВГ (Моск.обл). Есть служебная квартира, по нормам. ВВК – кат.”В” – ограниченно-годен к в/с истекает в феврале 2008.

Сейчас пишу рапорт на увольнение по здоровью. Встал вопрос.

Вар1. Увольняться с оставлением в очереди, жить в служебной квартире, периодически попинывать КЭЧ с жилкомиссией и спокойно работать уже на благо собственной семьи.

Не оглядываясь при этом на гл.33 УК РФ.

Вар2. Увольняться после получения квартиры, что может затянуться на несколько лет. И опасно остаться вообще без всего. Перевод, передислокация и т.п. и т.д. Что меня не устраивает ни в коей мере.

Играть в “10”, как предлагается молодежи – не резонно, особенно в преддверии нового года. По слухам, новогодние изменения в “Статусе..” коснуться большей частью первой очереди (контракт до 1998г.). Но рабочую группу от МО по внесению этих изменений МинФин жестко прессует лимитами финансирования.

Мой прогноз на пару лет – ГЖС в зубы, и МО считает тебя обеспеченным жильем. Это грустно, т.к. затронет тех кто остался служить, и равносильно кидалову. Впрочем, справедливости ради, до 80-х годов военным никто и не обещал собственного жилья.

ИМХО, вариант под номером 2 – отпадает, по крайней мере для меня лично.

Вопрос о фразе из рапорта о предоставлении жилья по месту службы. Место – что имеется в виду (МВО, гарнизон, район, обл., ЗВГ и т.п.)? Какие есть особенности для Подмосковья. Чем этот вопрос урегулирован? Естественно интересует вариант получения жилья в ближайшем Подмосковье. На Москву – денег не хватит

Насколько я понимаю, алгоритм действий по варианту 1, такой: 1) Постановка во ВНЕОЧЕРЕДНУЮ очередь (что говорит судебная практика?) 2) Выписка из жилкомиссии с моим номером в списках. Как вариант – перечень всех внеочередников, но без “приватной информации” – номера и ФИО достаточно чтобы набить морду в случае чего.

3) Коньяк в КЭЧ, для налаживания взаимодействия и взаимопонимания. Думаю этому поспособствует БЛАНК иска о пересмотре решения жилкомиссии. 4) Приказ об увольнении

5) Ожидания квартиры положенной площади в избранном месте.

Либо дождаться выделения такой квартиры какому-нибудь мохнаторукому, отсудить ее скорее всего не выйдет по времени, но получить решение суда о выделении следующей квартиры мне наверное реально.

Это все теория. Тут (на форуме), обилие практиков. Я сейчас сам юридическое получаю, но теория без практики в наше время мало что значит. Без адвокатов полюбому не обойтись, но и побороться за правое дело самому – для меня важно. Опять же практика.

Никто не прорабатывал вариант как взять за мягкое место довольствующие органы (КЭЧ) и жилкомиссию, чтобы не остаться с разбитым корытом при таком раскладе увольнения? Ведь достаточно много людей сейчас получают служебное жилье, хотя и некоторым из них давно положено постоянное.

Quote

Диалог в УРЖП в 2006 году – вы служите тут, а квартиру хотите там, как вы на службу будете ездить? – так мне давно положено постоянное жилье, у меня выслуги – столько не живут! – ну вы же не увольняетесь? Вот будете увольняться – тогда мы вас рассмотрим..
Для сравнительной работы над своим рапортом был-бы благодарен mike1965 за обезличенный вариант рапорта на увольнение. Дальше меня не пойдет, обещаю. Ваш юрист обижен не будет. По всей видимости сам к ним пойду.

