Законны ли требования администрации и имеют ли право привлечь к ответственности?

«Штрафы на работе»: какие взыскания из зарплаты законны?

Законны ли требования администрации и имеют ли право привлечь к ответственности?

Как бы мы ни были против, но системы штрафов повсеместно применяются многими работодателями.

Причины «закручивания гаек» разнообразны: штрафы могут быть применены за опоздания, за курение в неустановленном месте или в принципе за сам факт курения, за невыполнение плана продаж, за нарушение дресс-кода, игнорирование указаний начальника, преждевременное покидание рабочего места… К слову, рублем сегодня могут наказать на работе кого угодно и за что угодно. Складывается впечатление, что работники организаций, где применяется система штрафования, даже в туалет должны отпрашиваться.

Работать в таких условиях или нет – выбор каждого – все зависит от того, насколько вам это позволяет самолюбие. Другой вопрос – законность применения таких санкций со стороны работодателя.

А вот она как раз вызывает большие сомнения, ведь в трудовое законодательство, несмотря на лоббирование вопроса руководителями «новой формации» еще с начала 00-х и момента принятия Трудового кодекса, так и небыли внесены нормы, позволяющие штрафовать сотрудников.

Между тем это мало кого из работодателей останавливает – системы финансовой демотивации стабильны и работают как часы. Карьерист.ру разобрался, как это работает и в каких случаях штрафы действительно незаконны.

Законные удержания

Начнем, пожалуй, с того, что работодатель имеет право применять к работнику на законных основаниях. Это, однако, отнюдь не штрафные санкции, а, если быть корректным, удержания из зарплаты.

Так, помимо налогов работодатель вправе забирать из вашей зарплаты удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам, направленным ему судебными приставами – это административные штрафы, задолженности по коммунальным платежам и кредитам, алименты, иные долги.

Кроме того, в силу действия ст. 137 ТК, из зарплаты работника могут быть вычтены по инициативе работодателя:

  • суммы неотработанного аванса;
  • неиспользованные суммы командировочных;
  • суммы излишне начисленные в силу ошибок бухгалтерии;
  • сумму компенсации за использованный отпуск, который был получен в счет еще не отработанного календарного года;

Интересно, что указанная статья не позволяет удерживать указанные суммы самовольно – работник должен дать согласие на удержание, в противном случае они возможны лишь через суд.

Третья категория законных удержаний из зарплаты – вычеты, связанные с прямым действительным ущербом, нанесенным работодателю в случаях, когда трудовым или коллективным договором на работника или коллектив возложена материальная ответственность. Под таким ущербом, согласно ст.

238 ТК, понимается уменьшение имущества работодателя, ухудшение его состояния, а также возникновение необходимости в расходах, направленных на восстановление имущества. Такой ущерб, в силу ст. 248 ТК, возмещается работником или коллективом  по распоряжению работодателя, то есть непосредственно его приказом.

Взыскания в таком случае не могут превышать средней ежемесячной зарплаты, которая и составляет пределы ответственности работника, согласно ст. 241 ТК.

Удар по премии

Впрочем, зарплата работников редко когда состоит лишь из фиксированного оклада – в подавляющем большинстве случаев львиную долю зарплаты составляют премии, выплата которых привязывается трудовым или коллективным договором к достижению конкретных показателей или соблюдению трудовой дисциплины.

  Так как этого трудовое законодательство отнюдь не запрещает, такие премии становятся настоящим полем для работодательских штрафов – включая их в зарплату, руководство конторы оставляет себе «поле для маневров» с вашей зарплатой.

«Удар по премии» вполне законен с точки зрения ТК и может применяться за опоздания, преждевременный уход с работы, невыполнение нормы выработки, неисполнение плана, нарушение установленных работодателем сроков и т.д.

В некоторых конторах применяются гибкие системы «вычетов» из премии, зависящие от степени выполнения плата, совокупного времени опозданий на протяжении месяца, количества принятых клиентов или заключенных договоров и т.д.