______________________________________________________________
Знание – это не то, что ты не забыл, а то, что ты постоянно вспоминаешь

mike1965Заслуженный участникСообщения: 1389 Зарегистрирован: 13 апр 2007, 17:38Благодарил (а): 25 разПоблагодарили: 260 раз

Непрочитанное сообщение mike1965 » 07 июл 2007, 18:31 #6

Так я вроде как тайн из своего рапорта не делаю:

http://www.prizyvnik.info/forum/showthread.php?t=7752

А вот здесь еще один аналогичный рапорт, составленный на основе моего:

/viewtopic.php?f=25&t=436

Но этот рапорт для контрактника-сержанта. Им больше повезло, чем нам. В отличии от офицеров, контрактники-сержанты подлежат безусловному (без всяких рапортов с их стороны!) увольнению при признании их ВВК ограниченно годными к военной службе по категории “В”.

Ну а к юристу лично я бы сходил. У многих офицеров при увольнении возникает куча тонкостей, грамотно учесть которые может только хороший юрист. И слушать Кота ИМХО надо с оглядкой на его ситуацию: Кот уже профессионал не только в военном деле (имеет статус участника боевых действий!), но и в юриспруденции (несмотря на то, что еще студент юрвуза).

DimonАктивный участникСообщения: 114 Зарегистрирован: 08 июн 2007, 16:51Благодарил (а): 16 разПоблагодарили: 5 раз

Непрочитанное сообщение Dimon » 08 июл 2007, 11:52 #7

BFG9000 расшифруйте, пожалуйста, что Вы имели в виду, говоря: «Играть в “10”, как предлагается молодежи – не резонно, особенно в преддверии нового года. По слухам, новогодние изменения в “Статусе..” коснуться большей частью первой очереди (контракт до 1998г.)»? Уже много раз слышал об этом, но никак не могу уловить суть проблемы.

BFG9000Активный участникСообщения: 163 Зарегистрирован: 06 июл 2007, 14:11Откуда: МОПоблагодарили: 7 раз

Непрочитанное сообщение BFG9000 » 09 июл 2007, 08:15 #8

2 mike1965
Судя по всему вы тоже двигаете военную науку
За рапорт спасибо Если рассматривать рапорт как квинтэссенцию требований при увольнении, то тут важна точность формулировки. Чтобы потом не было мучительно больно. Потому я и собираю варианты рапортов. У Кудашкина в книге например тоже форма рапорта достаточно жесткая.
Ну у вас я так понимаю проще, вы и служите в Москве, и жилье там-же хотите. Москва сама себе гарнизон. А вот как быть с Подмосковьем? Я так и не уразумел, что на практике означает МЕСТО СЛУЖБЫ… Если я хочу получить жилье на другом конце области, в Нахабино скажем или еще где, но только не в военном городке где сейчас приходится обитать.. Это место в рапорте указывать как ВЫБРАННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА или все таки всю Московскую область можно считать за МЕСТО СЛУЖБЫ. Понятно, что скорее всего я остановлюсь на варианте явного указания на населенный пункт, но хотелось бы с этим разобраться окончательно.

2 dimon Если вопрос о “10” – проблема, имхо, в том что ДО момента обеспечения жильем вы являетесь действующим военнослужащим. Перевод в другую часть, передислокация самой части – тут не спрашивают мнения в/с. Если нет в решении суда точного указания на МЕСТО получения жилья – пиши пропало, в Урюпинске могут обеспечить жильем на порядок быстрее чем в Центрах.

Опять же вопрос на счет действия на такого “добровольного служаку” ИЗМЕНЕНИЙ в законодательстве. Если изменят форму обеспечения (например давать только ГЖС), то удасться ли отстоять свое право пользоваться старым законодательством, действовавшем на момент написания рапорта.

С учетом нарушения статуса кво судебной системы, никто не застахован от судебных решений согласно мудрым указаниям исполнительной власти. ИМХО при увольнении ставки достаточно высоки, чтобы так поднимать планку риска. Можно бороться при неизменных правилах. Когда правила начинают меняться по ходу дела в интересах одной стороны – финал ясен. Я могу понять “отцов – командиров”.

Задачи поставленные перед частью с них никто не снимал, и аргументы типа “.. не выполнено, потому что..” на верхах воспринимаются однозначно – “не справился с возложенной задачей”. Люди бегут. И с каждым годом все быстрее и быстрее. Сейчас в армии на лицо проблема перехода опыта от поколения к поколению. Но это не в коей мере не оправдывает подлости, которые выдумывает военная бюрократия.