Условия премирования и удержания из премии могут быть нормированы внутренними нормативными документами – такую систему вполне можно назвать прозрачной.

Другой вопрос, если такая система нигде не зафиксирована… Впрочем, вычеты из премии, именуемые в качестве штрафных санкций, могут применяться даже при выполнении установленных требований. Дело в том, что премия всегда выплачивается из прибыли: нет прибыли – нет и премии.

Штрафы как штрафы

Любые другие штрафы, именуемые трудовым договором действительно как штрафы или материальные взыскания дисциплинарного характера, законом запрещены. Статьей 192 ТК определен исчерпывающий перечень взысканий дисциплинарного характера, применение которых по отношению к своему персоналу допустимо.

В их число входит замечание, выговор и увольнение – права удерживать средства, отработанные сотрудником, работодателю не дано.

Однако, широкое использование систем премирования, конвертных схем и применение гражданского законодательства к трудовым отношениям делают штрафные мероприятия весьма распространенными.

Так, получение зарплаты в конверте дает работодателю «все козыри», ведь в таком случае ее выплата нигде официально не фиксируется, поэтому доказать сам факт выплаты, а следовательно и удержания штрафа, не удастся физически. Работники в таком случае абсолютно не защищены – закон остается на их стороне, но вот отсутствие доказательств существования трудовых отношений не позволяет привлечь работодателя к ответственности.

Отдельного внимания заслуживают случаи оформления трудовых отношений посредством заключения гражданско-правовых договоров, например, посредством заключения договора подряда или договора на оказание услуг. Регулирование таких отношений осуществляет не Трудовой, а Гражданский кодекс.

А он то как раз и не запрещает применения штрафов к стороне договора, которая нарушает взятые на себя обязательства. Так, если вами, как исполнителем работы, не выполнены какие-либо условия договора, а им самим предусмотрены за это взыскания, не сомневайтесь, что работодатель их сделает.

Другой вопрос, стоит ли у него работать.

Обратим внимание, что если подобного рода взыскания договором не оговорены, то работодатель не имеет права делать их самовольно – в таком случае удержания допустимы исключительно через суд.

Естественно, что работодатель не будет соблюдать данного требования и оштрафует вас по собственной воле, как это всегда бывает, причем независимо от того, на каких условиях и по какому договору происходит сотрудничество.

В таком случае обращаться в правоохранительные органы придется уже работнику.

Что делать?

Заметив неправомерное удержание из своей зарплаты, не стоит сразу обвинять работодателя – возможно удержания действительно носят законный характер.

Для этого стоит обратиться в бухгалтерию предприятия, возможно, даже в письменном виде – дабы получить развернутый письменный ответ.

Если в нем удержания обусловлены не требованием исполнительного документа, а бухгалтерия ссылается исключительно на распоряжение руководителя, обращаться стоит уже к нему.

Причем желательно тоже с письменным заявлением, в котором стоит отразить не только просьбу разъяснить суть взыскания, но и обосновать его неправомерность, сославшись на конкретные нормы трудового законодательства. При отсутствии самостоятельной возможности составить такое заявление грамотно, обратитесь к юристам или в профсоюз.

Естественно, что руководство отдает себе отчет о тех взысканиях, которые делаются по его распоряжению.

И если основания для них не соответствуют законодательству, не стоит ждать, что руководство сошлется на них в официальном ответе.

В таком случае в бухгалтерию поступит распоряжение о возврате удержанных средств или руководство впишет в ответ весьма размытую сомнительную формулировку, или и вовсе откажет в направлении ответа.

Если деньги возвращены не были, вопрос их возврата принципиален, а работник не боится лишиться места трудоустройства – ему необходимо смело обратиться в трудовую инспекцию и прокуратуру.

При этом в своем заявлении не забудьте сослаться на то, что не желаете, чтоб ваша личность как заявителя стала известна работодателю. Надзорные органы проведут необходимые проверки, наверняка выявят факт незаконных удержаний, выпишут необходимые предписания на возврат отобранных денег и оштрафуют уже работодателя.

Насколько далеко вы готовы зайти в вопросе защиты своих трудовых прав – зависит исключительно от вас и вашей решительности.

Но решая этот вопрос, помните, что не стоит ждать от кого-либо соблюдения ваших прав, если вы сами не в состоянии их защитить.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/shtrafy-na-rabote-kakie-vzyskaniya-iz-zarplaty-zakonny.html

Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

Законны ли требования администрации и имеют ли право привлечь к ответственности?

Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

1.

 Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

4.

 Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

При даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

5.

 Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное ание, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное ание, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного ания.

6. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 71 настоящего Федерального закона, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

Комментируемая статья определяет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата и препятствующих его необоснованному привлечению к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата.

Вместе с тем в комментируемой статье устанавливается только небольшая часть гарантий зарегистрированного кандидата.

В других статьях комментируемого Федерального закона определяются гарантии зарегистрированного кандидата на получение и распространение информации о выборах и на проведение предвыборной агитации; на возможность присутствия на избирательных участках при ании и подсчете избирателей; на обжалование нарушений избирательных прав и т.д.

1. Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием для освобождения является подача заявления.

Вместе с заявлением (рапортом) зарегистрированный кандидат должен представить работодателю (командиру воинской части, руководителю) решение соответствующей комиссии о его регистрации. В заявлении целесообразно сделать ссылки на нормы законодательства, дающие право на освобождение.

Если для лиц, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, подача такого заявления является обязанностью, то для иных работников или учащихся – правом.

Администрация обязана издать соответствующий приказ (распоряжение) об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении и на любое время в пределахопределенного срока избирательной кампании(до официального опубликования результатов выборов).

Как следует из статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставить работнику – зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы.

Однако по согласованию между работодателем и работником (зарегистрированным кандидатом) последнему в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случае отказа в предоставлении предусмотренного комментируемым Федеральным законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно. Освобождение зарегистрированного кандидата от работы, службы или учебы может производиться на любой срок, указанный в заявлении или рапорте. Это может быть весь период, определенный законом либо любой временной отрезок в его пределах. Обращение зарегистрированного кандидата об его освобождении может быть разовым или неоднократным.

2. В комментируемом пункте установлены правовые гарантии защиты трудовых и иных интересов зарегистрированных кандидатов.

Зарегистрированный кандидат без его согласия не может по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Что касается военной службы, то комментируемый Федеральный закон, определяя гарантии зарегистрированного кандидата, препятствующие его увольнению со службы, не устанавливает запрет по его переводу на иное место службы. Вместе с тем данная гарантия вытекает из смысла комментируемого пункта, так как каждый кандидат должен иметь возможность проводить агитацию в равных условиях.

3. Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.

Статья 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166?ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 1 раскрывает понятие «трудовой стаж»: стаж, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2 . Статья 10 указанного Федерального закона определяет периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

____________
1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831 (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 года № 141-ФЗ, от 8 мая 2004 года № 34-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 25 ноября 2006 года № 196-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700, № 46. Ч. 1. Ст. 4437; 2004. № 19. Ч. 1.

Ст. 1835, № 35. Ст. 3607; 2006. № 48. Ст. 4946.
2 СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. I. Ст.

 4920 (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 31 декабря 2002 года № 198-ФЗ, от 29 ноября 2003 года № 154-ФЗ, от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ, от 3 июня 2006 года № 70-ФЗ, от 3 июня 2006 года № 77-ФЗ, с изменениями, внесенными на основе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 года № 231-О) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 1. Ст. 13, № 48. Ст. 4587; 2004. № 27. Ст. 2711, № 35. Ст. 3607; 2005. № 8. Ст. 605; 2006. № 23. Ст. 2377, № 23. Ст. 2384.

4.