Всё вышеуказаное – мое личное мнение. Если вопрос о “..новогодних изменениях Статуса” – то .. За все время моей службы при изменениях законодательства НИ РАЗУ не было УЛУЧШЕНИЯ. С каждым разом все режут и режут льготы. И я на 99.9% уверен, очередные изменения что-то уберут, и скорее всего по жилью. Как вариант – право собственности.

Вокруг этого было сломано столько копий, вплоть до решения Конституционного Суда, что мне кажется им проще всего отменить это право.

С точки зрения власти – чем дешевле им будут обходиться ВС – тем лучше. Жилье – самый спорный момент. И сдается мне – как апофеоз (или относительно далекая перспектива) такого правового регулирования – уберут предоставление жилья военным по увольнении.

Пока служишь – живи в служебной, уволился – езжай туда, откель приехал. Не думаю что это сделают явно (ибо грозит бунтом), скорее всего очередь на получение такого жилья растянут на пару десятков лет. И все.

Прям какой-то Апокалипсис нарисовался . Оптимизм – это хорошо, но будем реалистами

______________________________________________________________
Знание – это не то, что ты не забыл, а то, что ты постоянно вспоминаешь

mike1965Заслуженный участникСообщения: 1389 Зарегистрирован: 13 апр 2007, 17:38Благодарил (а): 25 разПоблагодарили: 260 раз

Непрочитанное сообщение mike1965 » 10 июл 2007, 08:49 #9

Источник: http://voensud.ru/obshchie-problemi-po-jilu-f69/ojidanie-jilya-v-spiskah-ocherednikov-posle-uvolneniya-t1465.html

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц

Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?

В соответствии с требованиями действующего законодательства военнослужащий, изъявивший желание уволиться с военной службы без предоставления жилья, но с оставлением его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть уволен с учетом этого его желания. Изменение намерений военнослужащего относительно способа обеспечения жильем после его представления к увольнению не влечет приостановление процедуры увольнения и восстановление на военной службе (N 1н-297/2001 от 17 января 2002 г.).

В. обратился к командованию с рапортом о досрочном увольнении с военной службы ввиду существенных и систематических нарушений в отношении него условий контракта. При этом он просил не исключать его из списков военнослужащих части, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим кадровые органы подготовили и направили вышестоящему начальнику представление об увольнении В. Однако указанное представление было возвращено без реализации, поскольку заявитель на тот момент не был обеспечен жильем. После этого В. в очередном рапорте просил досрочно уволить его с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

После того, как документы на увольнение заявителя вновь были направлены вышестоящему командованию, он за 20 дней до издания приказа об увольнении изменил свою позицию относительно порядка обеспечения жильем и попросил предоставить ему жилое помещение до исключения из списков личного состава части.

Однако, несмотря на это, В. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части без предоставления жилья, но при этом оставлен в очереди офицеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Московского гарнизонного военного суда В. было отказано в восстановлении на военной службе до обеспечения жильем.

Определением окружного военного суда указанное решение отменено и по делу вынесено новое решение, согласно которому командованию предложено восстановить В. в списках личного состава части до обеспечения его жилым помещением.

Президиум окружного военного суда отклонил протест председателя суда, в котором ставился вопрос об отмене кассационного определения и об оставлении без изменения решения гарнизонного военного суда.

Военная коллегия, рассмотрев дело по протесту ее председателя, решения судов кассационной и надзорной инстанций отменила и оставила в силе решение гарнизонного военного суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным действующим законодательством, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Согласно пункту 13 статьи 15 того же Федерального закона указанные военнослужащие не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, В.

дважды обращался к командованию с рапортом о досрочном увольнении с военной службы ввиду существенных и систематических нарушений в отношении него условий контракта, выразившихся в необеспеченности квартирой в течение трех месяцев со дня прибытия к новому последнему месту службы. При этом В. просил оставить его в списках очередников на получение жилых помещений по указанному месту военной службы.