 Нормы, определяющие порядок привлечения зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности и применения к нему административного наказания в судебном порядке исключительно с согласия прокурора (соответственно уровню выборов), призваны обеспечить гарантию деятельности зарегистрированных кандидатов, исключающую возможность неправомерного давления на них. Требования по предварительному согласованию с прокурором применения мер к зарегистрированному кандидату действуют со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов, за исключением случаев утраты зарегистрированным кандидатом своего статуса до дня ания в связи с выбытием, отзывом кандидата избирательным объединением либо отменой регистрации кандидата, списка кандидатов. Вместе с тем необходимо отметить, что практическому применению комментируемой нормы в части привлечения к уголовной ответственности препятствует то, что в статье 447 УПК РФ зарегистрированные кандидаты не отнесены к категории лиц, к которым применяется особый порядок привлечения к уголовной ответственности 1 . Что касается применения положения о том, что зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) не может быть подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, – практическая его реализация может осуществляться в рамках следующих организационных процедур.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st41.php

О порядке привлечения к административной ответственности

Законны ли требования администрации и имеют ли право привлечь к ответственности?

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Имеет ли право администрация настаивать на заключении с работником договора о полной материальной ответственности?

Законны ли требования администрации и имеют ли право привлечь к ответственности?

В амбулатории общей практики – семейной медицины в процессе формирования Центра первичной медико-санитарной помощи (далее – ЦПМСП), структурным подразделением которого она является, была сокращена должность старшей медицинской сестры.

На работницу, занимающую эту должность, возлагалась полная материальная ответственность. Сейчас администрация ЦПМСП настаивает на заключении договора о полной материальной ответственности с медицинской сестрой амбулатории.

Законны ли требования администрации?

Материальная ответственность работника – это вид ответственности, которая состоит в обязанности работника возместить в установленном законом порядке и размерах ущерб, причиненный предприятию, где он работает, в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения без уважительных причин трудовых обязанностей.

Работник обязан бережливо относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации (собственника), с которыми заключен трудовой договор, и принимать меры по предотвращению ущерба (ч. 2 ст. 131, ст. 139 КЗоТ).

Работники несут материальную ответственность за вред, причиненный ими предприятию нарушением возложенных на них трудовых обязанностей (ст. 130 КЗоТ).

Такая материальная ответственность может быть возложена на любого работника, который работает по трудовому договору, и для этого не обязательно заключать с ним договор о полной материальной ответственности.

В зависимости от формы вины работника и иных обстоятельств, при которых причинен вред, на работника может возлагаться ограниченная или полная материальная ответственность. В отдельных случаях законодательством может устанавливаться повышенная материальная ответственность.

Ограниченную материальную ответственность, то есть в размере причиненного по их вине ущерба, но не более своего среднего месячного заработка, в соответствии со ст. 133 КЗоТ несут:

  • работники – при порче или уничтожении из-за небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в частности при их производстве. В таком же размере работники несут материальную ответственность при порче или уничтожении из-за небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование;
  • руководители предприятий и их заместители, а также руководители структурных подразделений на предприятиях и их заместители, если ущерб предприятию причинен излишними денежными выплатами, неправильным учетом и хранением материальных, денежных или культурных ценностей, непринятием нужных мер для предотвращения простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищения, уничтожения и порче материальных, денежных или культурных ценностей.

Следует отметить, что упомянутые в п. 1 ст. 133 КЗоТ такие материальные ценности, как инструменты, измерительные приборы, специальная одежда и другие предметы, могут быть выданы любому работнику для выполнения им трудовых обязанностей.

Выдача должна быть оформлена документально и заверяться подписью работника. Но это совсем не значит, что работник получил статус материально ответственного лица и с ним следует заключать договор о полной материальной ответственности.

Не требует заключения договора о полной материальной ответственности и поручения работнику выполнять работы на определенном механизме или агрегате.

Закрепление работника за соответствующим механизмом или агрегатом должно быть оформлено приказом или распоряжением работодателя.

В п. 2 ст.

133 КЗоТ установлена ограниченная материальная ответственность отдельного круга работников, а именно: руководителей предприятий, их структурных подразделений (не только обособленных) и их заместителей.