Получив сначала отказ в досрочном увольнении именно ввиду необеспеченности жильем, В. продолжал настаивать на своем увольнении, в том числе и после изменения позиции относительно порядка жилищной проблемы.

При таких обстоятельствах, а, также учитывая положения пункта 3 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, у командования не было законных оснований для отказа В. в досрочном увольнении с военной службы.

Поскольку незаконным и необоснованным такое увольнение признано быть не может, основания для восстановления В. в списках личного состава части, то есть, на военной службе, также отсутствуют.

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/680987?print=1

Нужно ли при увольнении писать рапорт на оставление в списках очередников на получение жилого помещения?

Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?

Суть вопроса
Законодательство
Канцелярская кухня воинской части
Судебная практика
Выводы
Практические рекомендации

Суть вопроса

Военнослужащие, которые имеют выслугу лет 20 лет и более, признанные нуждающимися в получении жилого помещения, увольняемые по окончанию контракта (то есть, не по так называемому «льготному» основанию), подлежат увольнению с исключением из списков части, но с оставлением в списках очередников.

Есть и другие случаи, когда военнослужащий может быть уволен с исключением из списков части, но с оставлением в списках – например, когда увольнение производится по льготным основаниям (ОШМ, достижение предельного возраста или по состоянию здоровья), однако военнослужащий выбрал место жительства, отличное от места службы.

На одном из форумов возникла дискуссия, о том, должен ли военнослужащий писать рапорт на оставление его в списках очередников (для военнослужащих Министерства обороны – в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения)?  

Один из участников дискуссии полагает, закон предусматривает невозможность исключения военнослужащего из списков очередников без согласия самого военнослужащего, следовательно, нет нужды в таком рапорте.

Законодательство

Обратимся к закону.

Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон), военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действительно, буквальное толкование закона означает, что для исключения из списка очередников на получение жилого помещения необходимо согласие самого военнослужащего. А такое согласие однозначно может быть выражено только путём подачи соответствующего рапорта, который должен быть приобщен к личному делу военнослужащего, а ссылка на такой рапорт должна быть в приказе на увольнение.

Канцелярская кухня воинской части

Формально – всё так.

Но давайте попробуем разобрать всю канцелярскую кухню воинской части.
Итак: вы не написали рапорт на оставление в списках очередников. С вероятностью, близкой к 100%, в приказе об увольнении ничего не будет написано об оставлении вас в списках очередников.

А кто будет сочинять эту фразу в отсутствие рапорта? Идём далее.

На беседе с командиром вы, желая добиться максимальной реализации ваших прав (что естественно), даже безо всяких оснований для этого, заявляете, о том,  что просите не увольнять и не исключать из списков части до обеспечения жилым помещением или субсидией. Ну, на всякий случай.

(Кстати, военнослужащий, топик стартер на упомянутом форуме, именно такую возможность  — просить в рапорте не исключать его из списков части — предполагает). Тогда дело совсем безнадежное — в случае возникновения спора, именно на это и будут ссылаться оппоненты: желал остаться в списках личного состава части, а не в списках очередников!

Судебная практика

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-9894/2015

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, С.А.А.

за время прохождения военной службы, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался, жилищную субсидию не получал. Выписка из приказа N — от — указания на увольнение с предоставлением жилья либо жилищной субсидии также не содержит.

Доказательств того, что при увольнении С.А.А. ходатайствовал об оставлении его в списках очередников на получение жилья и соответственно не выполнения командованием воинской части действий для удовлетворения данного требования, истцом также не представлено.

Не содержит указания на увольнение истца с оставлением в списке очередников и выписка из приказа N — от —.

При таких обстоятельствах, учитывая также, что С.А.А.

увольнение без предоставления жилья и без оставления в списке нуждающихся в его получении не обжаловалось, а также учитывая, что рапорт истца об увольнении и зачислении в запас с условием об оставлении в указанном списке в материалах дела не имеется, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика по снятию истца с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с согласием на увольнение без обеспечения жильем незаконными не имеется ввиду непредоставления доказательств в подтверждение обратных обстоятельств.

Поскольку сведений об обращении истца с рапортом об оставлении его в списках очередников при исключении из списков личного состава части либо с просьбой не исключать его из списков личного состава части до предоставления жилья в материалах дела не имеется, …то оснований не согласиться с отказом суда в удовлетворении заявленных С.А.А. исковых требований коллегия, вопреки доводам жалобы, не усматривает.

Почитать определение полностью

Выводы:

Насколько законно это определение? Нет смысла об этом рассуждать, главное – что оно есть. Весьма свеженькое. Поэтому вывод может быть такой: формально писать такой рапорт вы не обязаны, закон вас (вроде бы) защищает, но если есть хоть немного чувства самосохранения, обязательно пишите такой рапорт.

Практические рекомендации

Если вы решили увольняться с военной службы, признаны нуждающимся в получении жилого помещения, право на обеспечение жильём у вас есть, но права на оставление в списках личного состава воинской части – нет, то есть вы подлежите увольнению без обеспечением жилым помещением, то:

Напишите рапорт об оставлении вас в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения) – в двух экземплярах, зарегистрируйте рапорт, второй экземпляр с регистрационным входящим штампом оставьте у себя, или скопируйте уже зарегистрированный рапорт

В беседе с командиром части перед увольнением выразите своё желание остаться в списках очередников (в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения), убедителсь, что это ваше желание занесено в лист беседы, сделайте для себя копию (фотографию) листа беседы.

Получив копию Приказа полномочного должностного лица об увольнении и копию приказа об исключении из списков части – убедитесь, что ваше пожелание включено в приказ и выглядит так:

оставление в списках очередников

Эту статью прочитали: 7 041 визитов сегодня: 1

(2 5,00 из 5)

Источник: https://armylawyer.ru/blog/zhilyo/nuzhno-li-pri-uvolnenii-pisat-raport-na-ostavlenie-v-spiskax-ocherednikov-na-poluchenie-zhilogo-pomeshheniya/

Адвокат ОЛЕГ СУХОВ: Жилье военнослужащим – актуальная проблема сегодняшнего дня

Законно ли увольнение военнослужащего с оставлением в списке очередников?

Об обеспечении жильем военнослужащих с юридической точки зрения рассказывает адвокат Олег Сухов, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра».

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, основания для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями прекращаются.

Если военнослужащие не соглашаются с их увольнением с военной службы без предоставления жилья, они не могут быть уволены без предоставления жилья (Постановление Пленума ВС РФ от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»).

Право на жилье возникает как у самого военного, так и членов его семьи, которыми являются только постоянно с ним проживающие супруг, дети, родители, иные лица, которые будут признаны судом членами семьи увольняющегося военнослужащего (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 “О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности”). При этом члены семей военнослужащего не обладают самостоятельным правом на получение жилья, их право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Даже получение жилого помещения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего является лишь следствием нереализованного при жизни военнослужащего его права на получение жилья.

С семьей военнослужащего, увольняющегося из рядов армии, должен заключаться договора социального найма на предоставления жилья, который в полной мере закрепляет право на приватизацию полученной квартиры.

На практике военнослужащим предоставляются квартиры по договорам найма, а так же по инвестиционным и предварительным договорам, в соответствии с которыми зачастую право собственности приходится оформлять в судебном порядке.

При этом не стоит путать договор социального найма с договором найма служебного жилья, в соответствии с которым семье военнослужащего может предоставляться жилье на время службы, и в соответствии с которым данная семья может быть выселена при прекращении срока действия данного договора или по иным основаниям, установленным договором или законом.

Если семья военнослужащих освобождает жилое помещение, то оно может быть предоставлено только другой семье военнослужащих, и никому иному (Закон “О статусе военнослужащих” ст. 15).

Однако в данном случае речь идет о жилищном фонде Министерства обороны, если же жилье попадает в муниципальный фонд, то местные органы жилищной власти вправе распределить такое освободившееся жилье иным категориям лиц, если на момент освобождения квартиры военный уволен в отставку.