Основанием для привлечения к материальной ответственности на основании п. 2 ст. 133 КЗоТ, по сути, являются любые нарушения трудовых обязанностей, которые привели к прямому действительному ущербу.

Материальная ответственность работников в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, наступает в случаях, предусмотренных ст. 134 КЗоТ, а именно, если:

  • между работником и предприятием, учреждением, организацией в соответствии со ст. 1351 КЗоТ заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целости имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для иных целей;
  • имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
  • ущерб нанесен действиями работника, которые имеют признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
  • ущерб нанесен работником, который был в нетрезвом состоянии;
  • ущерб нанесен недостачей, преднамеренным уничтожением или преднамеренной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;
  • в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей;
  • ущерб нанесен не при выполнении трудовых обязанностей;
  • служебное лицо виновно в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу;
  • руководитель предприятия, учреждения, организации какой-либо формы собственности виновен в несвоевременной выплате зарплаты более одного месяца, что привело к выплате компенсаций за нарушение сроков ее выплаты, при условии что госбюджет и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием.

Договоры о полной материальной ответственности заключаются только в письменной форме с работниками (достигшими 18 лет), которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются в порядке, который определяется КМУ (ст. 1351 КЗоТ).

Вместе с тем в Украине доныне действует Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией может заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им на хранение, обработку, продажу (отпуск), перевозку или применение в процессе производства, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24 (далее – Перечень № 447). В этот Перечень входит и должность старшей медицинской сестры.

Однако следует обратить внимание, что ст.

1351 КЗоТ категорически формулирует правило о приемлемости заключения письменных договоров о полной материальной ответственности только с работниками, которые занимают должности или выполняют работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Если же в трудовые обязанности работников такие функции не входят, то заключение договора о полной материальной ответственности будет противоречить закону, даже если должность, которую занимает работник, или работа, которую он выполняет, и входит в Перечень № 447.

Поэтому в соответствии со ст. 1351 КЗоТ договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться, если одновременно выполняются два условия:

  • наличие должности, которую работник занимает, или работы, которую он выполняет, в Перечне № 447;
  • выполнение обязанностей согласно должности, а также работы по специальности должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работнику ценностей.

Таким образом, одно лишь наличие должности или работы в Перечне № 447 не дает оснований для заключения договора о полной материальной ответственности, если в содержании трудовой функции работника нет перечисленных обязанностей.

Кроме того, факт заключения договора о полной материальной ответственности не может быть основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности, если он не подпадает под категорию работников, с которыми работодатель согласно законодательству может заключать такой договор.

По этому поводу Пленум Верховного Суда Украины в п. 8 постановления от 29.12.92 г.

№ 14 «О судебной практике в делах о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками» разъяснил, что, рассматривая дела о материальной ответственности на основании письменного договора, заключенного работником с предприятием, о взятии на себя полной материальной ответственности за необеспечение целости имущества и других ценностей (недостача, порча), переданных ему для хранения или других целей (п. 1 ст. 134 КЗоТ), суд обязан проверить, относится ли ответчик к категории работников, с которыми согласно ст. 1351 КЗоТ может быть заключен такой договор, и заключали ли его.

Если не относится или если договор не заключался, то за причиненный работником ущерб может быть возложена лишь ограниченная материальная ответственность, если согласно действующему законодательству он по другим основаниям не несет материальной ответственности в полном размере ущерба.

Следовательно, в нашей ситуации, побуждая работника, не подпадающего под категорию работников, с которыми работодатель согласно законодательству может заключать договор о полной материальной ответственности, к заключению такого договора, администрация ЦПМСП грубо нарушает законодательство о труде. Понятно, что такие действия администрации ЦПМСП являются противозаконными.

Источник: “Баланс-Бюджет” № 24, который вышел из печати 11.06.18 г.

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/imeet-li-pravo-administraciya-nastaivat-na-zaklyuchenii-s-rabotnikom-dogovora-o-polnoj-materialnoj-otvetstvennosti

Адвокат Сорокин
Добавить комментарий