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства (п. 1 ст. 23, п. 14 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих”). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с членами своей семьи обеспечиваются служебным жильем по месту нахождения воинской части, а при отсутствии там жилья – в близлежащих пунктах.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.

При желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

На практике очень не просто решается вопрос обеспечения жильем военнослужащих по избранному ими месту жительства, в п. 14 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” содержится поручение Правительству РФ определить порядок учета военнослужащих, избравших после увольнения с военной службы иное место жительства, и предоставления им жилого помещения в избранном постоянном месте жительства при увольнении по “льготным” основаниям. Однако до настоящего времени соответствующее Постановление Правительства РФ не издано, чем и обусловлены изложенные выше проблемы.

Как видно, в п. 14 ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” ничего не сказано про увольнение с военной службы, а также о том, должно ли это увольнение осуществляться до получения жилья по избранному месту жительства либо после его получения. В соответствии с подп. “и” п. 2 ст.

13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего в распоряжение допускается, в частности, и при невозможности своевременного исключения уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных федеральным законом и приведенным Положением, на срок до его исключения. Закон обязывает выдать военнослужащему ГЖС до окончания его военной службы. На практике военного отправляют в запас с оплатой ему полного служебного довольствия, у военного продолжается выслуга лет и до получения жилья военный числится служащим в вооруженных силах.

Законодательство не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем – в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания – по избранному им месту постоянного жительства.

Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства – по месту военной службы.

Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.

У имеющих жилье военнослужащих по месту службы, его сдача (передача) является обязательным условием получения жилищного сертификата. К тому же в соответствии со ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” служебные жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим только на срок военной службы.

Не соответствует закону увольнение необеспеченного жильем военнослужащего с последующим предоставлением ему жилья до исключения из списков личного состава части. В соответствии с подп. “и” п. 2 ст.

13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление уволенного с военной службы военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения из названных списков только в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и Положением.

В судебной практике вопросы о возможности увольнения военнослужащих, желающих получить жилье не по месту прохождения военной службы, решаются совершенно по-разному, о чем свидетельствует судебная практика Верховного суда РФ.

В одних случаях увольнение военнослужащего при наличии у него служебного жилья признается законным, в других – увольнение законным, а исключение из списков личного состава части – незаконным, а в-третьих – само увольнение признается ВС РФ незаконным.

Право на внеочередное получение жилья для военнослужащего в настоящее время предусмотрено только по основаниям ст. 57 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень лиц, обладающих таким правом.

В отдельных случаях права военнослужащих ущемлены и практика рассмотрения жилищных споров складывается не в пользу данной категории лиц ввиду того, что правовую определенность в вопросе правоприменения ВС РФ дает без учета особенностей жизни и деятельности семей военнослужащих, в ущерб прав не последних, а членов их семьи.

Так, право обеспечения дополнительной жилой площадью имеют отдельные категории военнослужащих, а именно командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания. Их права подлежат учету, в том числе и при обеспечении ГЖС.

Однако права других членов семьи военнослужащего на дополнительную жилую площадь при расчете размера субсидии по государственному жилищному сертификату не учитываются и могут быть реализованы только при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 50-О. Внесение правовой определенности в этот вопрос высшим судебным органом исключает какие-либо дальнейшие комментарии связанной с этим проблематики, но факт сужения прав военнослужащих в этом аспекте остается существующим в действительности.

Подводя итог всему вышеизложенному стоит обратить внимание на три основополагающих момента, а именно, практика реализации предоставления жилья военнослужащим в настоящее время не сформирована, Закон не регулирует детально такого рода взаимоотношения, суды высших инстанций противоречивы и не имеют единообразия судебной практики.

Аутсорсинг пресс-службы адвоката Олега Сухова обеспечивает PR агентство Красное Слово

Компания: КРАСНОЕ СЛОВО – Коммуникационная группа

Источник: https://www.russianrealty.ru/analytic/articles/companies/30722/

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий